Богиня Веста - кто такая Веста в различных мифологиях? Отличие весты от невесты Что такое весты в древнем риме.

Веста и весталки

Отдельно от прочих следует рассказать о Весте и ее служительницах. Весту почитали как богиню домашнего очага и семьи и отождествляли с греческой богиней Гестией. Однако в отличие от Гестии, культ которой у греков был относительно скромным, Веста занимала важнейшее место в государственной религии Рима и воспринималась в качестве хранительницы всей римской общины как большой семьи, собранной у единого городского очага.

Кроме очага, сакрального центра дома, Весте была посвящена прихожая, так называемый «вестибул». Несложно догадаться, что отсюда и пошло известное нам слово «вестибюль», означающее просторное помещение при парадном входе.

Веста приходилась сестрой Юпитеру и была известна тем, что избегала мужского общества и хранила девственность. Существует старинная легенда о том, как Весту домогался Приап, бог садов, известный своей похотливостью. Однажды боги, а заодно нимфы и сатиры, собрались на шумный пир. Пока боги пили вино и плясали, Веста прилегла отдохнуть в тени, наслаждаясь тишиной, и задремала. Ее приметил Приап и то ли не узнал и принял за нимфу, то ли узнал, но не подал виду. Влекомый блудным желанием, Приап на цыпочках стал подкрадываться к Весте. И тут неожиданно закричал осел, пасшийся неподалеку на берегу ручья. От ослиного крика Веста проснулась и увидела над собой Приапа, которого с позором прогнала. Оттого в день праздника Весты, 9 июня, ослов освобождали от всякой работы и они участвовали в торжественной процессии.

Сатир и спящая нимфа (фрагмент). Художник Я. Амигони

Весте служили жрицы-весталки, ревностно, как и их богиня, хранившие свое целомудрие. Коллегия весталок состояла всего из шести женщин, и служба богине требовала от них полного сосредоточения. Весталки, единственные из римских жриц и жрецов, все свое время отводили исполнению священных обязанностей и даже жили замкнуто, в особом доме при храме Весты, редко выходя в город. Первейшей их обязанностью было поддерживать огонь на жертвеннике, ведь люди верили, что, пока он горит, Рим будет стоять нерушимо. Также весталки наводили в храме чистоту и приносили жертвы богине.

Весталки. Художник Ж. Рау

Когда одна из весталок навсегда оставляла храм, новая избиралась жребием из двадцати девочек благородного происхождения в возрасте от шести до десяти лет. Удостоенную великой чести ожидало тридцать лет служения. Первые десять лет ее обучали тому, что она должна была делать, следующие десять она исполняла свои обязанности, а в последнюю треть срока передавала знания молодым преемницам.

По истечении тридцати лет весталка могла сложить с себя жреческий сан и вернуться к обычной жизни, даже выйти замуж. Немногие, однако, пользовались этим правом, предпочитая до самой смерти служить богине, а про тех, кто все-таки заводил семью, рассказывали, что они были несчастливы в браке. Существовало даже поверье, будто брак с весталкой сулит беду.

Однако в награду за самоотверженную службу весталки пользовались большими привилегиями и почестями. Сам консул при встрече уступал весталкам дорогу. Весталки могли собственноручно, без поручителя, распоряжаться своими делами, что другим римским женщинам в большинстве своем не разрешалось. На улицу весталки выходили только в сопровождении служителя-ликтора, и если по пути им попадался преступник, приговоренный к казни, то с этого счастливчика снимали приговор и отпускали. Весталке только следовало поклясться, что встреча эта оказалась случайной.

Весталка. Художник Ф. Лейтон

Весталки были неприкосновенны, и даже за легкое оскорбление, нанесенное одной из них, обидчику грозила смертная казнь. Наказывать их мог только великий понтифик, страж священных дев, который за провинности сек весталок розгами. Поводом для наказания могло послужить то, что весталка небрежно поддерживала в храме огонь, ведь это было важнейшей и каждодневной обязанностью жриц Весты. Рассказывали историю, как одна весталка, увидев, что священный огонь догорает, взмолилась богине и кинула в пламя кусок своего одеяния, после чего огонь благоволением Весты заново разгорелся.

И все же раз в году огонь в храме Весты тушили и разводили заново - в день Нового года. Считалось, что в Новый год все должно обновляться, даже негасимый огонь Весты. Разжигали его исключительно трением двух палочек - только такое пламя считалось «чистым».

За одну лишь провинность весталок наказывали крайне жестоко: за утрату целомудрия, ведь тем самым они предавали свою девственную богиню. Нарушившую обет чистоты девушку живьем зарывали в землю. Для этого в земляном валу у Коллинских ворот устраивали маленькую подземную камеру со входом сверху. Там оставляли постель, горящий светильник и немного еды, чтобы Веста не была оскорблена тем, что ее жрицу, причастную священных тайн, простые люди уморили голодом. Осужденную в закрытых носилках проносили через форум, и за ней молча следовала толпа. День казни весталки был в Риме днем глубокого уныния. Наконец, у вала закутанную с головой весталку выводили и, когда она спускалась под землю, лестницу поднимали, а вход заваливали и сравнивали с землей.

Казнь весталки. Художник Г. Ф. Фюгер

Рассказывают, впрочем, что Веста ревностно оберегала своих служительниц от наветов и лживых слухов. Так, некий человек обвинил весталку Тукцию в потере невинности и тем самым, казалось бы, обрек девушку на мучительную смерть. Тукция же, зная, что обвинение ложно, и желая доказать свою непорочность, взмолилась богине: «Веста! Если я служила тебе чистыми руками, сделай же так, чтобы эти руки в решете донесли воду в твой храм от самого Тибра!» На глазах у всего города Тукция зачерпнула в решето речной воды и, не пролив ни капли, дошла до храма, что стоял неподалеку от форума на склоне Палатинского холма. Так Веста оправдала свою жрицу перед всеми римскими гражданами.

Храм Весты в Риме построил легендарный царь Нума Помпилий. Храм этот имел необычную круглую форму: считалось, что он повторяет очертания домашнего очага. В центре храма горел священный огонь, бывший одновременно и воплощением самой богини, так как изваяния ее в храмах не ставили. Лишь изредка Весту изображали в виде богато одетой девушки с накинутым на голову покрывалом. Служительницы ее носили во время обрядов похожие покрывала, в городской толпе же весталку легко было узнать по белоснежной тунике.

Весталка Тукция собирает воду в решето. Художник Г. Л. Леру

В храме Весты, недоступные для глаз обывателей, хранились священные реликвии, вывезенные Энеем из горящей Трои: домашние боги-пенаты, покровительствовавшие всей римской общине, и палладий, деревянная статуя Афины Паллады (у римлян Минервы), которая, по легенде, упала с неба в ответ на молитвы Ила, основателя Трои. Палладий считался талисманом Рима, оберегавшим его от опасностей.

Ни один мужчина не имел права переступать порог храма Весты и видеть эти реликвии. Рассказывают, однако, что в 241 году до н. э. в храме Весты случился страшный пожар. Беспомощные весталки, распустив волосы, громко плакали перед храмом, видя, как погибают в пламени столь чтимые всем народом святыни. Видя их горе, великий понтифик Метелл взмолился Весте простить его святотатство и бросился в горящий храм. Смелым своим поступком Метелл спас драгоценные реликвии из огня, но, как говорят, ослеп: то ли от жаркого пламени, то ли оттого, что увидел нечто, недоступное взгляду мужчины.

Свой храм Весты был в каждом городе, и если жители его отправлялись навсегда в необжитые еще земли, то брали с собой частичку храмового огня, чтобы возжечь от него пламя на новом жертвеннике и заручиться покровительством доброй богини.

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Евразийская империя скифов автора Петухов Юрий Дмитриевич

Сома-Геката-Веста и Будха-Гермес-Меркурий У скифов должен был быть «культурный бог», известный у других народов под именем ТОТА (египет.), ГЕРМЕСА (греч.), МЕРКУРИЯ (рим.), ТЕВТАТА или ОГМЫ (кельт.), ТИУ (сканд.), РАДОГОЩА (слав.) и БУДХИ (инд.), которому был посвящен вторник (Tuesday -

автора

Весталки

Из книги В плену страстей. Женщины в истории Рима автора Левицкий Геннадий Михайлович

Август и весталки В I веке до н. э. римляне вступили в бесконечную полосу смут, междоусобных распрей, гражданских войн. Увлекшись братоубийством, граждане начали забывать старые традиции, терять былое уважение к богам.В 89 году до н. э. в городе возник конфликт между

Из книги Азиатские Христы автора Морозов Николай Александрович

Глава III Зенда-Веста - Святые Вести. История их открытия и образчики их сказаний. В 1762 году Западная Европа озарилась необыкновенным светом. В этом году была привезена в нее Анкетиль-дю-Перроном, как жемчужина со дна моря, как птица Додо с острова Мадагаскара, «древняя

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.5.1. Кому служили весталки Древнего Рима? Древние римляне вполне в духе свойственного им прагматизма приспособили к своим нуждам древнегреческую мифологию. Зевс стал Юпитером, Гера - Юноной, Асклепий - Эскулапом и т. д.Явной новацией следует признать введение Нумой

Богиня Веста является действующим лицом в мифах разных народов – у древних славян, греков и римлян. Но функции и культы богини не всегда совпадали, хотя проведение некоторых параллелей все-таки возможно. Это, например, связь ее с женским началом, с теплом, огнем. Подробнее об этом, и о том, как называют жриц богини Весты, читайте далее.

Предвестница весны

У славянских народов эта богиня тесно связана с весной, с обновлением природы и началом новой жизни. А также она ассоциировалась с мудростью и добрыми вестями, так как весть о скором приходе весны была в числе самых лучших и долгожданных. Поэтому считается, что происхождение имени богини Весты у славян связано со словом «весть», то есть известие.

При ее описании использовалась масса прекрасных поэтических эпитетов, например:

  • Хранительница древней мудрости богов.
  • Покровительница обновления мира.
  • Добрая весенняя богиня.
  • Управительница пробуждения природы.

Старшая сестра

Веста была тесно связана с другой славянской богиней, Мареной, символизирующей противоположное начало – зиму, тишину, покой. Ее она сменяла в круговороте времен года, принося людям обретение мудрости, которые передавали им предки, сообщая о том, что после зимнего покоя возрождается природа, тепло, приходит пора тепла, солнца, урожая, плодородия земли.

Марена была старшей сестрой Весты и названной сестрой верховного бога Перуна. Она покровительствовала ночи, Сну природы, потустороннему миру. Марена сопровождала умерших в загробную жизнь, успокаивая их и напутствуя.

День богини Весты


Этот день праздновался с большим размахом. Его отмечали в марте, во время дня весеннего равноденствия – астрономического явления, во время которого центральная точка солнечного диска переходит через небесный экватор. В Северном полушарии это случается в марте, 20 числа, в тот момент, когда солнце совершает переход от Южного полушария к Северному.

Силу Весты связывали со стихией огня, но не сжигающего, уничтожающего все вокруг, а оживляющего, согревающего мир. Считалось, что, обогнув дом восемь раз, можно пригласить богиню в свое жилище, чтобы она даровала счастье и удачу.

Народные гуляния


Повсюду устраивались всенародные гуляния, в обязательном порядке выпекались блины, которые символизировали Ярило-Солнце. А также баранки, куличи, бублики с маком, пряники, изображающие жаворонков, – все это считалось воплощением земли, пробуждающейся от зимнего сна.

При этом водились хороводы и пелись величальные песни богине Весте. В них говорилось о том, что она на землю пришла и вновь жизнь принесла, запалила яркий огонь, растопила зимние снега, напоила землю живой силой, разбудив ото сна Марены. И теперь Мать-земля даст полям жизнь и родящую силу, отборное зерно и богатый урожай.

Женский день


Еще этот день у славян считался женским, мужчины поздравляли женщин и девушек, балуя их щедрыми подарками. Существовало поверье, согласно которому женщины, умывающиеся в этот день талой водой, считающейся подарком Весты, станут вечно молодыми и красивыми, как и сама богиня.

Также считалось, что каждый участник праздника получает в этот день послание от предков, а также часть божественной мудрости, чтобы начать жить по-новому, поддерживать род, уважать семью, почитать родителей, любить детей, иметь чистые помыслы.

Переход в проводы Марены

Непосредственно за днем богини Весты следовал другой праздник, который являлся логическим продолжением первого. Это проводы Марены, богини зимы, в ее ледяное царство, находящееся на Севере. В это день зажигался большой костер, в который каждый из присутствующих на празднике клал предварительно изготовленную небольшую куклу из соломы. При этом на нее делался наговор – произносились пожелания радости, счастья, доброго урожая.

В огонь также клали блины и зерновые (пшеницу, овес, просо), для того чтобы обильно родился хлеб и произрастал корм для домашних животных. После того как куклы и зерно были сожжены, пепел развеивали над полями, садами и огородами, опять же для улучшения плодородия земли.

Во время народных гуляний люди прыгали уже через другой костер, считая, что при этом они очищают и тело, и душу.

Таким образом, оба этих праздника являются сторонами единого действа, гармонично переходя из одного в другой. То есть сначала встречается одна богиня, а затем провожается вторая. В этой встрече двух сестер выражается символ Равноденствия, а после ухода Марены день сразу становится длиннее ночи. В оба этих праздника строго запрещалось употребление хмельных напитков и бранных слов.

У римлян


Богиня Рима Веста является хранительницей домашнего очага. В этом городе существовал посвященный ей храм. Жрицы богини Весты назывались весталками. Их выбирали среди девочек в возрасте от шести до десяти лет, относящихся к представительницам знатного рода. В продолжение 30 лет они были обязаны оставаться девственницами, а в случае невыполнения этого правила их ждало жестокое наказание, например, их могли замуровать живьем.

Весталки должны были поддерживать в храме огонь, что являлось символом надежности и стабильности. Если огонь вдруг затухал, то это было очень плохим знаком. При этом существовала ситуация, в которой огонь тушили специально один раз в году. Это происходило в первый новогодний день. После этого его вновь зажигали путем трения одного дерева о другое. Вновь добытый огонь передавался в другие части Римской империи.

Палладий и регия

Позже богиню Весту стали отождествлять с земным шаром, который изнутри наполнен огнем и неподвижно висит в космическом пространстве. Еще ее ассоциировали с огнем, как самым чистым элементом. Культ Весты восходил к древним индоевропейским традициям и был исконным для Рима. Он имел тесную связь с городскими святынями, такими как палладий и регия.

Палладий – это, по сути, изготовленный из дерева идол, изображающий Палладу, отождествляемую с греческой богиней Афиной. В римской мифологии ее аналогом являлась Минерва. Римский палладий, по одной из легенд, был привезен из Трои Энеем. Палладий упал с неба в ответ на молитвы основателя Трои Дардана.

Согласно прорицанию, сделанному сыном царя Трои Приама Геленом, город не мог быть завоеван, пока статуя находилась в нем. Позже она была похищена. Как залог могущества Рима, палладий хранился в храме Весты.

Регия – это здание в Древнем Риме, которое располагалось на римском форуме. Как сообщают античные источники, она являлась резиденцией или же присутственным местом царей, а позже – верховного понтифика. Это здание располагалось у подножия Палатинского холма, напротив храма Весты и Дома Весталок.

Что касается частных домов, то в них Весте был посвящен вход в них, называемый вестибулом.

Взаимосвязанные культы

Культ Весты был очень тесно связан с культом Пенатов. В римской мифологии это боги, являвшиеся хранителями и покровителями домашнего очага, а позднее и всего народа Рима. Обычно семья имела двух Пенатов. Их изготавливали из камня, глины или дерева и ставили в шкафчик, находившийся около очага, где собиралась вся семья.

На государственном уровне культом Пенатов, представляющих благополучие общества, заведовал верховный жрец. Он приносил им жертвы в храме богини Весты. Оба этих культа являлись взаимосвязанными не только у латинов, но и у всех обитателей Апеннинского полуострова – италиков. У каждого города имелась своя Веста и свои Пенаты.

Вступая в должность, магистраты обязательно приносили жертвы – как Пенатам, так и Весте. Последнюю обычно изображали с лицом, закрытым покрывалом, с чашей и факелом в руках, а также со скипетром и палладием. В древнегреческой мифологии также есть богиня семейного очага, аналогичная Весте, которую называли Гестией.

Веста - богиня домашнего очага

Веста представляет архетип сосредоточенности. Она – безмолвная суть, источник осмысленной активности, внутренняя точка опоры, позволяющая женщине держаться на своих позициях среди внешнего хаоса, волнений или обычной повседневной суматохи. С Вестой жизнь женщины приобретает смысл.


Веста как архетип

Архетипу Весты, как и архетипам двух других богинь-девственниц, присуща сосредоточенность сознания («очаг» на латыни звучит как «фокус»). Однако направление сосредоточенности Весты отличается. Внешне ориентированные Артемида и Афина фокусируются соответственно на достижении целей или осуществления планов. Веста же концентрируется на своих субъективных внутренних переживаниях. Она полностью поглощена медитацией. Самодостаточность Весты порождает, помимо склонности удаляться из общества людей, потребность в безмолвном спокойствии, легче всего обретаемом в одиночестве.

Архетип Весты как богини домашнего очага движет женщинами, считающими ведение дома более значительной деятельностью, чем какую-либо иную работу. Для них поддержание домашнего очага – это средство, благодаря которому женщина приводит в порядок себя и свой дом. Женщина, обретающая чувство внутренней гармонии при выполнении ежедневных домашних забот, соответствует этому аспекту архетипа Весты.

Она выполняет домашние дела и потому, что они имеют значение для нее сами по себе, и потому, что ей приятно это делать. Домашние хлопоты приносят ей умиротворение, как монахиням приносит умиротворение служение Богу. Занимаясь домом, женщина-Веста испытывает глубокую тихую радость. Этим она отличается от женщины-Афины, для которой важно ощущение завершенности, и женщины-Артемиды, испытывающей облегчение от того, что домашняя работа закончена и у нее появилось время для чего-то еще.

Женщина-Веста занимается домашними делами с ощущением, что в ее распоряжении сколько угодно времени . Она не смотрит на часы, потому что у нее нет расписания. Перебирая и складывая белье, занимаясь мытьем посуды и уборкой в доме, она ощущает неспешную, умиротворяющую погруженность в каждое из этих дел.

В настоящее время многих представительниц Запада привлекают восточные религии. Поэтому женщин, в душе которых пробуждена Веста, столь же легко обнаружить в ашрамах, как и в монастырях. И в том, и в другом случае на первое место ставится молитва или медитация, а на второе – работа в общине как одна из форм служения Богу.

Когда в женщине присутствует этот архетип, бурные события не оказывают на нее такого влияния, как на других людей. Если в женщине пробужден архетип Весты, над ней не властны ни другие люди, ни стремление к результатам, ни жажда обладания, ни искушение властью. Она ощущает себя целостной, будучи такой, как она есть. Поскольку собственная индивидуальность не столь уж важна для нее, она не связана внешними обстоятельствами. Что бы ни происходило, это не влияет на ее настроение.

Отрешенность и обособленность, присущие архетипу Весты, наделяют женщину мудростью . Она подобна все видевшей и через многое прошедшей старице с цельной душой и характером, смягченным страданиями. Крайности всех других архетипов смягчаются благодаря мудрому совету Весты, ощутимое присутствие которой придает женщинам искренность и душевную проницательность .

Развитие архетипа Весты

Весту можно найти в спокойном одиночестве и ощущении порядка, возникающем в процессе «созерцательного домоводства». При таком образе действия женщина может быть полностью погружена в каждую свою задачу , неторопливо выполняя ее и наслаждаясь приходящей в результате гармонией.

Даже самые далекие от Весты женщины могут припомнить случаи, когда они находились во власти этого архетипа. Например, день, выбранный для наведения порядка в стенном шкафу, может включать переборку одежды, воспоминание и предвкушение событий, разбор и анализ не только вещей, но и своих мыслей и чувств. В результате она получает и опрятный шкаф, отражающий ее сущность, и хорошо проведенный день. Перенимая образ действия Весты, женщина может приветствовать разборку белья как возможность выделить время для успокоения своего разума или души.

Для появления Весты женщине следует сосредоточиться на одной задаче и необходимом для ее выполнения времени, найти подходящую комнату или уголок. Важно так же сильно сосредоточиться на выполнении этой задачи, как это происходит при японской церемонии чаепития с безмятежностью в каждом ее движении. Только тогда глубокий внутренний покой сменит обычный шум внутреннего диалога у вас в голове. Способ, каким это достигается, и мерило этого состояния – для каждой женщины свои. Поступая так, она выражает собой богиню-девственницу, не обслуживающую потребности других и не находящуюся под гнетом времени.

Медитация формирует и усиливает этот интровертный, обращенный внутрь архетип. Однажды начавшись, медитация нередко становится ежедневной практикой, поскольку дает ощущение целостности и сосредоточенности, внутренний источник мира и света – доступ к Весте.

Отношение к работе

Рабочее место, связанное с конкурентной борьбой, не интересует женщину-Весту. Ей не хватает честолюбия и побуждений; она не хочет признания; не ценит власть, стратегии достижения первенства чужды ей. В результате женщина-Веста, вероятнее всего, занимается традиционной женской работой в офисе, где ее либо не замечают и считают то, что она делает, само собой разумеющимся, либо ценят, как драгоценность, ибо она работает уверенно и надежно, оставаясь вне интриг и слухов и обеспечивая порядок и теплоту . Женщина-Веста получает удовольствие, подавая кофе и привнося в офис женское обаяние.

Женщины-Весты могут выделяться в профессиях, где требуется терпение и спокойствие. Например, женщина-Веста – любимая модель фотографа из-за неосознанной грациозности и неподвижности, как у совершенно естественной в любой своей позе самодостаточной кошки, и потому, что есть в ее глазах нечто «обращенное внутрь».

Лучшим воспитателем детского сада представляется сочетание материнского архетипа Деметры с Вестой. Ее коллеги восхищаются порядком, который она без усилий создает вокруг себя. Она никогда не спешит, дарит свое полное внимание здесь, обнимает кого-то там, предлагает игру или книгу – и дети успокаиваются.

Взаимоотношения с женщинами

У женщины-Весты часто бывает несколько хороших подруг, высоко ценящих нечастое с ней общение. Женщина-Веста не занимается сплетнями или политическими и интеллектуальными дискуссиями. Ее дар заключается в том, чтобы слушать с сочувствующим сердцем, оставаясь сосредоточенной среди привнесенных подругой шума и суматохи и предлагая той уют и теплоту своего очага.

Сексуальность

Когда в женщине доминирует архетип Весты, для нее не очень важна сексуальность. Она наслаждается сексом, когда он случается, и совершенно довольна, когда его нет. Сексуальность Афродиты доступна им только в процессе самого акта любви, но во всех остальных случаях – отсутствует. Веста может рассматривать сексуальность как приятное теплое переживание, которое ей хочется доставить своему возлюбленному.

Замужество

Женщина-Веста соответствует представлению о «хорошей жене». Она прекрасно ведет дом. У нее нет честолюбия по отношению к себе самой или мужу, поэтому она не соревнуется с ним и не «пилит» его. Она не флиртует и разборчива в знакомствах. Хотя его верность не имеет для нее решающего значения, сама она верна. Искушения быть неверной не существует, пока ее не коснется Афродита.

Веста может производить впечатление зависимой, уютно чувствующей себя в традиционной роли жены. Однако ее внешний вид обманчив, потому что она сохраняет внутреннюю самостоятельность . Определенная часть ее спокойно остается самодостаточной богиней-девственницей. Ей не нужен мужчина, чтобы почувствовать себя эмоционально осуществленной. Без него жизнь для нее была бы другой, но не потеряла бы смысла и цели.

Взаимоотношения с мужчинами

Женщины-Весты привлекают мужчин, тянущихся к спокойным, скромным, самодостаточным женщинам, которые будут хорошими женами. Такие мужчины видят себя в традиционной роли главы дома и кормильца семьи. Мужчины, желающие получить в жены сексуальных женщин, женщин – хороших матерей, вдохновительниц или честолюбивых партнерш, пусть ищут где-нибудь в другом месте.

Многие благополучные традиционные браки представляют союзы мужа-Гермеса – бизнесмена, быстро и ловко ведущего дела с внешним миром, – и жены-Весты, поддерживающей домашний очаг горящим. Он ценит, что для него нет необходимости участвовать в домашних хлопотах. Ему нравится сочетание в ней домоседки и независимого духа. Она в свою очередь ценит свое право самостоятельно решать, каким будет их дом, и возможность делать то, что имеет для нее значение.

Кроме того, муж-Гермес по своей природе всегда находится в движении, строя новые планы, заключая сделки, испытывая новые возможности, доверяя своей собственной проницательности, сообразительности, инстинктам, – и вообще, полагаясь в этом мире главным образом на себя. Ему не нужна жена-Гера или Афина, помогающая ему в создании имиджа или разработке стратегии. Обычно он не предполагает, что жена будет сопровождать его в деловых поездках или присутствовать на официальных приемах, что вполне устраивает его жену-Весту.

Она предпочитает принимать гостей дома, где создает соответствующую атмосферу, готовит угощение и остается на заднем плане, в то время как ее экстравертный муж берет на себя инициативу в общении и непосредственно занимается гостями. Часы работы, потраченные ею на подготовку, могут считаться само собой разумеющимися, значение ее вклада в успех вечеринки может остаться неоцененным. По-видимому, как и для ее богини, участь женщины-Весты – оставаться в тени, на самом деле будучи главной в доме .

Психологические ограничения

По своей природе Веста не является общественным деятелем, ее не побуждают политические мотивы, у нее нет честолюбия. Она не выходит во внешний мир, не пытается оставить в нем свой след, у нее нет никакого желания проявиться. Поэтому законодатели общественного мнения, все те, кто успешно добивается своих целей, кто меряет людей стандартными мерками, могут не оценить ее и считать, что ей многого не хватает.

Непризнание оказывает отрицательное воздействие на самоуважение женщины-Весты. Если она принимает стандарты других и прикладывает к себе их нормы, то может почувствовать себя «идущей не в ногу» со всеми, неприспособленной к окружающей обстановке и некомпетентной.

Трудности женщины-Весты увеличиваются, когда она отваживается покинуть убежище дома, чтобы проложить свой путь в мире. Будучи интровертной личностью и сталкиваясь с быстрым, нередко состязательным темпом других, она может остаться не у дел до тех пор, пока не разовьет другие стороны своей личности.

Ей придется взаимодействовать с другими людьми, вести беседу, быть расспрашиваемой и оцениваемой другими. Она не наделена этим искусством от рождения и должна ему обучаться. Обычно это очень болезненный процесс. Вынужденная прийти, например, на большое собрание, она ощущает себя неадекватной, неловкой, робкой и глупой; она чувствует отсутствие у себя подходящей маски – так, как будто ей нечего надеть.

  • Женщина-Веста, вынужденная отвечать на вопросы или подвергаться оценке, должна сознательно лепить свою маску , выражая то, что в ней предполагают или от нее ожидают, – так, как излагала бы в анкете. Ей необходимо иметь ясное представление, «кем» ей полагается быть в каждой конкретной обстановке. И она должна быть готова примерить несколько масок, пока не откроет стиль, который станет для нее естественным. Тогда с какого-то момента она почувствует, что «достаточно одета».

Кроме маски женщине-Весте необходимо обрести способность быть напористой; ей необходим активный аспект в личности для взаимодействия с другими или заботы о себе в этом мире. Богиня Веста не пробивала себе дорогу к власти и не состязалась за золотые яблоки.

В отличие от богини, женщина-Веста является членом человеческого сообщества и должна отваживаться покидать стены дома. Артемида и Афина, активные женские архетипы, могут помочь ей обрести способности – внешний способ эффективного взаимодействия с миром.

  • Качества Артемиды и Афины могут развиться у женщины, принимавшей участие в состязательных спортивных мероприятиях, летних лагерях и женских группах.

В процессе адаптации к социальному миру конкуренции женщине-Весте следует развивать мужское отношение, или анимус. Хорошо развитый анимус подобен внутреннему мужчине , которого она может призывать говорить за нее, когда ей нужно быть сильной, напористой или четко выражать свои мысли.

  • Научиться использовать мужской аспект (анимус) для выхода в мир, который выполняет обязанности часового, уверенно охраняющего ее уединение и не допускающего нежелательных вторжений. Тогда она может быть вполне эффективной и осторожной, способной позаботиться о себе в ситуациях конкуренции.

Веста представляет Самость, интуитивно познаваемый духовный центр личности женщины, дающий смысл ее жизни. Эта сосредоточенность Весты может быть сведена на нет, если она сдастся, признавая только интеллектуальную жизнь, первенство логики и разума, озабоченность эмоциональной ситуацией. Когда «мужскому» научному скептицизму дозволяется проникать внутрь её духовного опыта и требовать «доказательств», такое вторжение неизменно разрушает женское переживание смысла и целостности.

  • Женщине-Весте необходимо в уединении сново обратиться к своему свойству самодостаточности. В состоянии тихого спокойствия она сможет однажды вернуться на свой путь к духовному центру .

Священной стихией люди издавна считали огонь. Это свет, тепло, пища, то есть основа жизни. С почитанием огня связана у древних богиня Веста и ее культ. В храме Весты в Древнем Риме горел как и государства. У других индоевропейских народов неугасимый огонь тоже поддерживался в храмах огня, перед идолами, и в священных очагах домов.

Богиня Веста в Древнем Риме

По легенде она родилась от бога времени и богини пространства, то есть возникла первой в мире, предназначенном для жизни, и, наполнив энергией пространство и время, дала старт эволюции. В отличие от других божеств римского пантеона, богиня Веста не имела человеческого облика, она была олицетворением светоносного и животворного пламени, в ее храме не было статуи или иного изображения этого божества. Считая огонь единственной чистой стихией, римляне представляли Весту девственной богиней, не принявшей брачных предложений Меркурия и Аполлона. За это верховный наделил ее привилегией быть самой почитаемой. Однажды богиня Веста едва не стала жертвой эротических желаний Приапа. Пасущийся неподалеку осел громким ревом разбудил задремавшую богиню и тем спас ее от бесчестия.

С тех пор в день празднования Весталий ослов было запрещено запрягать в работу, а на светильнике богини была изображена голова этого животного.

Очаги Весты

Ее пламя означало величие, процветание и устойчивость Римской империи и не должно было погаснуть ни при каких обстоятельствах. Самым священным местом в римском городе был храм богини Весты.

Считается, что обычай зажигать вечный огонь в честь защитников своей родины берет начало из традиции почитания этой богини. Поскольку римская богиня Веста была покровительницей государства, храмы или алтари ее возводились в каждом городе. Если его жители уезжали из города, они увозили с собой пламя с алтаря Весты, чтобы зажечь его там, куда прибудут. Вечный огонь Весты поддерживался не только в ее храмах, но и в других публичных зданиях. Здесь устраивали встречи заграничных послов, пиры в их честь.

Весталки

Так назывались жрицы богини, которые должны были поддерживать священный огонь. Девочек на эту роль отбирали тщательно. Они должны были быть представительницами самых знатных домов, обладать несравненной красотой, нравственной чистотой и целомудрием. Все в них должно было соответствовать образу великой богини. Свою почетную службу весталки несли тридцать лет, все это время проживая при храме. Первое десятилетие было посвящено постепенному обучению, в другие десять лет они скрупулезно исполняли ритуалы, а последнее десятилетие обучали своему ремеслу молодых весталок. После этого женщины могли вернуться в семью и выйти замуж. Тогда их называли «Не вестами», тем самым подчеркивая право на замужество. Весталок чтили с тем же пиететом, что и саму богиню. Почет и уважение к ним были такими сильными, что в силах весталок было даже отменить казнь приговоренному, если он во время их шествия встречался им на пути.

Весталки должны были свято хранить и оберегать свою девственность, поскольку нарушение этого правила было сродни падению Рима. Также бедствиями государству грозило угасшее пламя на алтаре богини. Если то или другое происходило, весталку карали жестокой смертью.

История, семья и государство

История и судьба империи была в сознании людей так тесно связана с культом Весты, что падение Рима напрямую связывали с тем, что правитель Флавий Грациан в 382 году от Рождества Христова погасил огонь в храме Весты и упразднил институт весталок.

Понятия семьи и государства в Древнем Риме были наравне, одно считалось средством укрепления другого. Поэтому богиня Веста считалась хранительницей и семейного очага. Исследователи считают, что в древности верховным жрецом Весты был сам царь, подобно тому, как глава семейства был жрецом домашнего очага. Каждая фамилия считала эту огненную богиню и личной своей покровительницей. Пламя отчего очага представители рода поддерживали с той же щепетильностью, что и весталки в храме, так как считалось, что этот огонь означает крепость родственных уз и благо всей семьи. Если пламя вдруг гасло, в этом усматривали дурное предзнаменование, а ошибка тотчас исправлялась: при помощи увеличительного стекла, солнечного луча и двух деревянных палочек, которые терли друг о друга, огонь разжигали вновь.

Под пристальным и благожелательным оком богини Весты проводились брачные церемонии, в ее очаге пекли свадебный ритуальный хлеб. Здесь заключались семейные договоры, узнавали волю предков. Ничего дурного и недостойного не должно было происходить перед священным огнем хранимого богиней очага.

В Древней Греции

Здесь богиня Веста называлась Гестией и имела то же самое значение, покровительствуя жертвенному огню и семейному очагу. Ее родителями были Кронос и Рея, а самым младшим братом - Зевс. Греки не отказывались видеть в ней женщину и изображали ее в виде стройной величественной красавицы в накидке. Перед каждым значимым делом ей приносили жертвы. У греков сохранилась даже поговорка «начинать с Гестией». Главным очагом богини огня считалась с ее небесным пламенем. Античные гимны воспевают Гестию «зеленотравной» владычицей «с ясной улыбкой» и призывают «счастьем повеять» и «здоровьем с целящею дланью».

Славянское божество

Была ли своя богиня Веста у славян? Некоторые источники говорят о том, что так звалась у них богиня весны. Она олицетворяла пробуждение от зимнего сна и начало цветения. Животворный огонь в данном случае воспринимался нашими предками как могучая сила, являющая магическое воздействие на обновление природы и плодородие. Не исключено, что языческие обычаи, в которых задействован огонь, связаны с обожествлением этой богини.

Пригласить в свой дом славянскую богиню весны было не трудно. Достаточно восемь раз обойти жилище по часовой стрелке, приговаривая «Удача, счастье, изобилие». Женщины, которые весной умывались талой водой, имели, по поверьям, шанс долго оставаться молодыми и привлекательными, как сама Веста. Славянская богиня символизировала также и победу света над тьмой. Поэтому ее особо превозносили в первый день нового года.

Кто такие весты у славян

Так называли девушек, знающих премудрости ведения хозяйства и ублажения супруга. Их можно было без боязни выдавать замуж: из вест получались добрые хозяйки, мудрые жены и заботливые матери. В противоположность этому, невестами звали как раз тех молодых особ, которые были не готовы к замужеству и семейной жизни.

Боги и звезды

В марте 1807 года немецкий астроном Генрих Ольберс открыл астероид, который назвал именем древнеримской богини Весты. В 1857 году английский ученый Норман Погсон дал открытому им астероиду ее ипостаси - Гестии.

Человечество не всегда знало, что происходит в окружающем мире, поэтому оно пыталось объяснить существующие внешние явления в силу своих возможностей. Таким образом появились различные боги. В разных культурах и в разные времена боги имели различные свойства, характеры и имена.

Одно их объединяло – боги могли вмешиваться в жизнь людей. Так, одним боги были добрыми, они помогали людям, в то время как другие были грозными и могли наказывать непослушных и тех, кто им не угодил. С различными способностями и обликами в каждого бога когда-то верили.

Кто такая Веста богиня

Веста – это одна из богинь, которая влияла на человека положительно. Она была покровительницей семейного очага и жертвенного огня.

В буквальном переводе имя этой богини означает девушку, которая будет хорошей хозяйкой и женой. Она мудра и покорно, обладает всеми знаниями, которые необходимы для ведения хозяйства. Кроме того, неотъемлемой чертой такой девушки являлась тяга к материнству.

Имя для богини имеет два происхождения. По первой версии оно появилось в Древнем Риме, по другой версии имя берёт начало в Древней Руси.

Со временем именем Веста стали называть и девушек. Для того чтобы так назвали девушку, нужно быть оригинальной интересной, со спокойным нравом. Иными словами, девушка должна воплощать взгляды на идеальную хозяйку.

В Славянской культуре Веста хранила Древнейшую мудрость и приводила весну. Она была сестрой богини Марены, которая, наоборот, приводила зиму. Богиня также была покровительницей обновления, ведь это и делает весна – обновляет ранее известный мир, позволяя ему воплотиться в новой ипостаси. Также эта богиня символизировала и добрые вести. Именно такую весть получит каждый, кто представляет свой род. Когда этот день произойдет, представители должны быть готовы – у них должна быть чистой совесть.

Веста символизирует не просто весну, а начало плодородного периода, когда можно заняться земледелием и ждать плодородной осени. Когда можно выходить на улицу, не боясь замерзнуть, когда природа сама помогает человеку своими дарами.

День этой богини – день, когда и одно и другое время суток одинаково длится – день равноденствия. Он как нельзя лучше характеризует милую и мудрую богиню. В этот день весь народ отмечал праздник. Пеклись блины, похожие по форме на солнце, куличи, символизирующие пробуждение земли ото сна, пряники в форме животных.

Кроме того, в этот день особое внимание уделялось девушкам и женщинам. Они были одарены подарками и обласканы вниманием.

Этот праздник в древности совмещался с тем, что сейчас зовут Масленицей. Люди устраивали гуляния и сжигали кукол из соломы. Только это были не чучела зимы, а маленькие личные куколки. Они опускались в кострище. А перед этим на них заговаривались различные хорошие пожелания на будущий год.

Кроме того, эти два праздника символизировали избавление от старого и отжившего, поэтому в это время люди избавлялись от всякой рухляди, готовясь к новой жизни.

Кто такая Веста в Древнем Риме

В Древнем Риме эту мудрую девушку видели по-другому. Веста богиня чего в Древнем Риме, сказать сложно. Она была дочерью времени и пространства, у которых тоже были боги. Иными словами, в Риме верят, что она первое, что появилось в этом мире, когда соединились время и пространство. Она смогла наполнить этот мир энергией и дать толчок к развитию. Богиня домашнего очага Веста значительно отличается от других римских божеств хотя бы тем, что не имеет конечного облика, только суть. Ее символ – пламя, способное нести свет и тепло и дарить жизнь. Огонь – это не только тепло и свет, это и энергия, которая чиста в своем воплощении. В храме богини Весты не ставили статуй.

Так как огонь считался чистой энергией то и богиню, олицетворяющую его считали чистой, девственной. Согласно преданиям, Веста отвергла предложения о замужестве от Меркурия и Аполлона. За столь сильное желание сохранить не тронутой чистоту, юпитер, считавшийся верховным богом, дал ей возможность быть самой почитаемой среди людей.

Однажды Веста задремала в поле, ее увидел бог, отвечающий за плодородие по имени Приап. Он возжелал чистую девушку и захотел овладеть ей прямо здесь. Однако, его заметил осел,который был неподалеку от богини и громко закричав. Проснувшись, Веста увидела, что хотела сделать Приап и сбежала. В благодарность за это спасение В день, когда были празднования в честь этой богини, ослов не запрягали работать и изобразили их на светильниках богини.

Храм этой богини был самым святым местом во всем Риме. Ее огонь олицетворял процветание и величие. Он был символом устойчивости империи. Во многом эта традиция напоминает современную, зажигать огонь, который не гаснет в честь защитников.

Пламя Весты поддерживали служители храма, жрицы. Для этой службы был введен строгий отбор девочек, которые должны были обладать определенными параметрами. Когда люди переезжали в другой город, они брали огонь с собой, для того, чтобы на новом месте горело все то же, чистое пламя.

В Древней Греции богиню, исполнявшую ту же роль что и Веста, звали Гестией. Она была старшей сестрой Зевса, родившейся от союза Кроноса и Рея. Она объединяла мир богов и людей и олицетворяла негаснущий огонь. Она всегда находилась На Олимпе и никогда не выходила из состояния покоя. Такое состояние люди соотносили со спокойствием самого космоса.