Фреска белый ангел. Святыни черногории и сербии

Царь-мученик

У подножия памятника русскому Государю всегда лежат живые цветы. Их приносят не только наши соотечественники, но и сербы, которые свято почитают Царя-мученика.
В 1925 году в сербской печати появилась необычная статья. В ней говорилось о видении одной пожилой сербке, которая потеряла на войне трех сыновей. Однажды после горячей молитвы за всех воинов, погибших в последней войне, женщина заснула и увидела во сне императора Николая II.
- Не горюй, - сказал он, - один твой сын жив. Он находится в России, где вместе со своими двумя братьями боролся за славянское дело. Ты не умрешь, - продолжал Царь-мученик, - пока не увидишь своего сына.
Прошло всего несколько месяцев, и счастливая мать обняла сына, вернувшегося из России. Об этом событии узнала вся страна. В сербский Синод потоком хлынули письма, в которых люди, чаще всего простые, сообщали о том, как горячо они любят русского Государя.
Через некоторое время лик Царя-мученика снова чудесным образом явился в этой стране. Произошло это так. Русского художника и академика живописи С.Колесникова, который жил в Сербии, пригласили в древний монастырь святого Наума на Охридском озере. Ему поручили расписать купол и стены храма, предоставив полную свободу в творчестве. Художник решил в пятнадцати овалах написать лики святых. Четырнадцать ликов были написаны сразу же, но пятнадцатый овал долго оставался пустым - какое-то необъяснимое чувство заставляло Колесникова повременить.
Однажды в сумерках он вошел в храм. Внизу было темно, и только купол освещали лучи заходящего солнца. Дивная игра света и теней делала все каким-то неземным, особенным. В этот момент художник увидел, что чистый овал ожил: из него глядел скорбный лик императора Николая II. Охваченный молитвенным порывом, Колесников начал, не нанося углем контуров чудного лика, писать сразу же кистью. Наступившая ночь прервала работу. Художник не мог спать, и, едва забрезжил рассвет, он был уже в храме и работал с таким вдохновением, какого у него давно не было. "Я писал без фотографии, - рассказывал позже Колесников. - В свое время я несколько раз близко видел Государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в моей памяти. Портрет-икону я снабдил надписью: "Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства".
Вскоре в монастырь приехал командующий войсками Битольского военного округа генерал Ристич. Он долго смотрел на лик Царя-мученика, и по щекам его текли слезы. Обратившись к Колесникову, он тихо молвил: "Для нас, сербов, он есть и будет самый великий, самый почитаемый из всех святых".

Гимназисты

Православная гимназия в Ховрине - единственное среднее учебное заведение в Москве, где дети изучают сербский язык.
- Везде изучают романские и восточные языки, а мы - славянские, - говорит директор гимназии Игорь Алексеевич Бузин. - Сербский язык у нас преподает Илья Михайлович Числов, славист и переводчик. Он очень любит Сербию и ее народ, знает ее культуру, переводит на русский сербских прозаиков и поэтов.
- Я провожу уроки только на сербском языке, - добавляет Илья Михайлович. - О чем мы говорим в первую очередь? Конечно, о Сербии: об ее истории, культуре, обычаях, традициях. Ну и, конечно, об истории Сербской Православной Церкви и ее святых. Неудивительно поэтому, что наши дети знают сербский язык, и прежде всего разговорный, достаточно хорошо. В Сербии они чувствовали себя прекрасно - для них не существовало языкового барьера. Именно им, детям, лучше и быстрее удавалось коснуться сердечных струн сербов.
В городе Нови Сад мы были в гостях у епископа Бачского Иринея (он, кстати, возглавляет Отдел зарубежных связей Сербской Православной Церкви). После богослужения в кафедральном соборе епископ представил нас своей пастве и отдельно сказал несколько слов о детях. В ответ Наташа Егорочева, Юля Утенкова и Миша Катышев прочитали на языке оригинала гимн святителю Савве Сербскому, который знает каждый серб. Надо было видеть, какое умилительное впечатление произвело это на присутствующих. Мужчины и женщины обнимали наших детей, дарили им подарки.
В Сремских Карловцах мы посетили духовную семинарию. Ее воспитанники дали нам прекрасный духовный концерт. Игорь Алексеевич, подойдя к нашим детям, стал с ними о чем-то совещаться, после чего они вышли на сцену и рассказали собравшимся (разумеется, это был экспромт) житие святителя Саввы Сербского. Семинаристы наградили юных гостей дружными и громкими аплодисментами.

Вода жизни

Это случилось в 1711 году в одном из уединенных уголков обширной плодородной Бачской низменности. Крестьянин пас в поле овец. Был жаркий день, и он присел под дерево отдохнуть. Вдруг всю округу осиял необыкновенный свет, который был ярче солнечного, и мягкий женский голос произнес:
- Отныне этот луг будет местом исцеления Моего народа. Вода, которая здесь потечет, станет водой жизни.
Крестьянин пришел в священный ужас. Он забыл про овец и думал только о том, что все это значит. На другой день, отправляясь в поле, он взял с собой заступ и в том месте, где было видение, стал копать землю. Сразу же появилась вода, она все прибывала и прибывала и вскоре потекла маленьким ручейком. В течение нескольких дней крестьянин вырыл колодец, сделал для него сруб, а рядом поставил скамеечку.
Однажды сюда пришел слепой: когда он умылся этой водой, то прозрел. Быстро разнеслась весть о целебном источнике. К нему стало притекать множество людей. Глухие и немые, прокаженные и бесноватые, согбенные и хромые, испив воды, становились здоровыми.
Прошло почти три века. Уже в наши дни по благословению Святейшего Патриарха Сербского Павла на этом месте было решено основать монастырь. Вот эту великую святыню пригласил нас посетить епископ Бачский Ириней.
Бачская низменность - гладкая и ровная, как паперть. Автобус катится и катится по дороге, а глазу не за что зацепиться. Одно село осталось позади, второе, третье - все они похожи друг на друга как две капли воды. Поворот, еще один поворот, остановка.
Легкие железные ворота. Дорожка, выложенная каменными квадратными плитками. Маленький храм в честь Успения Божией Матери. Неподалеку, в каких-нибудь пятидесяти шагах, еще один храм - летний. Он открытый, у него нет ни одной двери: это, по сути дела, только алтарь - для священнослужителей, а сам храм - там, где молятся люди, - под открытым небом.
Ну а где же святой источник? Он здесь, как и три века назад. Среди цветов и фруктовых деревьев возвышается большое мозаичное панно, изображающее национального героя сербского народа старого Юга и девять юговичей, о которых я расскажу чуть позже; у подножия панно - несколько кранов, можно подойти и утолить жажду целебной водой.
Монастырь делает свои первые шаги. Службы совершает местный приходской священник. Но в том, что обитель открывается именно в наши дни, есть глубокий духовный смысл.

Окошечко

В городе Нови Сад произошла одна из самых удивительных встреч за все время нашего путешествия. В храме Трех Святителей ко мне подошел священник. У него было типично русское открытое лицо, чистый красивый лоб, умные глаза смотрели остро и проницательно.
- Вы тоже из Москвы? - спросил я, увидев на нем нагрудной крест (сербские священники таких крестов не носят).
- Нет, я из Америки.
- А где служите?
- В одном из приходов Русской Православной Церкви.
- Патриархийной?
- Нет, Заграничной.
Наше знакомство с отцом Федором, как звали священника, продолжилось в Бачском епархиальном управлении, куда нас любезно пригласил епископ Ириней. В старинном добротном здании на втором этаже находится часовня Василия Великого. На северной стороне часовни - семь икон: Святителя Николая, святой царицы Александры, святителя Алексия, митрополита Московского, равноапостольной Ольги, Великой княгини Российской, мученицы Татианы, преподобной Марии Египетской и великомученицы Анастасии-узорешительницы - это небесные покровители и заступники всех членов Царской семьи.
В этой маленькой церковке служили и молились десятки, а может, и сотни русских людей, которые волею судеб оказались в свое время в Сербии.
- Когда мне исполнилось семь лет, - начал свой рассказ отец Федор, - я стал приходить в этот храм и помогать батюшке в алтаре. Мне это очень нравилось, и я старался не пропустить ни одной службы. Так продолжалось семь или восемь лет. А потом я с родителями уехал в Америку, и вот уже почти пятьдесят лет там живу. В Америке я закончил университет, прекрасно знаю английский язык. В этой заокеанской стране много хорошего: мы, русские, можем свободно исповедовать здесь свою веру, строить православные храмы, преподавать Закон Божий. Но в Америке нет и не может быть той духовной культуры, которую дает Православие. Американцы построили Вавилонскую башню цивилизации, а чем заканчивается такое строительство, мы прекрасно знаем из Священного Писания.
- У меня сегодня особенный день, - продолжил рассказчик, - я буду вспоминать о нем до конца моей жизни... Вернувшись в Сербию через полвека, я, можно сказать, вернулся на родину. Жаль, что не в Россию. Все мои мысли там, в России, с русским народом. Я ловлю каждую весточку оттуда, переживаю все, что там происходит, и молюсь, молюсь о России, о стране, где я мог бы родиться, но не родился, где мог бы собирать цветы на берегу тихого ручья, но не собираю, где мог бы радоваться со своими друзьями, но не радуюсь, где бы мог печалиться с ними, но не печалюсь, где мог бы умереть и быть похороненным в родной земле, но я умру совсем в другом месте и меня погребут в чужой земле...
Отец Федор замолчал, опустив голову, а мы стояли рядом, и никто не проронил ни слова, боясь нарушить тишину и то особое состояние души, которое овладело в эти минуты нашим собеседником... Наконец священник поднял голову и... улыбнулся!
- Я вспомнил сейчас одну интересную деталь: когда я прислуживал в алтаре, то всегда открывал для диакона или священника южную дверь. Но уловить момент, когда они пойдут в алтарь, было затруднительно. Тогда я соскоблил краску на стекле почти у самой дверной ручки и в это маленькое "окошечко" наблюдал за диаконом или за священником, чтобы вовремя открыть алтарную дверь. Посмотрите сюда: это "окошечко" сохранилось до сих пор, как бы дожидаясь моего возвращения.

Белый Ангел

Монастырь Милешево, расположенный в южной части Сербии, на берегу горной речки Милешевка, - один из самых древних монастырей страны. Он сооружен в XIII веке. Люди приезжают сюда со всего мира, и есть из-за чего.
Когда с благоговением переступишь порог храма и, пройдя вперед, поднимешь голову, то на правой стене, над гробницей святого короля Владислава, увидишь изумительную по красоте фреску. Она изображает Ангела в белом одеянии. Эта фреска напоминает нам о великом Евангельском событии, когда Ангел Господень, сошедший с небес, отвалил камень и возвестил женам-мироносицам о воскрешении Христа.
Чем больше смотришь на Белого Ангела (так зовут его в Югославии), тем больше убеждаешься в том, что это - шедевр средневековой фресковой живописи. Здесь все совершенно: и поворот головы Ангела, и его глаза, и асимметричный размах крыльев, и движение руки, и его легкая, изящная, как бы невесомая фигура. Отойдешь немножко назад или приблизишься к гробнице - взгляд Ангела с тобой, он держит тебя, и ты весь во власти сообщенной Ангелом неземной вести.
Белый Ангел стал духовным символом Югославии. Его изображение встретишь везде - и в гостинице, и в салоне междугороднего автобуса, и в студенческой аудитории, и в келии монаха, и в кабинете министра... Даже взяв в руки авиабилет, пассажир встречается с завораживающим взглядом Небесного посланника.
Почему Белый Ангел везде и всюду сопровождает каждого серба? Потому что он, Белый Ангел, возвещает воскресение Иисуса Христа, а значит, и воскресение каждого верующего серба, воскресение всей прекрасной Сербии.

Слободна вожня

На лобовом стекле нашего автобуса было написано "Слободна вожня". Это означало, что наш маршрут намечен лишь в общих чертах, а в деталях мы были свободны: захотели - свернули с основной трассы, чтобы познакомиться с очередной святыней Сербии, захотели - сделали короткую остановку в тенистом ущелье, чтобы сфотографировать шумный сверкающий водопад.
Очень часто нас поджидали сюрпризы. Например, когда мы приехали в монастырь Святителя Николая в селе Хопово, то нашли здесь мощи... великомученика Федора Тирона. А в окрестностях города Нови Пазар мы увидели самый древний храм на территории Сербии (он назван именем апостола Петра) и самый древний монастырь - святого великомученика Георгия Победоносца. Этот монастырь находится в восхитительном месте, на вершине пологого холма, на все четыре стороны света открывается захватывающая панорама: такое ощущение, что отсюда мы увидели сразу всю Сербию...
Монастырь Жича расположен в самом центре страны. И в стародавние времена, и в нынешнее время его несколько раз разрушали. В 1941 году фашистская авиация превратила монастырские постройки в руины. Сейчас в обители спасаются около пятидесяти монахинь.
А вот монастырь Студеница. Он - в горах. Прямо из автобуса мы прошли в храм. Совершалось всенощное бдение под двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго Животворящего Креста Господня. Служба шла на церковнославянском языке, все было понятно, лишь в некоторых словах ударение слышалось не на том слоге, как у нас. Но в целом было впечатление, что мы находимся дома, в одном из русских монастырей. Уже на утрени мы освоились настолько, что иеромонах Антоний, который вел службу (кстати, он закончил Московскую духовную академию), благословил нас встать на клирос.
Обитель по праву гордится своими редчайшими святынями: при входе в храм, по правую руку, гробница преподобного Симеона мироточивого, отца святителя Саввы; она очень высокая и строгая на вид; внизу, у основания гробницы, широкий каменный желоб, в который собиралось миро от мощей святого. Но это было давно, в лучшие времена православной Сербии, а потом излияние мира прекратилось.
Не могли мы проехать и мимо монастыря "Печская Патриархия". В нем находится чудотворная Печская икона Божией Матери. История ее на редкость интересна и поучительна. Она была написана семнадцать лет спустя после Воскресения Христова. До V века святыня находилась в Иерусалиме, а затем византийский император Лев Великий перенес ее в Царьград. Опасаясь, что икона попадет в руки турок, христиане доставили ее в Херсон. Отсюда равноапостольный князь Владимир привез святыню в Киев. Осчастливив своим пребыванием и новгородцев, чудотворная икона вернулась в Иерусалим. Святитель Савва, прибыв в Святую Землю и получив в подарок святыню, принес ее в Сербию. Круг замкнулся: сама Божия Матерь, взяв русский и сербский народы под свой честной омофор, повелела хранить нам святое неразрывное единство перед лицом наглеющего зла.
В обители три больших храма, которые находятся под одной крышей (четвертый - совсем маленький - расположен отдельно). В них так много святынь, что перечислить их просто невозможно: назову в первую очередь гробницы с мощами сербских святителей Саввы II, Саввы III, Саввы IV, Никодима, Арсения, патриархов сербских Иоанникия и Ефрема, а также ковчег с главами святых мучеников Евстратия, Евгения, Мардария и Ореста.
Особо хочу остановиться на монастыре Црна река (Черная река), который приютился в тесном горном распадке. Здесь подвизался святой Петр Корежский. Трудно было найти более дикое и неприступное место, но то, что отталкивает людей мирских, привлекает монахов. Высоко над обрывом, в скале, угодник Божий нашел небольшую пещеру и стал в ней жить. Со временем тут образовалась обитель.
- Судьба наших и русских монастырей очень схожа, - сказал настоятель обители игумен Николай. - В безбожные титовские времена наша обитель была разорена и закрыта, а монахи рассеялись кто куда. Нормальная жизнь возобновилась совсем недавно. Устав у нас весьма строгий, и это идет всем на пользу. Приведу один пример: настоятели таких известных сербских монастырей, как Высоки Дечани и Сопочани, - бывшие наши насельники.
В маленьком скальном храме было полутемно, теплилось лишь несколько свечек. Чувствовалось, что храм очень благодатный, в нем хотелось остаться подольше.
- Многие паломники приезжают к нам специально для того, чтобы исцелиться, - сказал игумен. - Они остаются на всю ночь в храме - на ложе, которое находится под ракой преподобного. Во сне они и получают исцеление.
Когда все вышли из храма, я решил полежать на благодатном ложе. Нагнувшись, увидел, что кто-то меня опередил. Это был монах Киприан.
- Ложись мне под бок, - предложил он.
Я последовал его совету, и через несколько минут мы... уснули. Нас разбудил кто-то из братии.
- Вас зовут, - сказал он, - все уже уходят.
Как ни жалко было расставаться с целебным ложем, пришлось встать и бегом догонять группу. Скажу только, что через несколько часов я понял, что исцелился от одного своего недуга.
"Слободна вожня" привела нас в один из самых старинных и самобытных сербских монастырей - Грачаницу.
- Грачаница - это задужбина сербского короля Милутина, - пояснил Предраг. - Он был очень благочестивым правителем. "Сколько лет я буду царствовать, столько храмов и построю", - заявил он при вступлении на престол.
- Ну и сколько же построил?
- Сорок храмов!
Мы замолкли, ошеломленные.
- А что такое задужбина?
- Задужбина - это храм или монастырь, построенный кем-либо во спасение своей души. За-дуж-бина - за ду-шу.
- Значит, у короля Милутина было сорок задужбин?
- Выходит, так.
Покидая монастырь, мы обычно говорили:
- Хвала!
И слышали в ответ:
- Богу хвала!

Окончание следует

Группа самарских паломников побывала на праздновании 1700-летия Миланского эдикта в сербском городе Нише.

Всё в нашей жизни промыслительно. Позапрошлым летом Православная певица Юлия Славянская выступала с концертами в Сербии и привезла мне оттуда в подарок икону «Белый Ангел», особо почитаемую сербами. Когда я молился перед этой иконой, мной написались стихи, которые Юлия потом положила на музыку. Так появилась песня «Белый Ангел», посвящённая сербским новомученикам ХХ века. Она вошла в четвёртый альбом певицы и часто звучит на её концертах.

Белый Ангел

Посвящается Сербским мученикам.

Белый Ангел на камне у гроба,
Мироносицы в утренней мгле…
Пусть исчезнут страданья и злоба
На истерзанной Сербской земле!

Это вечное Косово поле,
Эта вечная битва с врагом…
Пусть все будет по Божьей воле,
Пусть останется мирным наш дом.

Самолеты летят над Белградом,
Словно коршуны в темной ночи,
Что им в маленькой Сербии надо?
Мать над сыном убитым кричит…

Белый Ангел, взмахни над страною
Ослепительно-белым крылом,
Белый Ангел, будь вечно со мною,
Как с восставшим из гроба Христом!

В то время я не мог и подумать, что окажусь в сербском монастыре Милешево и буду служить в том храме, где находится знаменитая фреска «Белый Ангел на Гробе Господнем», или «Мироносицы у Гроба».

Но мы предполагаем, а Господь располагает. Крёстная моего младшего сына Екатерина, возглавляющая самарскую службу «Паломник» и уже побывавшая в Сербии, решила организовать туда паломническую поездку. Приурочила её к празднованию 1700-летия Миланского эдикта Императора Константина Великого о принятии Христианства в качестве официальной религии в Римской Империи. Этот эдикт прекратил гонения на Христиан и сделал веру во Христа Спасителя государственной на всей территории огромной Империи. В эту поездку она пригласила и меня с сыном. Почти все, кто отправился в паломничество, столкнулись с неожиданным открытием: оказывается, святой равноапостольный Император Константин Великий был родом из сербского города Ниш. Он и его мать святая царица Елена стали покровителями этого города, им же посвящён один из храмов Ниша, в котором 3 июня Сербский Патриарх Ириней в сослужении десятков епископов и священников совершил Божественную литургию.

Самолёт из Москвы задержали на три с половиной часа, и наша паломническая программа нарушилась. Нас ждали в Белграде в обед, а мы прилетели только вечером и лишились возможности попасть на приём к Патриарху Сербскому Иринею. А ведь это было вполне реальным, так как на торжества в Ниш прибыла из России всего лишь одна наша группа. Но и возможность помолиться на Патриаршей литургии, а также получить благословение от Первоиерарха Сербской Православной Церкви для нас была Божией милостью и несказанной радостью.

Торжественное Богослужение проходило на специально сооружённой площадке перед храмом на выносном престоле. Нас порадовала простота встречи Патриарха Иринея. Никакого оцепления, никакой охраны, никакой помпезности и суеты. Его встречали священники, монахи и простой народ. Патриарх вышел из машины, взял крест у священника и по дороге к храму стал благословлять всех, кто к нему подходил. Когда я прикладывался к его руке, то почувствовал волну благодати, исходящей от Святейшего Патриарха. Несмотря на торжественность и благолепие, на трансляцию через огромный экран, на многочисленные микрофоны и кинокамеры, Божественная литургия прошла просто и молитвенно. Господь сподобил сослужить Предстоятелю Сербской Церкви двух священников из нашей группы - архимандрита Вениамина (Лабутина) и игумена Алексия (Медведева). Священников было столько, что не все уместились на площадке, и человек двадцать стояли просто с молящимися.

Во время Литургии явственно проявилась Божественная благодать. С утра погода была пасмурная, временами моросил дождь. И вдруг на «Отче наш» тучи разошлись, и солнечный луч упал прямо на престол. Вскоре небо прояснилось, стало светло и тепло. И другой момент. Когда Патриарх благословлял молящихся трикирием и дикирием, одна свеча на трикирии от дуновения ветра погасла. Но вот он повернулся в другую сторону, и свеча снова загорелась!

Нас со священником из Петербурга отцом Григорием сербский иеромонах Христослав пригласил в конце Литургии в храм, где рассказал об истории церкви святых Константина и Елены. Так как наши языки имеют общие славянские корни, то мы отца Христослава в общем-то поняли без переводчика. Храм новый, от него не веет вековой древностью, тем не менее он особенно любим жителями Ниша.

После Божественной литургии состоялся необычный Крестный ход. У нас в России я такого не видел. Он показал единство Церкви и государства. Впереди шествовал военный духовой оркестр, игравший национальные марши. За оркестром алтарники несли хоругви и запрестольные иконы. После них шёл детский церковный хор. Дальше - монахи и священники без облачений, священники в облачениях, участвовавшие в Литургии. Потом служившие епископы и за ними Патриарх Ириней. Шествие завершали миряне.

Движение на улицах города было перекрыто полицией, и Крестный ход, сопровождаемый радостными улыбками горожан, спокойно и торжественно прошёл по кварталу, где находится храм Константина и Елены. Но праздник ещё не закончился. День памяти равноапостольных святых в Нише является Днём города. И поэтому после Богослужения совершается Слава. Это празднование существует только в Сербской Православной Церкви. У нас, например, есть святые покровители, имена которых нам даны при крещении, и мы празднуем День своего тезоименитства, или День Ангела. У сербов же существуют покровители семьи, рода, города, государства. В день памяти святых покровителей и празднуется Слава. Выпекается большой калач (если сказать по-русски - каравай), надрезается крестообразно снизу, а надрезы поливают красным вином. Это напоминает освящение хлебцев на литии во время всенощного бдения. Калач потом дают надкусить всем родственникам и гостям праздника. На Славе города Ниша надрезание калача совершил Патриарх Ириней. Первыми его надкусили почётные гости, присутствовавшие на торжествах, - мэр и благотворители Нишской епархии. Предстоятель Сербской Церкви наградил их церковными наградами и сказал слово по случаю 1700-летия эдикта Императора Константина.

Солнце уже начинало припекать, и с трудом верилось, что в начале Божественной литургии моросил дождь и слышались раскаты грома. Жаль было расставаться с этим благодатным местом, но впереди нас ожидала обширная и интересная программа, включавшая посещение многих святых мест. Общительный и добрый отец Христослав проводил нас до автобуса и попросил нас молиться о нём. Дай Бог ему здравия и спасения!

В двух известных сербских монастырях мы служили Божественную литургию. Первую - в Студеницах, вторую - в Милешево.

Монастырь Студеница основал в 1190 году первый сербский король Стефан Неманя, более известный в Православной Церкви как Симеон Мироточивый. Когда он охотился в лесистых горах, ему понравилось одно красивое место, и он решил построить там монашескую обитель. С тех пор молитвы в этом святом месте непрестанно возносятся к Богу. В 1196 году на Соборе в Студеницах Стефан Неманя отказался от престола ради «благого ига Христова», постригся в ангельский образ, а затем ушёл на Афон, где подвизался в обители Хиландар. Его первый сын святой Савва наоборот пришёл с Афона в Сербию и был одно время в Студеницах архимандритом. Второй его сын король Стефан Первовенчанный, в монашестве Симон, нашёл упокоение в стенах этой обители.

Литургия в сербских монастырях начинается рано, около семи часов утра. В Студеницах мы служили одни, настоятеля монастыря почему-то не было. Нам сослужил сербский диакон Александр, всего пять дней как рукоположенный, но очень благоговейный и с хорошим звонким голосом. Алтарничал послушник по имени Воин, молодой человек с открытым улыбающимся лицом. От него исходила настоящая христианская любовь, и он старался во всём нам услужить.

Проскомидию совершал отец Вениамин, а мы с интересом смотрели на огромную просфору, лежащую на жертвеннике. У нас принято вырезать Агнца и вынимать частицы из пяти служебных просфор, а здесь, оказывается, вынимают из одной общей просфоры.

На Литургии причащалась почти вся наша паломническая группа и одна средних лет сербка. После службы наш гид Зорица рассказала нам о храме с сохранившимися древними фресками и о мощах, которые в нём находятся. С левой стороны от алтаря стоит рака с мощами святой Анастасии, матери святого Саввы, а с правой - рака с мощами монаха Симона, или Стефана Первовенчанного, Святого Короля, как называли его в народе. У южной стены, ближе к притвору, находится гробница Симеона Мироточивого. Пропев величания этим святым угодникам Божиим, мы приложились к их гробницам, прося молитвенного заступления.

Над входом в храм я увидел небольшой барельеф святого, сидящего на коне с поднятым в руке мечом. Вроде бы похож на Георгия Победоносца, но обычно он изображается с копьём, протыкающим змея. Я спросил у алтарника Воина:

Кто этот святой на коне?

Великомученик Георгий, - ответил он.

А почему он изображён с мечом, а не с копьём?

Он ограждает храм от турок, которые когда-то захватили сербские земли. Поэтому у него в поднятой руке меч.

Теперь всё понятно. Турецкое иго коснулось многих христианских народов на Востоке и на Балканах, три столетия страдали от них и сербы. Этот барельеф - безмолвный свидетель политической ситуации того времени.

Монастырь Милешево основан сыном Стефана Первовенчанного князем Владиславом в начале ХIII века. Точная дата его основания неизвестна, предположительно между 1219 и 1235 годами. Несколько столетий он был духовным центром Сербии, потому что там почивали мощи Святителя Саввы Сербского.

Патриарх Сербский Ириней и самарские священники.

Святой Савва родился по усердным молитвам его отца Стефана Немани и матери Анны. Родители хотели дать ему хорошее светское образование и учить воинскому искусству. Но сердце юноши тяготилось этим, оно стремилось не к мирскому, а к духовному; не к земному, а к небесному. Савва много слышал о подвижниках Афонской горы и решил посвятить свою жизнь монашеству. Однажды во время охоты он скрылся и тайно отправился на Афон. Когда Стефан Неманя узнал, что его сын на Афоне, сразу же послал за ним своих слуг. От возвращения домой Савву спасла долгая монастырская служба. Во время всенощной слуги утомились и задремали, а юноша, пользуясь благоприятным случаем, попросил игумена постричь его в иноческий образ. В конце службы перед слугами Стефана Неманя стоял уже новоиспечённый инок Афонской горы. Им не оставалось ничего другого, как вернуться к отцу Саввы с этой вестью, а сам Савва написал родителям успокоительное письмо. Стефан и Анна просили сына хотя бы навестить их, но он, в свою очередь, уговаривал их оставить мир и постричься в монашество. Как мы знаем, Стефан Неманя так и сделал, оставив княжеский престол своему второму сыну. Ушла в монастырь и его мать Анна (в монашестве Анастасия). Стефан, в монашестве Симеон, прожил после пострига всего восемь месяцев. Похоронив его, Савва затворился в келье в Карее на Афоне и предался уединению и монашеским подвигам. По святым молитвам подвижника ему явился во сне отец и сказал, что Господь прославил его. Через год святой Савва открыл мощи отца, и они оказались нетленными. Потом их перевезли в Сербию. На свою родину пришлось вернуться и самому святому Савве. В то время римские католики начали активно проповедовать своё неправое учение в Сербии, и святой, болея за Православие и свой народ, просил греческого императора и Патриарха поставить в Сербии самостоятельного архиепископа. Но те, видя его ревность о Православии, упросили его самого принять на себя святительский сан. Так святой Савва с грустью оставил любимый Афон и приехал в Сербию. Там он благоустроил Сербскую Церковь, поставил несколько епископов, оградив Православие от влияния католичества. Своей праведной подвижнической жизнью он подавал пример всем верующим людям. Устроив церковную жизнь на своей родине и поставив себе преемника на святительской кафедре, святой Савва отправился в Иерусалим поклониться Гробу Господню. На обратном пути святитель остановился погостить у болгарского короля, заболел и умер. Произошло это в 1237 году. Тело святого Саввы похоронили в Тырново, а через год перенесли в Сербию. При перенесении оказалось, что мощи его нетленные и источают множество чудес. Святитель Савва был погребён в Милешево, которое вскоре стало центром паломничества для сербского народа. Мощи святого Саввы являлись главной святыней для Православной Сербии. Туркам, захватившим Балканский полуостров, это очень не понравилось. В 1595 году они привезли мощи святителя из Милешево в Белград и там на глазах его жителей сожгли на высоком холме.

Но часть мощей святого Саввы всё же сохранилась. В монастыре хранится ковчег с его десницей. Стоит он в храме на престоле.

Литургию мы служили с настоятелем монастыря архимандритом Леонтием. Обитель Милешево женская, диакона там нет, поэтому ектении нам пришлось читать самим. Осознание того, что рядом с нами, на престоле стоит ковчег с десницой святителя Саввы Сербского, придавало службе особый трепет. От волнения я даже забыл в алтаре свой служебник в красивом кожаном переплёте, некогда подаренный мне келейницей блаженной схимонахини Марии Самарской. Пусть это будет даром от меня знаменитому сербскому монастырю. А знаменито Милешево ещё тем, что в древнем храме находится фреска «Белый Ангел на Гробе». Когда реставраторы расчищали более поздний слой фресок, то под ними обнаружили эту хорошо сохранившуюся фреску. Теперь она во множестве репродукций разошлась по всему миру.

В средние века в храме монастыря Милешева, на втором этаже притвора, располагалась подпольная типография, где печатали Псалтирь, Евангелие, богослужебные книги. Подпольная - потому что Сербия находилась под властью турок. А сейчас в Милешево есть даже своё радио.

В монастыре Хопово, основанном в 1496 году на Фрушкой горе (а всего на этой горе было семнадцать монастырей) Господь сподобил нас отслужить акафист перед мощами великомученика Феодора Тирона. Думаю, нет необходимости рассказывать о том, какое значение имеет этот святой для христианской Церкви. На первой седмице Великого поста во всех Православных храмах ему служится канон и освящается коливо.

Мощи святых врачей-безсребренников Косьмы и Дамиана.
В монастыре тринадцатого века Сопочаны мы молились перед мощами святых врачей-безсребренников Косьмы и Дамиана. Там же можно увидеть чудесно сохранившуюся фреску Успения Богородицы. Турки снимали с сербских храмов купола, покрытые листами из олова, и переплавляли их на пули. Дожди и ветер, проникающие в обезглавленные храмы, за столетия разрушили безценные фрески. А фреска в Сопочанах прекрасно сохранилась, поэтому монастырь входит в Список мирового наследия ЮНЕСКО.

В кратком очерке невозможно описать все храмы, монастыри и святыни, которые мы посетили на сербской земле. Расскажу лишь в двух словах о том, что заслуживает внимания для Православного паломника, отправляющегося в Сербию.

Церковь святых апостолов Петра и Павла - один из древнейших сербских храмов, построенный в десятом веке. В нём принял крещение великий жупан (князь) Стефан Неманя, в монашестве Симеон. Здесь он собирал Собор против еретиков-богумилов и передавал власть своему сыну Стефану Первовенчанному.

Монастырь Жича, основанный в 1206 году. В нём с 1219 года находился престол сербского архиепископа. Первым этот престол занял святой Савва. Здесь он короновал на великое княжение своего брата Стефана Первовенчанного и совершил рукоположение епископов на новые епархии. В Жиче проходили коронации и других сербских правителей. Всего здесь было 19 коронаций, последняя - в начале ХХ века, когда на королевский престол взошёл Пётр I Карагеоргиевич.

Монастырь конца ХIV века Раваница, в котором почивают мощи святого великомученика князя Лазаря, героя битвы с турками на Косовом поле. Со своими воинами он нанёс большой урон турецкому войску, но был захвачен в плен и казнён. Сербы почитают князя Лазаря как национального героя и часто посещают Раваницу.

К концу ХIV века относится и монастырь Любостыня, где находятся мощи святой княгини Милицы, в монашестве Евгении.

В монастыре Градац, построенном во второй половине ХIII века, для паломников представляет интерес погребальная церковь святой Елены Анжуйской, в монашестве Елисаветы. Она прославилась как заступница сирот.

В монастыре Джурджеви Ступови, основанном в 1170 году и считающемся выдающимся памятником сербской архитектуры ХII века, сохранилась могила сербского короля Стефана Драгутина. Расположен монастырь на высоком холме в окружении соснового леса. Его настоятель архимандрит Герасим - личность уникальная. Он музыкант и когда-то у него была своя группа, достаточно известная в музыкальном мире. И вдруг молодой человек всё бросает, принимает монашество, приезжает в Джурджеви Ступови и начинает восстанавливать древний разрушенный храм. Сейчас церковь практически восстановлена, хотя в монастыре подвизается всего пять монахов. Отец Герасим продолжает заниматься музыкальным творчеством, но теперь уже духовной музыкой. Он создал церковный хор из мальчиков, мини-студию, записывает песнопения, проводит концерты. В разговоре с нами за чашкой кофе отец Герасим живо интересовался состоянием Православного образования в России и вообще состоянием Православия. В свою очередь он рассказал о том, как они приобщают к Православной вере сербских детей.

Монастырь начала ХVI века Крушедол, расположенный на Фрушкой горе, известен тем, что в нём почивают мощи святой Ангелины Сербской , покровительницы христианок с именем Ангелина.

Местом особого паломничества является монастырь Лелич, хотя он построен совсем недавно - в 1996 году. Его основанием послужила церковь, возведённая в 1929 году. Лелич известен тем, что в нём находятся мощи великого светильника Православной Церкви ХХ века Святителя Николая Велемировича, епископа Охридского и Жичского. Он очень почитаем и в России, его богословские труды переведены на русский язык. О жизни святого можно узнать в замечательном музее, посвящённом ему. Там собраны многие его личные вещи.

В этом монастыре мы встретили старенького архимандрита Аввакума. Его добрая открытая улыбка сразу же расположила нас к нему. Отец Аввакум показал нам свой наперсный крест, подаренный ему покойным Патриархом Алексием II в честь 45-летия служения в священном сане.

В городе Сремски Карловцы, куда после гражданской войны в России эмигрировала часть Православного духовенства, много лет размещался центр Русской Православной Церкви Заграницей. В соборе во имя Святителя Николая Чудотворца служил её Первоиерарх Митрополит Антоний (Храповицкий), выдающийся богослов и церковный деятель. Здесь же расположены первая сербская гимназия, музей Сербской Православной Церкви, летняя резиденция сербских Патриархов, капелла Мира, памятник русскому генералу Петру Николаевичу Врангелю (могила его находится в русском Свято-Троицком храме в Белграде).

В столице Сербии взгляд Православного человека поражает самый крупный храм на Балканах, посвящённый святому Савве Сербскому. Он построен на том месте, где турки сожгли его святые мощи. Вместимость храма 12 тысяч человек, но строительство его ещё не окончено, ведутся отделочные работы. Службы ведутся в стоящей неподалёку маленькой церкви святого Саввы. В ней можно помолиться у чудотворного списка иконы Божией Матери «Троеручица», подлинник которой находится на Афоне в сербской обители Хиландар.

В древней части Белграда, называемой Калемегдан, откуда, как на ладони, видна современная часть города, расположены средневековая крепость, воинский храм Ружица и церковь святой Петки (Параскевы). Преподобная Параскева особо почитается в Сербии. В церкви когда-то хранились её мощи, но потом они были отсюда взяты и на том месте, где они лежали, забил святой источник. Этот источник бьёт из-под земли до сих пор. И часть мощей святой Параскевы всё же осталась: настоятель вынес нам небольшой ковчег, в котором хранится её палец.

В огромном парке на окраине Белграда расположен монастырь ХIII века Раковица. В нём погребён предшественник нынешнего сербского Патриарха покойный Патриарх Павел, отличавшийся простотой и подвижнической жизнью, за что снискал почитание среди сербского народа. На его могиле мы отслужили литию.

Несмотря на обилие святынь и драматическую историю Сербии, насыщенную событиями мужественной борьбы сербов за Православную веру и государственную самостоятельность, в наше время и наших Православных братьев сербов тоже, на мой взгляд, коснулся разрушительный процесс апостасии. Монастыри возрождаются, но там подвизаются всего по нескольку монахов и монахинь. В больших городских соборах молящихся на службах очень мало. На европейский манер женщины молятся в храмах и монастырях с непокрытыми головами, в брюках. На очень многих сербах я не видел нательных крестов, даже у церковных служащих. В городах нередко видишь курящих девушек или женщин. Активно насаждается западный образ жизни, который исподволь оставляет в Православной стране не меньше отрицательных последствий, чем варварские бомбежки Белграда американцами в 1999 году. Глубокая внутренняя вера, предполагающая следованию евангельским заповедям, к сожалению, постепенно утрачивается и превращается во внешнюю формальную веру, в исполнение церковных обрядов и традиций. Однако милость Божия пребывает над этой страной, как и над всеми Православными людьми.

Перед отъездом из Сербии мы зашли в Белграде в кафедральный собор во имя Архистратига Божия Михаила. Шла всенощная. Молящихся было до обидного мало. Вышел священник с Евангелием и начал помазание святым елеем. Рядом с ним стоял монах. Увидев русских священников, он дал нам знак следовать за ним в алтарь. В алтаре стояли сербский Патриарх Ириней и три епископа. Видимо, так было угодно Богу, чтобы наша встреча со Святейшим Патриархом Сербским все-таки состоялась. Мы такого, конечно, не ожидали и с радостью подошли к Патриарху под благословение. Патриарх Ириней поразил нас своей простотой и радушием. Его Святейшество спросил, где мы остановились в Белграде, видимо, хотел пригласить нас к себе на приём. Но нам пришлось ответить, что улетаем ночью в Россию. У отца Алексия оказался с собой фотоаппарат, и Патриарх сфотографировался с нами на память. Мы ещё раз взяли у него благословение и с этим благословением вернулись к себе на родину.

ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары, член Союза писателей России.


Монастырь Студеница основал в 1190 году первый сербский король Стефан Неманя, более известный в Православной Церкви как Симеон Мироточивый. Когда он охотился в лесистых горах, ему понравилось одно красивое место, и он решил построить там монашескую обитель. С тех пор молитвы в этом святом месте непрестанно возносятся к Богу. В 1196 году на Соборе в Студеницах Стефан Неманя отказался от престола ради «благого ига Христова», постригся в ангельский образ, а затем ушёл на Афон, где подвизался в обители Хиландар. Его первый сын святой Савва наоборот пришёл с Афона в Сербию и был одно время в Студеницах архимандритом. Второй его сын король Стефан Первовенчанный, в монашестве Симон, нашёл упокоение в стенах этой обители.

Как и для всего народа, период турецкого ига являлся и очень тяжёлым для монастыря Студеницы. Турки, во-первых, в начале владычества переплавили свинцовую кровельную конструкцию в пули. Студеницу ограбили после великой австро-турецкой войны (1683-1699) после отступления австрийского войска. Труднейшие страдания она потерпела во время первого сербского восстания. Студеницкие монахи оказывали великую поддержку повстанцам, из-за чего турки сожгли монастырь.

Литургия в сербских монастырях начинается рано, около семи часов утра. А в начале литургии во многих обителях служится утреня. На Литургии вся наша группа причащалась. После службы нам провели экскурсию по ризнице, рассказали о храме с сохранившимися древними фресками и о мощах, которые в нём находятся. С левой стороны от алтаря стоит рака с мощами святой Анастасии, матери святого Саввы, а с правой - рака с мощами монаха Симона, или Стефана Первовенчанного, Святого Короля, как называли его в народе.

В Студенице какая то особая атмосфера, очень глубокая тишина, даже несмотря на большое количество паломников. Но надо в путь и после завтрака мы поехали дальше.

Церковь апп. Петра и Павла в Старом Расе или как её здесь называют — Петрова церковь – самый древний действующий храм Сербской Церкви. Ее основание относится к византийской эпохе – IV веку, а сохранившееся здание датируется концом VIII- началом IX века. На стенах этой церкви даже сохранились фрески XIII–го века.

Здесь, где и сегодня все дышит древностью, когда-то была первая епископская кафедра – еще до того, как в XII веке Архиепископ Савва добился самостоятельности для своей Церкви и учредил в ней новые епархии.

Храм сыграл большую роль в истории Сербии: здесь проходили церковно-народные соборы, на одном из которых Стефан Неманя передал престол сыну Стефану Первовенчанному, объявил о своем уходе в монастырь, принял постриг и ушел. Интересно, что в этом же храме в купели (сейчас она за стеклом в полу) он принял православие и здесь же крестил всех своих детей.

Во времена турецкого владычества храм не раз разорялся и осквернялся, но воскресал вновь. Сегодня в этом краю, населенном преимущественно мусульманами, идут богослужения, звучит молитва и совершается Евхаристия.

На втором этаже под куполом находится галерея.

Монастырь Ступови посвящён святому Георгию Победоносцу. Был основан до 1171 года Стефаном Неманей. Монастырь, занимавший выгодную позицию на холме над городом, играл большую роль в политической жизни страны, но после захвата Сербии турками стал приходить в запустение, а в 1689 году в ходе австро-турецкой войны был оставлен монахами и постепенно разрушился.

В 1960 году началась реставрация церкви и консервация сохранившихся развалин. В 1979 году монастырь в составе Стари-Раса был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1999 году были восстановлены кельи, а в 2002 году была построена трапезная, после чего восстановилась монастырская жизнь. С 2001 года ведётся восстановление стен и башен.

Монастырь Сопочаны основан сербским королем Урошем в очень красивой долине реки Рашки. Единственная сохранившаяся часть старого комплекса монастыря — это церковь святой Троицы (1264-1265), постройка рашской школы и боковые пристройки в виде пониженных нефов (начало XIV века).

В средние века монастырь Сопочаны был духовным центром и его братия насчитывала свыше ста монахов. Примерно в 1265 году церковь была расписана фресками.

В 1389 году монастырь был сожжен турками и восстановлен уже при епископе Стефане. В 1689-м году, после сожжения и обрушения кровли церкви, монастырь опустел. Был реставрирован в 1929-м, 1948-1956 годах. В 1990-х годах в Сопочаны из монастыря Высокие Дечаны были перенесены мощи святых врачей-безсребренников Дамиана и Косьмы, которые хранятся здесь и в настоящее время. В 1979-м году монастырь был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

К вечеру мы доехали до одного из самых известных монастырей — Милешева. Монастырь возвели на берегу реки Милешевки, которая, по всей видимости, и дала ему название.

Монастырь был построен святым королем Владиславом, который был племянником Святого Савы (первого архиепископа сербского), в период между 1234-м и 1236-м годами.

В 1237-м году Владислав перенес мощи Святителя Савы в соборный храм в Милешево из болгарской столицы Тырново. А в 1594-м году турки сожгли останки Святого Савы на холме Врачар в Белграде, где сейчас построен Храм Святого Савы. В храме обители хранится гробница с мощами святого Владислава Сербского и в алтаре рука святого Саввы. Тысячи паломников — сербов ежегодно приезжают помолиться у мощей своего заступника и покровителя Саввы Сербского.

С XII века монастырь часто подвергался разрушениям и разорениям турками.

В XVI веке монастырь Милешево достигает своего наибольшего расцвета. Развитие культуры и ремесел приносили хорошие доходы. В этом веке постройки монастыря были существенно обновлены и отстроены новые. При монастыре была монастырская школа. Здесь переписывали и печатали церковные книги.

В XVIII веке монастырь, после очередного разорения турками, полностью опустел. Обитель была восстановлена лишь в 1863-м году.

Милешева хранит знаменитые на весь мир фрески Сербии. Самая главная из них - фреска Белый ангел находится в Церкви Святого Вознесения. Фреска Белый ангел - один из шедевров сербской культуры. Изображение датируется годами возведения монастыря Милешева. Во время реставрационных работ в 16 веке, поверх первоначальной росписи был нанесен восстановительный слой. Позже, когда Османская империя сожгла монашескую обитель, именно дополнительный слой краски сохранил оригинальный рисунок. В 20 веке он был удален, и сейчас на прихожан смотрит шедевр, выведенный рукой мастера 800 лет назад. Сюжет фрески отсылает к Евангелии от Матфея, когда ангел возвестил о воскрешении Иисуса Христа. Мастерство художника подчеркивается гармоничными пропорциями и тем, как автор передал движение. Со временем символ Белого ангела стал символом Сербии.

Поездка в Сербию получилась достаточно спонтанно. Думал, что на майские никуда выехать не удастся, но такая возможность предоставилась. Почему выбрал именно Сербию? На это есть пять причин:

1. Дружественный нам народ - не часто сейчас встретишь страну, где так уважительно и с любовью относятся к россиянам.
2. Языковый барьер не составляет больших проблем. Не то, чтобы сербский язык был нам понятен, но русский и серб всегда поймут друг друга и без использования английского. И пишут кириллицей, что тоже упрощает жизнь российского туриста.
3. Виза нам для поездки в Сербию не нужна.
4. Лететь из Москвы всего два с половиной часа.
5. И весьма демократичные цены, особенно по сравнению с московскими.

Вкратце места, которые я посетил – Белград, Нови Сад, Нац. парк Фрушка гора, Вршац, Бела Црква, Сремски Карловцы, Златибор, Нац. парк Тара. И, если будете в Сербии, то обязательно посмотрите на меандры реки Увац – уникальное зрелище!


Фото сделано со смотровой площадки «Молитва».

Специальный заповедник Увац находится на Пештерском плоскогорье - самом большом плоскогорье на Балканском полуострове и одном из самых больших в Европе.
Реки на Пештере текут изгибаясь, даже когда на их пути нет естественных препятствий, за что Пештер иногда называют сербским Колорадо. Эти изгибы - меандры - производят неизгладимое впечатление. Течение реки Увац проложило себе русло в известняковых скалах и образовало узкое ущелье с обрывистыми берегами до 350 метров высотой.
Меандры реки Увац внесены в список объектов геологического наследия Сербии.

Но так получилось, что самым запоминающимся из поездки в Сербию была фреска Белый Ангел.
В Сербии огромное количество монастырей и храмов, но как фотограф я больше предпочитаю «живое» - природа, люди, животные. Архитектура, памятники и музеи – это не для меня. О чём я и сказал гиду, попросив выстроить программу соответствующим образом.

И вот колесим мы по дорогам Сербии, гид рассказывает разные истории. Одна из них начиналась так: В 30 км от места, где мы сейчас находимся, стоит монастырь Милешева. И знаменит он своей фреской 13 века. Когда 23 июля 1962 года из Европы был послан первый спутниковый сигнал во Вселенную, в "Пакете достижений землян" были фотографии высадки на Луну, Китайской стены и фрески Белого Ангела. Считалось, что если во Вселенной живут разумные существа, они поймут послание, которое несет своим ликом Белый Ангел – послание мира, любви и понимания.

Услышав такое, план поездки был тут же изменён и мы отправились в монастырь Милешева.
В небольшом и душевном храме монастыря было совсем не много людей и все, подняв головы, любовались фреской. И пока мы с женой в тихом благоговении любовались фреской, наш гид подошёл к служителю храма и спросил его, может ли фотограф из России сделать фото фрески. В ответ служитель подошёл ко мне и попросил адрес моей страницы в интернете, где он сможет увидеть мои фотографии. Получив адрес, служитель вышел из храма. Через некоторое время он вернулся со словами: «Есть благословение».


"Белый Ангел - созерцание Его равно молитве".

Белый Ангел - фреска из церкви Вознесения сербского православного монастыря Милешева, один из шедевров сербского и православного искусства. Дата создания в интервале 1222 - 1228 года и относится к периоду Палеологовского возрождения.

Оригинальная фреска изображает Жен-Мироносиц, обнаруживших пустую гробницу Христа. Архангел Гавриил, одетый в белое, указывает на пустую гробницу Христа и провозглашает испуганным женщинам хорошие новости.

«Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;
Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь»
(От Матфея 28: 5-6)

Главный акцент в образах Милешева - спокойная внутренняя сосредоточенность, одухотворенное, лиричное начало. Живопись Милешева отличает мягкая и нежная красота.

Уже дома, сделав фотографию Белого Ангела, я отправил её в монастырь. Об этом попросил меня служитель. Даже несколько волновался – понравится ли. Фотография понравилась и меня попросили выслать им ещё несколько фотографий фрески. А ещё прислали мне текст на русском языке, рассказывающий об истории монастыря и его фресок.

Текста достаточно много (6 страниц), поэтому дам лишь небольшие выдержки.

„Иерусалим и Гроб Господень для всех христиан есть то же, что Милешева и гроб Святого Саввы - для всех сербов“

Милешеву в 1219 году воздвиг как церковь и место своего упокоения князь Владислав, второй сын Стефана Первовенчанного и внук Стефана Немани. По образцу ранее возведенных правителями мавзолеев милешевская церковь была построена в рашском стиле. Храм посвящен Вознесению Господнему и расписан в XIII веке, до того как его основатель получил королевскую корону в 1234 году.
Милешева – второй по рангу среди всех сербских монастырей, сразу после Студеницы. В нем в 1377 году коронован правитель Боснии и Сербии Стефан Твртко Котроманич. Здесь же в 1466 году Стефан Вукчич Косача принял титул воеводы, «Герцога Святого Саввы».

Светлая Милешева с двумя куполами как в духовном, так и в культурно-историческом смысле представляет собой особое место встречи. В монастырских стенах взаимопроникают прошлое и настоящее, переплетаются искусство и философия, встречаются современные и средневековые художники и мастера. А, самое главное, происходит встреча человека с Богом и ангелов с людьми.

Большим почитанием в народе монастырь пользуется с 1236 года, когда в Милешеву из Трнова было перенесено тело Святого Саввы. В то время монастырь в народе назвали монастырем Святого Саввы, и Милешева стало местом всеобщего уважения и паломничества. Поэтому Турки в 1594 году, желая уничтожить память о Святом Савве среди сербов, забрали мощи святителя в Белград и попытались сжечь. Но вопреки этому дух святителя, через прах и пепел перетекший в Святосавье, проявился еще сильнее, а монастырь Милешева стал неистребимым свидетелем, который помнит, животворит и вдохновляет.
Святой Савва – самый значимый сербский святитель. Его биографы Теодосий и Доментиан рассказывают, что Святой Савва стал святым еще при жизни. Его жизнь украшали три черты святых отцов: самоотречение, аскетическое существование и чудотворение. Безусловно, самым важным делом Святого Саввы была борьба за приведение языческого сербского народа к правильной христианской вере, которая исповедует единого Бога. На этом пути сербский святитель исполнял обязанности доброго пастыря.

Красота Белого Ангела дарит вдохновение многим деятелям искусства, и в тоже время предоставляет совершенную художественную форму. Он одновременно картина и притча, поэзия и музыка, фильм и фотография, труд и скульптура. Он – глубокое созерцание, вера и мечта, художественное доказательство красоты живого Бога.

Монастырь Милешева веками посещали многочисленные верующие, духовные лица, паломники, путешественники, дипломаты и другие гости. Прибывавших всегда встречали покой и ощущение божественности, пронизанные журчанием реки Милешевки. Эта атмосфера сохранилась до сегодняшнего дня, а звон новых милешевских колоколов несет ее в грядущие века. Осталось неизменным и традиционное сербское гостеприимство.

Источник: Журнал Московской Патриархии 04-1999

С чего мне начать свой рассказ о паломническом путешествии в Сербию и Черногорию? Может быть, с описания восхитительно свежего, прохладного утра в монастыре Раковица, когда солнце еще было за горой, а под ногами, на зеленой траве, словно драгоценные жемчужины, блестели капельки росы; а может быть, с сербских мальчиков и девочек, которые играли в мяч на горе Фрушка, и их звонкий смех разносился далеко вокруг; а может быть, с чудесного густого вишневого варенья, которым нас угощала молодая монахиня в монастыре Градац и которое мы запивали глотком холодной воды?

Монастырь Раковица

Нет, не буду забегать вперед, а лучше начну с действующих лиц. Нас было много – семнадцать человек, так что и перечислить всех весьма затруднительно. Возглавлял нашу группу настоятель московского храма Трех святителей протоиерей Владислав Свешников, его ближайшими помощниками были священник Михаил Дудко и монах Киприан (Ященко). В самый последний момент к нам присоединились школьники из православной гимназии в Ховрине (их опекали директор гимназии Игорь Алексеевич Бузин, преподаватель Илья Михайлович Числов и завуч Марина Владимировна Истратова). В путешествии нас сопровождали два человека – сначала клирик Русского подворья в Белграде священник Виталий Тарасьев, а затем профессор Богословского факультета Белградского университета Предраг Миодраг.
Нашу поездку благословил Святейший Патриарх Сербский Павел. Встреча с ним была заранее оговорена и мы с нетерпением ее ожидали. И вот однажды утром мы приехали в Белград и пришли в Сербскую Патриархию. Нас провели в зал приемов. Не прошло, наверное, и минуты, как из левой боковой двери вышел Патриарх. Он был невысокого, а если точнее, то маленького роста, худой, щуплый, с аскетическими чертами лица, в простой, непарадной рясе, на голове у него был монашеский клобук. В нем не чувствовалось никакого величия, и нам показалось, будто мы знакомы с ним давным-давно; остатки нашего волнения исчезли совершенно.

– Я очень рад, что вы к нам приехали, – сказал Патриарх, обращаясь к нам; голос у него был негромкий, но отчетливый. – Мы должны знать друг друга лично, а не понаслышке. Нас объединяет православная вера, и ничто и никто нас не разъединит. Мне приятно видеть здесь детей. Если наши дети будут верующими, то будущее наших стран будет хорошим.
На пятый или на шестой день нашего путешествия, когда мы совершали долгий переезд из одного монастыря в другой, я попросил сопровождавшего нас Предрага Миодрага рассказать что-нибудь о Патриархе.
– Он очень доступен, – сказал мой собеседник. – Когда была жива его сестра, он часто ходил к ней домой пешком. Он вообще любит ходить пешком, без охраны, без сопровождающих лиц. К нему может подойти любой человек и поговорить с ним. Каждый день в своей резиденции он принимает посетителей. Люди идут к нему со своими нуждами, наболевшими вопросами и для каждого у него находится ласковое слово утешения.
Он встает очень рано и, когда все еще спят, служит Божественную литургию, молясь обо всем сербском народе. В его сердце вмещается вся Сербия. Он мал ростом, но он великан духа, у него хрупкие плечи, но на этих плечах он несет тяготы всей нации, у него тонкие пальцы, но этими пальцами, сложенными в троеперстие, он поражает легионы демонов, у него легкое нитяное облачение, но под этим облачением скрыта душа отважного воина. Народ говорит: “Это наш Ангел, который покрывает и защищает нас”.

Московское подворье

Знакомство с Сербией началось с храма в честь Пресвятой Троицы, который является подворьем Русской Православной Церкви в Белграде. Он расположен в самом центре столицы Югославии, рядом с гигантским сербским собором святого Марка. Однако, несмотря на свои скромные размеры, Русская церковь, как ее здесь называют, нисколько не теряется в насыщенном городском ландшафте. Подворье является центром религиозной жизни для русских эмигрантов, которых и по сей день довольно много в Сербии.
Церковь была освящена в 1924 году. Получив разрешение правительства Королевства сербов, хорватов и словенцев (прежнее название Югославии), по благословению Сербского Патриарха Димитрия русские люди построили ее на старом белградском кладбище. Сейчас об этом кладбище ничто не напоминает, потому что на его месте раскинулся живописный парк Тажмайдан.
Каждый русский человек, прибывающий в Сербию (и в прежние времена, и сейчас), прежде всего стремится посетить Русскую церковь. Не перечесть диаконов, священников, монахов и архиереев, которые служили здесь. Стены храма помнят сердечные воздыхания русских людей, их слезы и горячие молитвы Богу о том, чтобы Он помиловал Русскую землю, освободил ее из плена безбожников, вразумил русский народ и обратил его к покаянию, как покаялись жители города Ниневии во времена пророка Ионы. Много раз совершал Бескровную Жертву в этой церкви митрополит Антоний (Храповицкий), первенствующий иерарх русской эмиграции, в своих проповедях он утешал соотечественников, призывал смиренно и мужественно нести свой жизненный крест, благословлял невозбранно нести слово Божие народам Европы и Америки.
Часто заходил в этот храм великий русский патриот генерал Петр Врангель. В 1928 году он скоропостижно скончался в Брюсселе. Его останки – так он завещал сам – были привезены в Сербию и похоронены в Русской церкви, которую он очень любил.

Посещая Русское подворье, мы познакомились со священником Виталием Тарасьевым. Вернее сказать, мы познакомились с ним еще раньше – по телефону, когда готовились к поездке. Он хлопотал о нас в Синоде Сербской Православной Церкви, разработал подробный маршрут нашего паломнического путешествия, входил в наши повседневные нужды – одним словом, гостеприимство его было на редкость радушным и без его помощи у нас вообще бы ничего не получилось. Отец Виталий темноволос, выше среднего роста, одет в простую будничную рясу, говорит с едва заметным акцентом – ведь он родился и вырос вне родины. Его матушка – сербка, ее зовут Иоланта, она очень хорошо говорит по-русски, и то, что не успел или не смог из-за своей занятости сделать для нас отец Виталий, очень мягко и неназойливо восполнила она.
Отец Виталий Тарасьев сменил на этой должности своего отца. Протоиерей Василий Тарасьев умер два года назад, в дни светлой Пасхальной седмицы. Его отпевали Святейший Патриарх Сербский Павел и архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Московский Патриархат). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий прислал телеграмму с соболезнованиями.
Вся жизнь отца Василия была посвящена возлюбленному Отечеству – России, хотя он и жил вне ее. Он каждый день молился о ней, духовно окормлял русских людей, которые жили в столице Югославии, благоустраивал подворье. По отзывам людей, знавших его (а знали его очень многие), это был ревностный подвижник благочестия, пастырь, душу свою полагающий за овец (Ин. 10, 11). Ему придверник отворяет двери, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его (Ин. 10, 3-4).
Настоятельскую “эстафету” протоиерей Василий принял от своего отца – Виталия Тарасьева, который (единственный из них троих) родился в России и эмигрировал на чужбину, спасаясь от большевиков. Как видим, на Сербской земле, в Белграде, существует целая священническая династия – явление не такое уж частое и в самой России.
– Мы можем вам только позавидовать, – сказал отцу Виталию руководитель нашей группы, когда мы беседовали в тесном кругу.
– Отчего же?
– Да оттого, что вы жили и воспитывались в нормальной, естественной христианской среде, в которой сохранились и преемственность традиций, и уклад церковной жизни, и знание святоотеческих преданий. Мы были всего этого лишены, так как церковная жизнь в России была беспощадно изуродована.
Знакомя нас с подворьем, отец Виталий остановился около двух надгробий, установленных у северной стены храма, под окном,
– Это могилы моего отца и деда, – сказал он. – Местные власти любезно разрешили похоронить их внутри храма.
Была совершена панихида по усопшим. Мы, русские люди, молились о других русских людях, о наших братьях во Христе, чья жизнь прошла вдали от родины, но они являлись (и являются!) ее частичкой, ее кровинкой, о людях, сердцем болевших о ней каждый час, каждое мгновение своей жизни, делавших все, что было в их силах, для ее скорейшего возрождения.
Из церкви мы прошли в музей, который расположен в небольшом домике на территории подворья, посвященный истории русской эмиграции в Югославии.
Идея создания этого музея принадлежит отцу Василию. Первые экспонаты появились в нем около пятидесяти лет назад. Что они из себя представляли? Например, умер монах или монахиня, архиерей или священник. По просьбе отца Василия родственники приносили их облачения, нагрудные кресты, митры, камилавки, иконы, богослужебные книги, предметы личного туалета. Многие русские люди до Второй мировой войны служили в Вооруженных Силах Югославии. Их парадные мундиры, ордена, медали, погоны, личное оружие и другие вещи заняли в музее почетное место.
В Сербии жили (да и сейчас живут) немало русских художников. Каждый из них подарил музею одну из своих картин. Вот, например, портрет митрополита Антония (Храповицкого), вот – протоиерея Василия Тарасьева, а вот – сербский пейзаж. Из подаренных картин можно было бы составить отдельную экспозицию и показывать ее не только в Белграде, но и за его пределами.
– Обратите внимание на эти изящные броши, – сказал настоятель, остановившись около одной из витрин. – Они интересны тем, что сделаны из… пуль. Скажем, во время сражения русский офицер или солдат получал ранение, его доставляли в госпиталь, и из пули, извлеченной во время хирургической операции, делали брошь. Эта брошь являлась изысканным украшением для его жены или невесты.
– А сейчас экспозиция музея пополняется? – поинтересовался я.
– Да, конечно. Все русские люди, которые живут в Белграде, знают о нашем музее и постоянно приносят нам что-нибудь интересное. Жалко, что помещение, где мы находимся, уже стало тесным и не вмещает всех экспонатов, которыми мы располагаем.