Религия катаров, гибель катаров и замки катаров. Религия катаров Официальная религия катара

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матфей 18:9)

На страницах TOPWAR уже не раз и не два рассказывалось о жестоких религиозных войнах, что развязывались именем Бога и во славу Его. Но едва ли не самый показательный пример - это Альбигойские войны на Юге Франции, начатые ради искоренения ереси катаров. Кто они такие, почему христиане-католики считали их еретиками, а сами они называли себя истинными христианами, а также о сохранившихся до наших дней замках катаров и пойдет сегодня наш рассказ…
__________________________________________________________________

ЕРЕСЬ КАТАРОВ (часть 1)

«Всему свое время, и время
всякой вещи под небом:
время рождаться, и время умирать…
время обнимать и время уклоняться от
объятий…
время войне и время миру» (Екклесиаст 3,2-8)

Начнем с того, что христианство издавна было расколото на два больших течения (о многочисленных сектах в данном случае можно даже и не вспоминать: так много их было и есть!) – католичество и православие, причем, и те, и другие в прошлом считали друг друга еретиками, а некоторые, особо рьяно верующие, считают своих «противников» таковыми и сейчас! Раскол этот был давним: например, римский папа и Константинопольский патриарх прокляли друг друга еще в 1054 году! Однако расхождения церквей по вопросу о ряде церковных догматов и, прежде всего, таком важном догмате, каким, например, является Символ веры, состоялось еще в начале IX века, а инициатором подобного разногласия явился, как это ни странно, не папа римский или патриарх, а император франков Карл Великий. Речь идет о богословском споре в вопросе о «Filioque» – «Филио́кве» (лат. filioque – «и Сына»).

Евангелие от Иоанна ясно говорит о святом Духе как исходящем от Отца и посылаемом Сыном. Поэтому Первый Никейский собор еще в 352 году принял Символ веры, утвержденный впоследствии Константинопольским собором 381 года, согласно которому Дух Святой исходит от Отца. Но в VI веке на Толедском местном соборе «в целях лучшего изъяснения догмата» в Символ веры впервые ввели добавку: «и Сына» (Filioque), в результате чего появилось следующее словосочетание: «Верую... в Духа Святого, который исходит от Отца и Сына». Карл Великий, имевший огромное влияние на пап, настоял, чтобы это дополнение было внесено в Символ веры. И вот именно оно стало одной из причин отчаянных церковных споров, приведшей в итоге к расколу христианской церкви на католическую и православную. Православный Символ веры читается так: «Верую... И в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего»... То есть православная церковь ориентируется на решения Первого Никейского собора. Различается и одно из основополагающих сакральных празднеств христиан – евхаристия (греч. – изъявление благодарности), иначе – причащение, которое проводится в память о последней трапезе, устроенной Христом вместе с учениками. В этом таинстве православный христианин под видом хлеба и вина вкушает самое тело и кровь Господа Иисуса Христа, при этом католики причащаются пресным хлебом, православные – хлебом заквашенным.

Все на свете боится времени, последний катар давным-давно сгорел в пламени костра, но «Крест Тулузы» до сих пор виднеется на стене дома в крепости Каркассон.

Но кроме считающих друг друга еретиками католиков и православных, отделенных в то время друг от друга особенностями природы, даже на территории Европы, в пределах, например, той же Франции и Германии существовало множество религиозных течений, существенным образом отличающихся от традиционного христианства по католическому образцу. Особенно много в начале XII в. таких христиан было в Лангедоке, области на юге Франции. Именно здесь возникло очень мощное движение катаров (имевших, кстати говоря, и другие названия, но это самое известное, поэтому на нем мы и остановимся), чья религия существенно отличалась от традиционного христианства.

Впрочем, катарами (что по-гречески значит «чистые») их стали называть уже позднее, а самым распространенным их названием вначале было «альбигойские еретики», по имени города Альби, которое им дали приверженцы Бернара Клервоского, проповедовавшего в городах Тулузе и Альби в 1145 году. Сами себя они так не называли, поскольку полагали, что настоящие христиане – это именно они и есть! Вслед за Иисусом Христом, сказавшим: «Я есмь пастырь добрый», они звали себя «bon hommes» – то есть «добрыми людьми». Речь шла о дуалистичной религии восточного происхождения, признающей два созидательных божественных существа – одно доброе, которое тесно связано с духовным миром, а другое злое, связанное с жизнью и материальным миром.

Катары отвергали любой компромисс с миром, не признавали брак и произведение на свет потомства, оправдывали самоубийство и воздерживались от любой пищи животного происхождения, за исключением рыбы. Такой была их немногочисленная элита, в которую вовлекались и мужчины, и женщины из аристократии и богатой буржуазии. Она же поставляла и кадры священнослужителей – проповедников и епископов. Существовали даже «дома еретиков» – настоящие мужские и женские монастыри. Но основная масса благоверных вела менее строгий образ жизни. Если человек получил перед самой смертью уникальное таинство – consolamentum (лат. – «утешение») – и если он согласен оставить эту жизнь, то будет ему спасение.

Город Альби. Отсюда все и начиналось, именно отсюда и пошла «алибигойская ересь». Сейчас он выглядит так: старинный арочный мост, громада кафедрального собора-крепости Св. Цецилии в Альби, построенного после разгрома катаров, как напоминание о могуществе матери-церкви. Здесь каждый камень пропитан . Будет возможность, загляните в этот город…

Катары не верили ни в ад, ни в рай, вернее, считали, что ад – это и есть жизнь людей на земле, что исповедоваться священникам – пустое дело и что молитва в церкви равносильна молитве в чистом поле. Крест для катаров представлял собой не символ веры, а орудие пытки, мол, в Древнем Риме на нем распинали людей. Души, по их мнению, вынужденно переселялись из одного тела в другое и никак не могли вернуться к Богу, так как путь к спасению католическая церковь указывает им неправильно. Зато, уверовав, так сказать, «в правильном направлении», то есть, следуя заповедям катаров, спастись может любая душа.


Вот так он выглядит снизу… Он задуман местным епископом (по совместительству еще и инквизитором) как твердыня истинной веры, надежно защищенной от еретических поползновений. Отсюда и такая странная, фортификационная архитектура с толстыми стенами и минимумом проемов. А все кружево готики украшает только входной портал, который прилеплен с боку к этому колоссальному сооружению. В башню (ее высота 90 м) вообще нет входа снаружи.

Катары учили, что, поскольку мир несовершенен, то соблюдать все заповеди их религии могут только избранные, а все остальные должны лишь следовать их наставлениям, не связывая себя бременем постов и молитв. Главным было получить перед смертью «утешение» от одного из избранных, или «совершенных», а так, до смертного одра, никакая религиозная мораль верующего не имела значения. Раз мир так безнадежно плох, считали катары, то никакой дурной поступок не будет хуже другого. Опять-таки просто замечательная вера для рыцарей – что-то вроде жизни «по понятиям», но никак не по закону, поскольку в «аду любой закон плох».

В чем наставляли свою паству катары можно представить себе на примерах, дошедших до нас в описаниях католических священников: например, один крестьянин пошел к «добрым людям» – спросить, можно ли ему есть мясо, когда у истинных христиан пост? И те ему ответили, что и в постные, и в скоромные дни мясная пища оскверняет рот одинаково. «Но тебе, крестьянин, нечего беспокоиться. Иди с миром!» – утешили его «совершенные» и, конечно же, такое напутствие его не могло не успокоить. Вернувшись в деревню, он рассказал, чему его научили «совершенные»: «Раз у совершенных человеку ничего нельзя, то значит нам, несовершенным, все можно» – и вся деревня стала есть мясо в посты!

Естественно, что католические аббаты приходили в ужас от таких «проповедей» и уверяли, что катары истинные поклонники Сатаны, и обвиняли их в том, что они ибо кроме поедания мяса в посты, также предаются ростовщичеству, воровству, убийствам, клятвопреступлениям и всем другим плотским порокам. При этом они грешат с большим воодушевлением и уверенностью, они убеждены в том, что не нуждаются ни в исповеди, ни в покаянии. Им достаточно, по их вере, перед смертью прочесть «Отче наш» и причаститься Святого Духа – и все они «спасены». Считалось, что любую клятву они дают и тут же нарушают, потому что главная их заповедь такова: «Клянись и лжесвидетельствуй, но тайны не разглашай!»


А вот так он выглядит сверху и… трудно себе представить сооружение более величественное.

Катары носили на пряжках и пуговицах изображение пчелы, которая символизировала тайну оплодотворения без физического контакта. Отрицая крест, они обожествляли пятиугольник, который являлся для них символом вечной диффузии – рассеивания, распыления материи и человеческого тела. Кстати их оплот – замок Монсегюр – как раз и имел форму пятиугольника, по диагонали – 54 метра, в ширину – 13 метров. Для катаров Солнце было символом Добра, поэтому Монсегюр вроде был одновременно их солнечным храмом. Стены, двери, окна, и амбразуры ориентировались в нем по солнцу, причем таким образом, что только лишь путем одного наблюдения восхода в день летнего солнцестояния здесь можно было рассчитывать его восход в любые другие дни. Ну, и, конечно, не обошлось без утверждения о том, что в замке существует тайный подземный ход, который, по пути разветвляясь на множество подземных ходов, пронизывает все ближайшие Пиренеи.


Замок Монсегюр, современный вид. Трудно себе представить, что во время осады там помещались сотни людей!

Эта была пессимистичная вера, оторванная от земной жизни, однако она получила достаточно широкий отклик, прежде всего потому, что позволяла феодалам отвергать земную и моральную власть духовенства. О масштабах влияния этой ереси говорит хотя бы тот факт, что собственная мать Бернара-Роже де Рокфора, епископа каркассонского с 1208 года носила одежды «совершенной», его брат Гийом был одним из самых ярых катарских сеньоров, а два других брата были сторонниками катарской веры! Катарские церкви стояли прямо напротив католических соборов. При такой поддержке со стороны власть предержащих, она быстро распространилась в регионах Тулузы, Альби и Каркассона, где самым важным был граф Тулузский, который правил на землях между Гаронной и Роной. Однако его власть не распространялась непосредственно на многие феоды, и ему приходилось рассчитывать на могущество других вассалов, таких как его деверь Раймон Роже Транкавель, виконта Безье и Каркассона или же союзных ему короля Арагона или же графа Барселоны.


Современная реконструкция замка Монсегюр.

Поскольку многие их вассалы сами являлись еретиками или симпатизировали еретикам, эти сеньоры не могли или не захотели сыграть на своих землях роль христианских князей, защищающих веру. Граф Тулузский сообщил об этом папе римскому и королю Франции, церковь послала туда миссионеров, и, в частности, святого Бернара Клервосского, который в 1142 году изучил положение дел в провансальских епархиях и выступил там с проповедями, особого успеха, однако, не имевшими.

Став папой в 1198 году, Иннокентий III продолжил политику возвращения катаров в лоно католической церкви посредством методов убеждения. Но многочисленных проповедников встречали в Лангедоке скорее прохладно, нежели радостно. Даже святому Доминику, отличавшемуся своим красноречием, и то не удалось добиться осязаемых результатов. Катарским вождям активно помогали представители местной знати, и даже некоторые епископы, недовольные церковными порядками. В 1204 году папа римский снял этих епископов с их должностей, а вместо них назначил своего легата. Тот в 1206 году он попытался найти поддержку у аристократии Лангедока и настроить ее против катаров. Сеньоров, которые по-прежнему оказывали им содействие, стали отлучать от церкви. В мае 1207 года под отлучение от церкви попал даже сам могущественный и влиятельный граф Раймунд VI Тулузский. Однако после встречи с ним в январе 1208 года наместник папы был найден зарезанным в собственной постели, и это окончательно вывело папу из себя.


Внутри собора св. Цицилии находится столь же впечатляющий орган.

Тогда разгневанный папа отреагировал на это убийство буллой, в которой обещал одарить землями еретиков Лангедока, всех тех, кто примет участие в крестовом походе против них и уже весной 1209 года объявил против них крестовый поход. 24 июня 1209 года по призыву папы римского в Лионе собрались предводители крестового похода – епископы, архиепископы, сеньоры со всего севера Франции, за исключением короля Филиппа Августа, который высказал лишь сдержанное одобрение, но отказался возглавить сам поход, больше опасаясь германского императора и английского короля. Целью крестоносцев, как это объявлялось, было отнюдь не завоевание провансальских земель, а освобождение их от ереси, причем, как минимум, за 40 дней – то есть срок традиционной рыцарской службы, выше которого за нее наниматель (кем бы он ни был!) должен был уже заплатить!


А потолок покрыт просто фантастически красивой росписью явно на зависть всем, кто верил в Господа иначе!

Продолжение следует...

И предположи, после этого, что он знал судьбу всех Его ангелов, до того, как они возникли, поскольку в Провидении Его наличествуют все причины, по которым те ангелы должны будут отсутствовать в будущем и в Его взгляде должны оставаться в течение всего времени зло и демоны , как говорят почти все наши противники. Тогда, без сомнений, неизбежно следует, что те ангелы никогда не могли бы оставаться добрыми, святыми, или покорными своему Господу, в чьей власти по необходимости все вещи происходят от вечности, кроме той меры, которую сам Бог знает от начала. Если Бог ведал все вещи от начала и знал, что Его ангелы станут в будущем демонами по причине тех свойств, которые Бог даровал им от начала (ибо все эти причины которые сделают в будущем тех ангелов демонами возникают всецело в внутри Его Провидения и не угодно Богу делать их иными, чем такие, какими он их создал), по необходимости следует, что вышеназванные ангелы не могли ни каким образом уклониться от того, чтобы стать демонами. И это в особенности истинно поскольку невозможно, чтобы нечто из того, Бог знает как долженствующее произойти, каким-либо образом изменяется так, что этого в будущем не случается - главным образом в Нем, Который от вечности знает все будущее полностью… И таким образом Бог, о котором выше говорилось, что он благ, свят, правосуден, мудр и праведен, который превыше любых слов, как это утверждалось выше, был той самой причиной и породителем зла, которое, несомненно следует отвергать. По этой причине мы вынуждены признать два начала. Одно - благо. Другое - зло, исток и причина несовершенства ангелов, и также всего зла.»

Катары отвергали брак для духовенства, запрещали употребление животной пищи. Они верующих они не допускали двоебрачия.

Катары делились на «верующих» (масса) и «совершенных» (духовенство), чья строгая нравственность (даже по признанию их врагов) резко контрастировала с распущенностью католического духовенства. Катары переводили Евангелие на национальные языки, создавали школы, в т. ч. и для женщин. К середине 12 в. сложилась церковь катаров, которая в Италии и Южной Франции стала опасной соперницей католицизма. Альбигойцы полностью переняли вероучение катаров, отвергали догмат о триединстве бога, церковные таинства, почитание креста и икон, не признавали власть папы. Они считали, что просто водным крещением нельзя очиститься от имеющихся грехов. Крещение водой ими заменено на духовное крещение, совершаемое через возложение рук и апокрифического Евангелия Иоанна на крещаемого. Альбигойцы были преданы анафеме, после чего создали собственную церковь, объявив ее независимой от католицизма. Главным оплотом катаров был город Альби в центре Лангедока, который в то время не входил в состав Франции, а был самостоятельным государством. Поэтому катаров называют также альбигойцами. "Катар" переводится как "очищенный".

Альбигойцы отличались поразительной веротерпимостью к религиям мусульман и иудеев, а также были убежденными сторонниками равноправия полов. Они проповедовали любовь к ближним вне зависимости от их религиозных убеждений. Например, они не считали, что Иисус умер на кресте, а считали, что он спасся с помощью медицинских знаний своих учеников, терапевтов.

Веря в Бога, Святой Дух, будучи преданными делу Иисуса и вознося молитвы Всевышнему, они создали образцовое общество со своей собственной системой социального патронажа, с приютами для бедных детей и больницами для неимущих. Но они не принадлежали к официальной церкви, расходясь с ней в некоторых положениях. Святой Бернард писал: " Нет проповедей более христианских, нежели у катаров - их нравственность безупречна".

Катары были одухотворенными людьми. Они верили в чистоту духа и считали человеческую плоть порочной. Они считали плоть темницей духа и связывали ее появление с происками дьявола, как и все земное зло.

Рим полагал, что катары обладали священным сокровищем, Скрижалями Откровений и иерусалимскими манускриптами христианской эпохи.

В 1209 г. Иннокентий III предпринял против альбигойцев крестовый поход. Собранное войско, состоящее преимущественно из любителей легкой наживы, в течение 20 лет разоряло южную Францию. Апогеем этой так называемой "Лангедокской войны" явилось полное уничтожение населения г.Безье - около 20 тыс. человек без разбора пола, возраста и вероисповедания. Именно там была произнесена знаменитая фраза: "Убивайте всех, Бог на небе узнает своих!".

На Тулузском соборе 1229 г. были поставлены строгие правила относительно разыскивания еретиков-альбигойцев и их наказания. В 1232 г. папа Григорий IX учредил для расследования альбигойской ереси инквизиционный суд, управление которым предоставил доминиканскому ордену. Папа Иннокентий IV разрешил в 1259 г. применение пыток против еретиков.

И хотя Лангедок пал, катары были истреблены: тысячи людей были убиты, а их дома сравнены с землей, - искомое Сокровище так и не было найдено.

Так как имелась определенная связь между катарами и тамплиерами, то Рим посчитал, что Сокровища были переданы тамплиерами и укрывались ими. Теперь гонениям подверглись храмовники. Этому благоприятствовал тот факт, что Филипп 4 Красивый задолжал тамплиерам огромную сумму, возвратить которую был не способен.

После завершения преследования тамплиеров и их сторонников католическая инквизиция занялась инаковерующими (еретиками) Франции и Италии. Оплотом инквизиции были доминиканцы и францисканцы. В 1252 году папским дикретом были узоконены пытки и тайные судилища. Признания выбивали, у них отбирали все имущество и бросали в тюрьму или сжигали. Не признавшихся сжигали.

В конце XIII века альбигойцы были окончательно истреблены. Но катары продолжают существовать. Есть они и в нашей стране.

Государственный язык: арабский
Население: примерно 697 тыс. человек
Разница с Москвой во времени: зимой опережает на час, летом разницы нет
Телефонный код: 974

Денежная единица: Катарский риал (QAR), 1 QAR = 100 дирхамов
1 USD ~ 3,98 QAR, 1 EUR ~ 5,29 QAR

Виза: нужна, стоимость визы 39 USD
Стоимость «типового» ужина: ~20 USD
Чаевые: 1-5 дирхам

Катар — одно из молодых направлений российского туризма. Эта страна может похвастаться прекрасным сочетанием отдыха на берегу океана, недорогого шопинга и мягких исламских традиций. Наилучшее время для отдыха в Катаре — сентябрь-январь и март-май. Здесь качественные отели и песчаные пляжи. На многих пляжах бассейны соединены между собой и снабжены водными горками. Персидский залив по праву считается превосходным местом для дайвинга. Катар сегодня — это Дубай пять-семь лет назад. Курорт развивается динамично. Но так как сейчас он еще не очень популярен, цены здесь при таком же качестве сервиса на порядок ниже. К русским туристам здесь относятся с большим дружелюбием.

Столица — Доха (Doha), она же — основной курорт.

Виза

Для граждан России виза в Катар оформляется по ксерокопии первой страницы загранпаспорта. Срок оформления — 1 неделя. Стоимость — 39 USD. Срочной визы не предусмотрено. Срок действия загранпаспорта должен превышать один месяц со дня возвращения из предполагаемой поездки.

Таможня в Катаре

Запрещен ввоз печатных изданий и аудиовизуальной продукции, содержащей материалы, противоречащие культурным традициям страны.

Номера телефонов

Посольство России: ул. Аль-Амир, 104, район Ас-Садд; тел.: 329—117, факс 329—118

Консульский отдел посольства Катара в Москве: Коровий вал, 7, кв. 197—198; тел. (095) 230—1577, 230—1678

Полиция, скорая, пожарные: 999

Международный аэропорт (справки по прибытию/отправлению): 435—1550

Представительство «Аэрофлота»: 443-7186

Религия

Официальной религией Катара является ислам. Необходимо принимать во внимание тот факт, что катарцы относятся к секте Вахаби, исповедующей строгий фундаментализм. Поэтому здесь нужно всегда придерживаться строгих правил в одежде и поведении. Основными праздниками, как и в других странах Персидского залива, являются Eid Al-Fitr, который наступает по окончании Рамадана, и Eid Al-Adha — 10 недель спустя после Рамадана. Точные даты праздников определяются по Лунному календарю.

Транспорт Катара

Приезжие в Катаре могут воспользоваться услугами такси: они дешевы, доступны в любое время дня и ночи, везде и легко узнаваемы по оранжевым и белым цветам. Стоимость такси: в дневное время в пределах Дохи −10 дирхамов за каждые 200 м, а за пределами города — 15 дирхамов за каждые 200 м. Минута ожидания днем стоит 10 дирхамов. В ночное время проезд в пределах Дохи — 20 дирхамов, а за пределами города — 30 дирхамов. Минута ожидания ночью — 20 дирхамов. Ночной тариф действует с 9 вечера до 5 утра.

Безопасность туристов

Страна абсолютно безопасна, даже поздно вечером здесь можно совершенно спокойно гулять по улицам.

Климат Катара

Шопинг и магазины

В Катаре, также как и в ОАЭ, разветвленная система супермаркетов и торговых центров, где можно приобрести недорогой и качественный текстиль. Многие магазины устраивают сезонные распродажи, цены в магазинах Катара ниже, чем в центрах Дубаи. В Катаре можно приобрести недорогие золотые изделия (золото будет невысокой пробы, но сами изделия довольно качественные), а также ткани.

Развлечения, экскурсии и достопримечательности Катара

Доха (или Ад-Доура), Национальный Музей Катара, Этнографический Музей Катара, парк развлечений «Королевство Аладдина», зоопарк, Область Зубара, поездка в Умм-Салал-Мохаммед, (городок в 25 км к северу от Дохи).

Еще совсем недавно Катар был забытой страной в Персидском заливе. Однако, как оказалось, в Катере очень большие залежи нефти и газа, и поэтому последние десятилетия страна активно развивается, в том числе и в туристическом плане. Туристов в Катаре ждет сафари в пустыне, бедуинские деревни, богатые рынки, старинные мечети с минаретами, верблюжьи бега, и, конечно же, отличные длинные песчаные пляжи на берегу Персидского залива.

География Катара

Катар располагается на Аравийском полуострове в Западной Азии. На юге Катар граничит с Саудовской Аравией (это его единственная сухопутная граница). Пролив в Персидском заливе отделяет Катар от соседнего островного государства Бахрейн. Общая площадь Катара – 11 586 кв. км., а общая длина государственной сухопутной границы – всего 60 км.

Большая часть территории Катара – это пустыни. На юге Катара находятся высокие холмы, а на севере – песчаная равнина с оазисами. Самая высокая точка страны - Qurayn Abu al Bawl (103 метра).

Столица

Столица Катара - Доха, в которой сейчас проживают более 600 тыс. человек. Доха была построена в 1825 году (тогда она называлась Аль-Бида).

Официальный язык

Официальный язык населения Катара - арабский, относящийся к семитской группе афразийской языковой семьи.

Религия

Более 77% населения Катара – мусульмане (72% - сунниты, 5% - шииты). Еще 8,5% - христиане.

Государственное устройство

Согласно действующей Конституции 2003 года, Катар – это абсолютная монархия во главе с Эмиром из династии аль-Тани. Кстати, династия аль-Тани правит Катаром с 1825 года, т.е. с момента образования этого государства.

Власть Эмира в Катаре абсолютна, и он при управлении страной руководствуется принципами шариата. Именно Эмир назначает Премьер-министра, министров и членов Консультативного совета (35 человек), который имеет законодательную власть. Все законы в Катаре утверждает Эмир.

Климат и погода

Зима в Катаре мягкая, а лето очень жаркое. В январе температура воздуха опускается до +7С, а в августе поднимается до +45С. Среднегодовое количество осадков – 80 мм. Лучшее время для посещения Катара – с октября по май.

Море в Катаре

Катар со всех сторон, кроме юга, омывается Персидским заливом. Общая береговая линия составляет 563 км. Побережье в Катаре песчаное с многочисленными маленькими островками, песчаными косами и рифами.

История

Люди на территории современного Катара жили, как утверждают археологи, еще 7,5 тысяч лет назад. Примерно в 178 году до н.э. жители Катара торговали с древними греками и римлянами (они были посредниками в торговле Древней Греции и Древнего Рима с Индией).

В VII веке н.э. на территории современного Катара начинает распространяться ислам, и страна входит в состав Арабского халифата.

В начале XVI века в Персидском заливе, в том числе и в Катаре, большое влияние имеет Португалия. Португальские торговцы покупают в странах Персидского залива золото, серебро, шелк, жемчуг и лошадей.

В 1783 году Катар попал под власть Бахрейна, и это продолжалось до 1868 года. В 1871 году Катар вошел в состав Османской империи. В 1916 году Катар вышел из состава Османской империи, но попал под протекторат Великобритании.

Только в 1971 году Катар получил независимость от Великобритании.

Культура Катара

Культура и традиции в Катаре сформировались под влиянием мусульманства, причем повседневная жизнь в этой стране соответствует нормам шариата. В Катаре есть два главных религиозных праздника - Ид Аль-Фитр, который длится три дня в честь окончания Рамадана, а также Ид аль-Адха (мы его знаем как Курбан-байрам). Праздник Ид аль-Адха отмечается через 70 дней после Ид Аль-Фитра.

Кухня

Традиционная кухня Катара сформировалась под сильным влиянием иммигрантов из Ирана и Индии, а в последнее время и из Северной Африки.

Многие традиционные катарские блюда готовят из морепродуктов (особенно омары, крабы, креветки, тунец и окунь). Все мясо в Катере – «халяль», т.е. соответствует мусульманским законам.

Одно из самых популярных традиционных блюд в Катаре – «machbous», представляющее собой тушеное мясо с рисом или морепродуктами. Также в Катаре туристам рекомендуем попробовать «Hummus» (нутовое пюре с кунжутными семечками), «Waraq enab» (фаршированные рисом виноградные листья), «Taboulleh» (измельченная пшеница, приправленная петрушкой и мятой), «Koussa mahshi» (фаршированные кабачки), «Biriani» (рис с курицей или бараниной), «Ghuzi» (баранина с рисом и орехами).

Что же касается десертов в Катаре, то из них следует выделить фисташковый пудинг, хлебный пудинг с орехами и изюмом, а также чизкейк со сливками.

Традиционные безалкогольные напитки в Катаре – кофе, фруктовые воды и травяные отвары. Кофе жители этой страны предпочитают арабский, приправленный кардамоном или немного подслащенный, или густо сваренный кофе по-турецки. Иногда подается сладкий кофе «qahwa helw» (с шафраном, кардамоном и сахаром).

Фруктовые воды и отвары из трав продаются прямо на улицах во всех городах Катара.

Употреблять алкоголь можно только в ресторанах и отелях, которые имеют специальную лицензию.

Достопримечательности Катара

Несмотря на то, что Катар имеет очень древнюю историю, достопримечательностей в этой стране не очень много. Это объясняется географическим положением Катара, в котором много пустынь. Тем не менее, в Топ-10 лучших достопримечательностей в Катаре, на наш взгляд, могут войти следующие:

  1. Форт Умм-Салал-Мохаммед
  2. Курганы Умм-Салал-Али
  3. Музей оружия в Дохе
  4. Форт в Аль-Зубаре
  5. Древние укрепления в Аль-Зубаре
  6. Форт Аль-Вайбах
  7. Дворец Абдаллы бин-Мохаммеда
  8. Государственная мечеть в Дохе
  9. Форт аль-Ракийат
  10. Мечеть Аль-Райян

Города и курорты

Самые большие города в Катаре – Доха, Ар-Райян, Аль-Вакра, Аль-Хор и Умм-Салаль.

Как мы уже говорили, Катар со всех сторон, кроме юга, омывается Персидским заливом. Общая береговая линия составляет 563 км. Побережье в Катаре песчаное с многочисленными маленькими островками, песчаными косами и рифами. Вы можете купаться в море везде, где вам захочется, главное – не оставляйте после себя мусор.

Лучшие пляжи (т.е. курорты) в Катаре, на наш взгляд, следующие:

Al Ghariya Beach (в 80 км к северу от Дохи)
- Dukhan (в 80 км к западу от Дохи)
- Fuwairit Beach (в 80 км к северу от Дохи)
- Khor Al Adaid (в 80 км к югу от Дохи)
- Maroona (80 км к северу от Дохи) – также известен как French Beach
- Ras Abrouq (Bir Zekreet) (70 км к западу от Дохи)

Сувениры/покупки

Туристы из Катара обычно привозят изделия народных промыслов, Кораны, ювелирные изделия из золота, кинжалы, кофейник «Даль-ла», фигурки из бронзы, деревянные шкатулки, хну, арабские лампы, кальяны, коврики, свитки с арабской вязью, четки.

Часы работы учреждений

Рабочая неделя в Катаре длится с воскресенья по четверг. Выходные дни – пятница и суббота. Официальный рабочий день начинается в 07:00, а заканчивается в 15:30.

Катар , монархическое государство (эмират) в Юго-Западной Азии, столица - Доха . Площадь - 11,437 тыс. кв. км., Население – 840,3 тыс. человек (2004), около 90% населения сосредоточено в столице и её пригородах. Официальный язык – арабский. Государственная религия – ислам .

Религия

В году СМИ объявляли о начале строительства в следующем, 2006, году в столице Катара Дохе (впервые за 14 веков) христианской (англиканской) церкви Богоявления. Однако сведений о данном строительстве более не поступало.

14 марта года на окраине Дохи был освящен первый христианский храм в Катаре - католический храм Святой Девы Марии, построенный, как требовали власти Катара, без колокольни и креста. Участок на окраине Дохи, столицы страны, подарен эмиром Катара шейхом Хамадом бин Халифом аль-Тани, который в 2002 г. установил дипломатические отношения с Ватиканом. На том же земельном участке площадью 21 тыс. кв. м. предполагается возвести еще пять церквей, в том числе