Александровский дворец. Интересное рядом: Нескучный сад Охотничий домик усадьбы трубецких нескучном саду

August 29th, 2016 , 06:10 pm

Нескучный сад - это пейзажный парк на берегу Москвы-реки площадью без малого 60 гектаров, который образован из нескольких дворянских усадеб, принадлежавших Трубецким (на юге), Голицыным (в центре) и Орловым (на севере). Владельцы знали толк в садово-парковом искусстве и местность выглядела весьма живописно. После смерти графа Алексея Орлова император Николай I скупил все земли и презентовал этот «маленький Версаль» своей супруге императрице Александре Фёдоровне.



А началась эта история ещё в середине XVIII века, когда неравнодушный к ботанике уральский промышленник Прокопий Демидов устроил на берегу насыпные террасы и разбил сад. Почти два года ушло на выравнивание почвы, чтобы сад спускался к воду уступами, имевшими разную ширину и высоту, но одинаковую длину в 95 сажен. Специально для Демидовского сада было отобрано свыше 2000 видов редких растений. Первыми были высажены плодовые деревья, затем - кустарники и травянистые растения. В каменных оранжереях прижились пальмы и другие теплолюбивые деревья, в грунтовых сараях и парниках выращивались ананасы и виноград.

В 1756 году Демидов обратился к властям с челобитной за разрешением на постройку главного здания усадьбы и эта просьба была удовлетворена: «дозволяется строиться согласно приложенному плану архитектора Яковлева». Чугунная ограда двора была отлита, разумеется, на демидовских заводах.


Александринский дворец. 1896 год: https://pastvu.com/p/69023

Позднее этот дворец после перестройки архитектором Е.Тюриным станет императорской резиденцией с названием Александринский дворец - в честь супруги императора. В те годы ансамбль дополнился корпусами для фрейлин и кавалеров, а также гауптвахтой. Скульптурные композиции, символизирующие изобилие, появились на воротах в 1846 году (скульптор Иван Витали).


Ворота. 1910-1914 гг.: https://pastvu.com/p/51044

Впрочем, по датировке и авторству скульптур есть разночтения. А вот авторство нынешнего чугунного фонтана точно принадлежит Витали, но установили его в усадьбе лишь в 1936 году. А до этого фонтан сотню лет украшал водозаборный бассейн на Лубянской площади.


Лубянская площадь. 1907-1910 гг.: https://pastvu.com/p/25503


Непривычно, что вход охраняется не львами (как во многих других усадьбах), а сторожевыми псами.


Александринский дворец. 1880-1892 гг.: https://pastvu.com/p/99921 А это вид со стороны Москвы-реки, здесь ещё один фонтан с ангелочками. Фонтан, к сожалению, не работает и окружён густыми зарослями кустарника.


Александринский дворец. 1880-1896 гг.: https://pastvu.com/p/99923 Вид на цветник из окон дворца.

Когда Прокопий Демидов скончался, его изысканный сад начал приходить в запустение. Последующий ренессанс усадьбы связан с именем графа Алексея Орлова-Чесменского, на долю которого выпало немало приключений на полях сражений и при императорском дворе. В контексте сюжета надо упомянуть о его пристрастии к коннозаводскому делу, на его заводах были выведены породы Орловский рысак и Русская верховая. Не удивительно, что и в усадьбе появился конный манеж, известный в наши дни как Музей минералогии имени А.Е.Ферсмана.

Граф Орлов был далеко не единственным землевладельцем на крутых москворецких берегах, от Крымского вала до села Воробьёво строились усадьбы Ягужинских, Шаховских, Зубовых, Голицыных. А в истории Нескучного сада особое место занимает князь Никита Трубецкой, устраивавший в своём имении балы и приёмы численностью до 500 гостей. Считается, что название «Нескучное» придумал сам Трубецкой, задавая позитивный посыл своим вечеринкам. Ужин, танцы, карты, прогулки и игры на природе составляли обязательную программу этих пикников.

А вот Александр Голицын распорядился своей территорией на пользу горожан, построив больницу на завещанные князем Дмитрием Голицыным деньги. В открывшуюся в 1802 году Голицынскую больницу принимались на бесплатное лечение представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян, - «и русские, и иностранцы, всякого пола, звания, вероисповедания и национальности».


Голицынская больница. 1929-1930 гг.: https://pastvu.com/p/49421 Голицынская позднее вошла в состав комплекса Первой Градской больницы и к собственно Нескучному саду отношения не имеет.


На память о семье Голицыных осталось название прудов в Парке Горького - Голицынские.


Чугунный фонтан завода Баташовых в парке

При том, что в разные эпохи в Нескучном саду строили достаточно много зданий и павильонов, до наших дней дожили единицы. Представляем самые старые сохранившиеся постройки Нескучного сада.

Летний (Чайный) домик графа Орлова (1804-1806 годы). Возле входа привлекают внимание две красивые чугунные подставки для цветов середины XIX века, украшенные по углам головами странных существ - вроде морды львиные, но с рогами бараньими.


Вид с противоположного берега Москвы-реки

Охотничий домик построен в середине XVIII века на краю Андреевского оврага по проекту архитектора Д.Ухтомского, это единственная уцелевшая постройка имения князя Трубецкого. Согласно легенде, из домика в овраг вёл подземный ход.


Охотничий домик. 1978 год: https://pastvu.com/p/18807

Ванный (Купальный) домик постройки конца XVIII века сейчас являет собой унылое зрелище и напоминает советскую кирпичную будку теплоцентрали. А ведь бывали времена, когда император Александр II совершал омовение в его мраморной ванне. Причиной бедственного состояния домика стали относительно недавние пожары.


Ванный домик. 1920-1922 гг.: https://pastvu.com/p/63966

В 1856 году архитектор П.Дельсаль построил в парке грот, который называют именем создателя - грот Дельсаля.

В саду можно увидеть три старинных моста, сложенных из кирпича и необработанных камней: Большой Каменный (Верхний) вёл из дворца к манежу и ещё два поменьше перекинуты через овраг и пересохший ныне ручей. Говорят, что самый нижний - Гротесковый - мост может принести семейное счастье новобрачным, надо лишь перейти по нему, взявшись за руки.


Большой Каменный мост. 1970 год: https://pastvu.com/p/93585


Лето 2016 года, реставрация Большого Каменного моста

Средний мост до и после реставрации

Гротесковый мост

Это вид с Воробьевых гор на излучину Москвы-реки, снятый в наводнение 1908 года. Мы видим Новодевичий монастырь, залитые луга вокруг (будущие Лужники), справа вдали Андреевский монастырь, а на горе правее его Мамонова дача

(NB: ПРИ НАЖАТИИ ФОТО ОТКРОЕТСЯ В ПОЛНОМ РАЗМЕРЕ)

Итак, мы начинаем! Высокий правый берег Москвы-реки был обитаем очень давно. Если немного пройти по набережной из Нескучного в сторону Воробьевых гор, а за Андреевским монастырем повернуть налево, поднимаясь, вы «упретесь» в забор «Института химической физики им. Н.Н. Семёнова», находящегося в зданиях усадьбы «Мамонова дача» (владельцем которой был Дмитриев-Мамонов – хозяин также небезызвестных Дубровиц и основатель «Ордена русских рыцарей»).

На этом месте уже в VIII–VII веках до Рождества Христова стоял настоящий город дьяковской культуры – «Мамоново городище» (большинство историков склоняется к тому, что это были угро-финны, но точно никто не знает). Наш же домик стоит в полях рядом с этим городом. Вы заметили, как много в Нескучном глубоких оврагов? В археологии это считается одним из признаков того, что люди на этом месте обитали очень долго, вырубали леса под поля, которые потом долго размывали ручьи.

В Средние века Нескучный незаметен в истории, хотя недалеко от него находился Крымский брод (на месте современного Крымского моста), который использовали татары при набегах на Москву. Возможно, именно поэтому земли здесь долго не заселялись. В XVI веке рядом появляются Донской и Андреевский монастыри, а также царская резиденция на Воробьевых. В XVII веке где-то рядом (в районе современной Якиманки, ближе к Октябрьской площади) Минин громит гетмана Ходкевича, а по «Ленинскому проспекту» мимо Нескучного бежали поляки.

Фрагмент карты начала XVII века. Серым кружком отмечено примерное место будущего «Летнего домика». Крепостная стена Земляного города проходит по современному Садовому кольцу, справа в излучине реки стоит Новодевичий монастырь

История же самого Нескучного начинается в XVIII веке с дворянских ближних подмосковных имений. Современный Нескучный был поделен на несколько больших усадеб, я расскажу здесь о трех основных.

Время постройки «нашего» домика в разных источниках разное – это либо 1796, либо 1804 год. Одно известно точно – в этот момент имением на Москве-реке владело семейство Орловых. Это были те самые братья, которые помогли Екатерине II взойти на престол, также, вероятно, именно они «помогли» Петру III «отойти на тот свет».

Имение Орловых включало в себя только часть современного Нескучного сада: территорию, принадлежащую сегодня РАН, а также весь сад на юг примерно до «Ванного домика» (включительно). «Летний домик» использовался как чайная беседка – своего рода «шалаш» при усадьбе Орловых.

Портрет П.А. Демидова. Д.Г. Левицкий. 1773 год

До Орловых самым известным владельцем этого «участка» был Прокофий Акинфиевич Демидов, сын известного сибирского промышленника. Как это часто бывает, сыну промышленника ботаника и садоводство были интересней тяжелой индустрии. Даже на парадном портрете он стоит с лейкой и цветами. Заводы отца он продал, а на вырученные капиталы он создавал ботанические сады и помогал сиротам (основал в Москве Демидовское коммерческое училище, сделал многотысячные пожертвования на Московский университет, вносил миллионные вклады в строительство Московского воспитательного дома). Демидов также был известен своими выходками и чудачествами, как-то раз, например, он послал вместо финансов, обещанных попечительному совету Воспитательного дома, скрипки по количеству участников данного совета, явно намекая, что они могут и сами зарабатывать. Екатерина II отзывалась о нем как о «дерзком болтуне».

В своем имении Демидов создал один из первых ботанических садов в России. Объем работы можно представить, узнав, что в процессе создания у Демидова 700 человек 2 года занимались только выравниванием территории под сад и закапыванием оврагов. Сад находился на территории между его трехэтажным каменным дворцом (сейчас Президиум Российской академии наук) и берегом Москвы-реки (Театр музыки и драмы Стаса Намина).

Этот сад был описан в 1781 году академиком Палласом.

«…Сад сей не только не имеет себе подобного во всей России, но и со многими в других государствах славными ботаническими садами сравним быть может как редкостью, так и множеством содержащихся в нем растений…»

С именем Демидова и сада связана одна из легенд о появлении названия «Нескучное». Раздражаясь на посетителей, срывавших цветы в его саду, он придумал вместо гипсовых статуй расставлять на клумбах с диковинными цветами вымазанных мелом сторожей, которые окликали всех, кто намеревался сорвать редкое растение. Рассказы о говорящих статуях привлекли в сад еще больше посетителей. Возможно, что именно в это время и возникло нынешнее название – Нескучный сад (хотя я за версию с усадьбой Трубецких, о которой расскажу ниже).

Нескучный сад

1. Дворец Демидова, построенный в 1756 году архитектором П. Иестом. Позднее главный дом усадьбы Орловых. При Николае I – Александринский дворец. Сейчас Президиум Российской академии наук.

2. Фонтан «Мальчики» скульптора Ивана Петровича (Джованни) Витали. Перенесен в 1934–36 годах с Лубянской площади, где стоял с 1835 года.

3. Манеж, построенный при Алексее Орлове-Чесменском, ныне Минералогический музей.

4. «Летний домик» А.Г. Орлова-Чесменского.

5. «Ванный домик» в Нескучном саду.

6. Въездные ворота в Александринский императорский дворец, скульптуры авторства Витали.

7. Вход в Нескучный сад.

8. Беседка-ротонда в честь 800-летия Москвы.

9. «Охотничий домик» Н.Ю. Трубецкого на краю Андреевского оврага

После смерти Демидова имение приобрели Вяземские. Сад медленно приходил в запустение, когда имение купил для себя Федор Григорьевич Орлов, брат Григория Григорьевича (фаворита Екатерины) и Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского.

Ему понравились земли на Большой Калужской (вероятнее всего, дача «Голубятня», 2-й Верхний Михайловский пр., 2), на которых жили братья Алексей и Иван. И он в 1775 году решил купить имение по соседству.

«Дядюшка граф Федор Григорьевич не живет у нас более по-прежнему, но у дядюшки графа Алексея Григорьевича, подле которого купил место для построения дома».

Участник переворота, генерал-аншеф, кавалер Георгия II степени – Федор Орлов, выйдя в отставку, занимался Нескучным, успел перестроить главный дом и, возможно, запланировал постройку «Летнего домика».

Портрет Федора Григорьевича Орлова. Д.Г. Левицкий. 1785 год

Вероятнее всего, в доме в Нескучном скончался его брат, впавший в безумие по смерти своей жены, Григорий Орлов – первый фаворит Екатерины II (и отец их внебрачного сына – Алексея Бобринского).

Несмотря на то что у Федора Орлова осталось пять внебрачных сыновей и две дочери, Нескучное он завещал своей «законной племяннице» – 11-летней Анне Алексеевне Орловой-Чесменской.

1796 году в реальное владение усадьбой вступил ее отец – Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Самый активный участник переворота, победитель при Чесме (это близ современного Измира в Турции), похититель княжны Таракановой из Ливорно (помните картину Флавицкого), к этому времени он давно отстранен от политики. Но в 1796 Павел I устраивает перезахоронение отца – Петра III. Зная о роли Алексея в перевороте и, возможно, убийстве отца, он приказал тому нести императорскую корону перед погребальной процессией. Очевидцы вспоминали, что граф «зашёл в тёмный угол и взрыд плакал…с трудом отыскали, а еще с большим трудом убедили его взять корону в трепетавшие руки». После этого Алексей покинул Россию вместе с дочерью и вернулся только после смерти Павла.

Вернувшись, Орловы занимаются украшением парка, тут и появляется вторая, более вероятная, дата постройки «Летнего домика» – 1804–1806 годы.

Перезахоронение Петра III в 1796 году. Погребальная процессия (фрагмент). На фоне процессии выделяются царский жезл-скипетр и Большая императорская корона, которую по приказанию Павла I несли граф А. Орлов, князь П.Б. Барятинский и П.Б. Пассек - участники убийства императора

«Сад графа в Нескучном был расположен на полугоре, разбит на множество дорожек, холмов, долин и обрывов и испещрён обычными постройками в виде храмов, купален, беседок; все памятники и постройки в этом саду напоминали подвиги и победы графа».

«Летом ни одного праздника, ни одного воскресенья не обходилось без того, чтобы в саду графа не было каких-либо торжеств и праздников».

Тогда же вместе с «Летним домиком» на берегу Екатерининского пруда построили «Ванный домик», а рядом с дворцом (Президиум Российской академии наук) возвели здание манежа (Минералогический музей) и конюшен. Надо напомнить, что Алексей Орлов был не просто страстным любителем лошадей, именно на его заводах была выведена новая порода – Орловские рысаки. Его дочь Анна поражала всю Москву своей «джигитовкой» на праздниках в Нескучном, протыкая пикой яблоки на всем скаку. Алексей Орлов умер здесь же в 1808 году, его похоронили рядом, в Донском монастыре. Анна была потрясена смертью отца.

«…Не знавшая дотоле печали и горя, поражённая смертию родителя, лишилась чувств и оставалась четырнадцать часов без признаков жизни. Лишь только она надела чёрное платье, как в присутствии окружающих подошла к иконам и пав на колени, рыдая произнесла: “Господи! Ты взял мою мать, которой я не знала, теперь Тебе угодно взять моего отца, будь мне вместо матери и отца, руководствуй всеми поступками моей жизни”».

Лубянская площадь. Фонтан Витали «Мальчики», который в 1936-м перенесли с Лубянской площади и поставили перед Александинским дворцом

После этого она расторгла помолвку со своим женихом и выбрала религиозный путь, правда, так и не приняв монашеский постриг до самой смерти (хотя есть и другие гипотезы). К концу жизни Анна Орлова-Чесменская жила при опекаемом ею Юрьевом монастыре в Новгороде, куда перевезла останки Алексея, Григория и Федора Орловых.

Великий Пожар 1812 года не повредил «Майский дом», как тогда называлась усадьба. Тогда же ее выбрал для «квартир» генерал Лористон. Тот самый Лористон, которого Наполеон посылал к Кутузову, требуя «мира во что бы то ни стало».

Посол граф Лористон в ставке Кутузова. Н.П. Ульянов

После войны 1812 года самым заметным событием в «Майском доме» (Нескучном) был бал, данный Анной Алексеевной Орловой-Чесменской в честь коронации Николая I и его супруги Александры Фёдоровны (Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской) в 1826 году.

«Бал, данный текущего месяца графинею Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, совершенно в другом вкусе, чем праздник князя Николая Борисовича Юсупова. Это то, что называется в области изящного grandioso; это такой бал, какой доселе мог дать только владетельный государь. Вообразите залу 80 аршин длины, и вы не удивитесь, что тысяча персон весьма свободно в ней помещалась, что нужно было 7000 свеч, чтобы осветить ее! Гигантские деревья южного климата, обрезанные кронами и поставленные против каждого окошка в позлащенных чанах, сливали свою зелень с блеском позолоты и пурпуром богатейшей драпировки, коею была убрана сия зала. Под колоннадою, составляющею хоры, расставлены были карточные столы, так что игравшие могли видеть танцевавших, могли разделять истинное веселье, царствовавшее в сем храме удовольствий, оживотворенное участием августейших посетителей, приветливостью и вниманием почтенной хозяйки. В полночь открылся занавес, закрывавший ход в пристроенную галерею, и гости вслед за государем и царскою фамилиею вошли в драгоценную турецкую палатку, огромность коей можно некоторым образом постичь, узнав, что в ней был ужин на 500 кувертов. Царский стол находился посредине в полукруглой нише, а от него два стола поперечь для мужчин и шесть для дам в длину, по три на каждую сторону. Излишне кажется говорить о великолепии столовых убранств, об освещении зал, о богатстве ливрей на слугах, о прекрасной иллюминации двора и сада и т. п. Заметим только, что царская фамилия кушала на золоте и драгоценнейшем фарфоре, а для всех прочих приборы были на серебре. Палатка сколько пленила всех красотою, столько же достопамятна и тем, что сделана на подобие той, которая была подарена султаном бессмертному герою, знаменитому родителю хозяйки, заставившему трепетать гордый Стамбул и истреблением флота его при Чесме.

Сей прекрасный бал кончился не прежде 5 часов за полночь. Государь император, государыня императрица и великая княгиня Елена Павловна изволили уехать в третьем часу; великий князь Михаил Павлович оставался несколько долее, его высочество принц Карл – до самого конца».

Александра Федоровна с детьми

Вероятно, после этого бала императорской чете захотелось приобрести себе это имение. И в 1832 году Николай I купил его для своей жены за один миллион пятьсот тысяч рублей. Дворец стал называться Александринским летним в честь Александры Федоровны. Все усадьбы, входящие ныне в Нескучный сад, в 1830–40-х были скуплены императорским дворцовым ведомством и объединились в одно владение, став монаршей резиденцией. Мы можем с уверенностью предположить, что все последующие российские императоры хотя бы раз побывали в Нескучном и, вероятно, посещали балконы «Летнего домика» с великолепным видом на Москву.

Что же они видели с балкона «Летнего домика»? Они видели всю излучину Москвы-реки, заливные поля, слева вдалеке был хорошо виден Новодевичий монастырь, справа ближе Хамовнические казармы, а за ними еще правее начиналась Москва. Тогда город далеко не выходил за пределы Садового кольца.

Панорама Москвы с храма Христа Спасителя. Альбомы Найденова. 1867 год. В центре Москву-реку пересекает Крымский мост (на месте Крымского брода), левее Садовое кольцо разделяет два поля, где ныне находятся ЦДХ (ближе) и Парк Горького (дальше). Вдалеке слева виден лес – это Нескучный сад, в котором, если присмотреться, на берегу виден «Летний домик»

Теперь самое время коротко рассказать истории двух соседних имений, из которых императорская фамилия «собрала» Нескучный. Вернемся в XVIII век и начнем с усадьбы Нескучное Никиты Юрьевича Трубецкого, именно от нее, вероятнее всего, перенял название парк (хотя легенда с «белеными» сторожами тоже хороша). Генерал-прокурор с двадцатилетним стажем, генерал-фельдмаршал, кавалер ордена Андрея Первозванного и короткое время генерал-губернатор Москвы Н.Ю. Трубецкой заказал постройку своей усадьбы у Дмитрия Васильевича Ухтомского. Его мы знаем по уничтоженным в ХХ веке Красным воротам и по ныне существующему храму Никиты Мученика на Басманной (думаю, участники «Киносреды» в Саду им. Баумана помнят ее напротив входа с Басманной).


Нескучный загородный дом Н.Ю. Трубецкого. Архитектор Д.В. Ухтомский. Вид в перспективе загородной усадьбы Н.Ю. Трубецкого

Усадьба занимала территорию от Андреевского оврага примерно до беседки 800-летия Москвы. Дворец в Нескучном был шедевром елизаветинского барокко, в наши дни от всего комплекса осталось одно строение – «Охотничий домик», упомянутый Ухтомским в альбоме как каменная «галерея, стоящая на острову». Большинство моих знакомых знают «Охотничий домик» как дом, где снимается «Что? Где? Когда?», сейчас там полным ходом идет реставрация.

Сытин писал, что «…к 1783 году первый владелец этой территории разбил здесь небольшой парк в «версальском стиле» – с подрезанными в виде пирамид и кубов деревьями, проложил по нему дорожки, обустроил гроты, а через ручьи перекинул мостки. Вокруг большого дома были разбросаны беседки. Хозяин повелел посадить в своем имении фруктовый сад, построить оранжереи и даже завел зверинец».

Нескучный сад. Фрагмент карты Хотеева. 1852 год

1. Александринский дворец. Сейчас Президиум Российской академии наук.

2. Манеж, построенный при Алексее Орлове-Чесменском, ныне Минералогический музей.

3. «Летний домик» А.Г. Орлова-Чесменского.

4. Бывшее владение Н.П. Голицыной.

5. «Охотничий домик» Н.Ю. Трубецкого.

6. Андреевский овраг

Следующим заметным владельцем этой усадьбы стал в 1821 году гвардии отставной поручик князь Лев Александрович Шаховской.

В 1825 году Шаховскому сообщили, что в его усадьбе есть минеральные воды, он затеял создание таких московских «минеральных вод», но эксперимент закончился для него плачевно – москвичи воды не пили, в ваннах не сидели, а тут еще открылось заведение Лодера на Остоженке (это от него, возможно, пошло «Лодеря гонять» и, собственно, слово «лодырь»). В общем, полнейшее разорение. Расстроенный Шаховской уезжает из Москвы и в 1826 году перепродает свою усадьбу дворцовому ведомству.

Но между его участком и бывшим имением Орловых находилось последнее частное владение. Усадьба прототипа «Пиковой дамы», или, как ее еще называли, «усатой княгини», – Натальи Петровны Голицыной (Чернышёвой). Дочь дипломата и сенатора, она родилась в Берлине, училась в Лондоне и была представлена при дворе Людовика XV. В ее жизни было и знакомство с Сен-Жерменом.

Княгиня Наталья Петровна Голицына, урожденная Чернышёва, с сыном Пётром (1767–1773). Более известен портрет пожилой Голициной, строгой и страшной, но лично мне нравится этот вариант, возможно, именно тогда молодая Наталья Петровна познакомилась с Сен-Жерменом

Наталья Петровна послужила Пушкину прототипом «Пиковой дамы». Согласно легенде, князь Голицын-Фирс, начисто проигравшись в карты, в отчаянье бросился к Голицыной с мольбой о помощи. А она поделилась с невезучим родственником тайной трех карт - тройки, семерки и туза… И он тут же отыгрался.

Большую часть имения Голицыной составлял парк, дом стоял над рекой (но точное его местоположение никому не известно). Голицына обладала крутым и своенравным характером и не пожелала уступить свое поместье даже императору, завещав при этом не продавать его еще 5 лет со дня ее смерти. И только выждав завещанный графиней срок, наследники продали имение дворцовому ведомству.

В XIX веке большая часть Нескучного была открытым городским парком. Хотя Нескучный и был закрыт для публики некоторое время: в 1890–1905 годах, будучи летней резиденцией Московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова (которого убил бомбой Иван Каляев). Так что на балконе «Летнего домика» бывали его жена Елизавета Федоровна (основательница Марфо-Мариинской обители) и ее сестра с мужем – последним русским императором.

Нескучный сад. Летний дом

После революции, в 1923 году, рядом с Нескучным на месте бывшей общегородской свалки (современный Парк Горького) проводится Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка. А в 1928-м на ее месте открывают Первый парк культуры и отдыха. Нескучный сад уже тогда «придают» Парку культуры, и в «Летнем домике» появляется «Военный городок», где граждане могли научаться пользоваться оружием и даже посмотреть на танк. 27 июня 1930 года здесь отмечали 25-летие годовщины восстания на «Потемкине», поэтому под окна пригнали миноносец для роли «Броненосца Потемкина».

Празднование юбилея восстания на броненосце «Потемкин». Эсминец в роли «Потемкина» на рейде перед «Летним домиком». Особенно занимательна огромная фигура красноармейца рядом с домиком

Во время войны в Нескучном произошла еще одна занимательная история. В ночь с 30 ноября на 1 декабря 1941 года была осуществлена дерзкая высадка немецких парашютистов на Воробьёвых горах и в Нескучном саду с целью выкрасть Сталина. Вражеский десант был немедля уничтожен. Долгое время я считал это «байкой», но недавно нашел подтверждение этому в воспоминаниях Власова (говорят, что Шеленберг тоже об этом пишет, но я сам не читал). С тех же пор на краю Андреевского оврага, недалеко от «Охотничьего домика», стоит бронеколпак «последней линии обороны».

Осмотр танка в «Военном городке» (в сквере перед «Летним домиком»)

Скульптура «Беседа о Перекопе» Иннокентия Жукова в скверике перед «Летним домиком» (на тот момент «Военный городок»)

После войны в здании «Летнего домика» шла мирная библиотечная жизнь. До самого последнего времени здесь находилась библиотека, у которой (вероятнее всего, в 1947) появились симпатичные пристройки (стеклянные, по бокам) для размещения в них читальных залов. В 90-х я застал в сквере перед «Летним домиком» «Эгладор» – место, где собирались любители Толкиена (и просто фехтования деревянными дубинками) по четвергам. Сам же я с тех пор старался попасть внутрь «волшебного домика», но все время безуспешно. Пока не оказался здесь на фотосессии … правда, выпивший и в костюме осьминога, но радость от возможности постоять на балконе графа Орлова затмила 20 лет ожиданий.

Василик Олег.

Огромное спасибо

Адрес: Россия, Москва, Ленинский проспект (станция метро Ленинский проспект, Октябрьская)
Основные достопримечательности: Александринский дворец, Манеж, Летний домик, Охотничий домик
Координаты: 55°43"14.0"N 37°35"37.0"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

На правом берегу реки Москвы, в самом сердце столицы находится один из самых больших московских парков, который раньше называли Нескучным садом. Ровные липовые аллеи, красивые фонтаны, аттракционы для малышей, огромный Зеленый театр и спортивные площадки. Все, как и положено в месте, куда приходят отдохнуть от городского шума. В разных уголках парка можно заметить живописные постройки старинной усадьбы Нескучное.

Александринский дворец

История усадьбы

На сомом деле, на территории современного Нескучного сада сохранились парковые аллеи и здания, принадлежавшие трем дворянским усадьбам. Хозяином одной из них был Прокофий Акинфиевич Демидов, который, как и его знаменитый отец владел крупными горнопромышленными предприятиями. П.А. Демидов слыл страстным садоводом, любителем птиц и пчел. На территории усадьбы он выстроил для себя богатый дворец и поместил в него множество клеток с певчими птицами.

Ботанический сад Демидова появился в усадьбе в 1756 году и имел форму амфитеатра. Помимо необычных декоративных кустарников и плодовых деревьев здесь можно было увидеть экзотические для россиян пальмы. А первые растения – отростки и семена попали в московское имение из ботанического сада в Соликамске. В 1781 году академик Петер Симон Паллас целый месяц жил в усадьбе Демидова и составил по его просьбе подробнейший каталог деревьев, кустарников и трав, растущих в вокруг дома горнопромышленника.

Чудаковатость хозяина проявлялось по-разному. Он распорядился одевать сторожей ботанического сада в белые костюмы и заставлял их гримироваться под парковые скульптуры. Сторожа стояли неподвижно и «оживали» только тогда, когда кто-то из посетителей пытался сломать ветку дерева или срывал с клумбы красивые цветы. Из-за этого москвичи стали называть сад «Нескучным». Но это только одна из версий происхождения необычного названия.

Фрейлинский корпус

После смерти Демидова земли выкупила Елена Никитична Вяземская, а вслед за ней–граф Федор Григорьевич Орлов. При новом хозяине в 1806-1808 годах на территории усадьбы построили большой манеж.

С юга к демидовским владениям прилегала усадьба князя Никиты Юрьевича Трубецкого, который приобрел эти земли в 1728 году. В середине XVIII века здесь появился красивый двухэтажный дом. Его возвел для княжеской семьи архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский, известный мастер елизаветинского барокко. Потомки князя по-своему переделали усадьбу. Они устроили в ней «версальский сад», зверинец и птичник, деревянные галереи и каменный грот.

После Трубецких Нескучное сменило нескольких хозяев. Одни владельцы пытались наладить в имении производство железных и медных изделий. Другие, гонясь за прибылью, открыли на берегу Москвы первую в городе лечебницу с искусственными минеральными водами. Однако, все попытки получить доход от усадьбы терпели крах. Нескучное продолжало оставаться местом массовых гуляний и увеселений, и приходящая сюда публика развлекалась, как умела. В начале XIX века очень популярны были редкие в те времена полеты на воздушных шарах.

Летний (Чайный) домик

В самом начале царствования императора Николая I обширные земли на правобережье Москвы выкупило дворцовое ведомство, чтобы создать здесь новую летнюю царскую резиденцию. Южный участок приобретенных казной земель занимало бывшее имение Н.Ю. Трубецкого Нескучное. Оно то, как считают, и дало название всему построенному позднее дворцово-парковому ансамблю. Рядом находилась усадьба Голицыных. Север новой царской резиденции ранее принадлежал графам Орловым и состоял из нескольких участков. А в центре обширного дворцового владения оказалось старинное имение Демидова с хорошо известным москвичам ботаническим садом.

С этого момента территорию Нескучного сада стали обустраивать, как единый архитектурно-парковый комплекс. Регулярные парки отдельных дворянских усадеб постепенно засадили новыми деревьями и кустарниками и превратили в пейзажные. Известный архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин пышно декорировал двухэтажное здание орловского манежа и придал ему торжественный вид.

Демидовский или как его стали называть Александрийский дворец также переделали в традициях позднего ампира и оборудовали в нем покои для императора и просторные залы для приема гостей. Тогда же по проекту Е.Д. Тюрина к главному дворцу достроили два больших корпуса – Фрейлинский и Кавалерийский, а также небольшое здание гауптвахты. От Калужской улицы к главному входу во дворец вела парадная подъездная дорога. Она брала начало от красивых ворот, которые украшала аллегорическая скульптура «Изобилие».

Охотничий домик. Здесь проводятся съемки передачи "Что? Где? Когда?"

В 1917 году царскую усадьбу национализировали. Потом Нескучный сад был переименован в Парк культуры и отдыха имени Максима Горького. Год за годом здесь возводили много новых построек и павильонов, а также меняли ландшафт- разбивали аллеи, укрепляли берег реки и делали новые насаждения. Поэтому современный парк очень сильно отличается от того, каким он был 100 лет назад.

Какие постройки сохранились в Нескучном саду

В «демидовской» части парка сохранился Александрийский дворец, построенный в середине XVIII века в стиле классицизм и реконструированный 1830-х годах под императорскую резиденцию. По бокам роскошного дома расположены маленькие колоннады, которые поддерживают аккуратные полукруглые балкончики. Слева и справа от центрального входа можно увидеть камерные статуи собак. В 1930 году на площади перед дворцом появился красивый чугунный фонтан, который до этого времени украшал Лубянскую площадь. А построили этот фонтан в конце XIX века по проекту талантливого скульптора Ивана Петровича Витали.

Бывший манеж. Минералогический музей имени А.Е. Ферсмана в Нескучном саду

В наши дни дворец занимает Президиум Российской Академии Наук, и осмотреть здание внутри, к сожалению, нельзя. На террасе, где когда-то рос знаменитый ботанический сад, сегодня стоит большой Зеленый театр, в котором могут разместиться до 15 тысяч зрителей.

От одного из владельцев усадьбы – графа Федора Орлова в парке осталось двухэтажное здание манежа, построенное в начале XIX века. С 1936 года в нем расположен один из самых известных минералогических музеев страны, носящий имя академика А.Е. Ферсмана. Уникальные музейные коллекции начали свою историю в 1716 году и до сих пор привлекают немало посетителей.

От орловской усадьбы остался также Летний (или Чайный) домик. Он был возведен в 1796 году и сегодня является самой старой из усадебных построек. Живописное двухэтажное строение в стиле классицизм украшает стройная колоннада, а по бокам от него сделаны одноэтажные пристройки. Рядом оборудована небольшая площадка и стоят лавочки, на которых любят отдыхать посетители парка.

Малый (Гротескный) мости

От усадьбы князя Н.Ю. Трубецкого в Нескучном саду сохранился небольшой аккуратный охотничий домик-ротонда, построенный в середине XVIII века. В нем гостеприимный хозяин любил проводить время с друзьями. В современной истории это старинное здание прославилось, как место съемок телепередачи «Что? Где? Когда?». На память о княжеской усадьбе Нескучное остался также большой овраг с запрудой да несколько аллей старого регулярного парка.

Нескучный сад для отдыха

Парковая зона давно облюбована москвичами для прогулок и досуга. Гости Нескучного сада могут пройтись по дорожкам мимо нескольких прудов, полюбоваться на переброшенные через овраги живописные мостики и покормить почти ручных белок. Многие любят просто посидеть на лавочках в тени деревьев и посмотреть на курсирующие по реке прогулочные теплоходы.

Некоторые места Нескучного сада похожи на густой лес. На территории бывших дворянских усадеб растут дубы, клены, тополя, липы и березы, а летом здесь разбивают много цветников. Для детей в парке построены игровые площадки и аттракционы. Для любителей лошадей существует Центр развития конного спорта.

Экологи считают необходимым в начале весны, когда в Москве традиционно стартует кампания по благоустройству городских парков, уделить особое внимание такому знаковому для столицы объекту, как Нескучный сад, в связи с запущенным состоянием этой природной территории.

Нескучный сад - старейший парк Москвы , находящийся почти в ее центре. Занимает территорию от Зеленого театра ЦПКиО им. М.Горького до Третьего Транспортного Кольца.

Нескучный сад был создан по указу Николая I в 1847 году в результате слияния трех усадеб на берегу Москвы реки, принадлежавших некогда Голицыным, Демидовым и Трубецким и купленных Дворцовым ведомством для императорской семьи.

Название свое сад, вероятно, унаследовал от увеселительной усадьбы князя Никиты Юрьевича Трубецкого "Нескучное".

Усадьба генерал прокурора князя Трубецкого появилась в 1753 году на участке, примыкавшем к Калужской заставе (ныне площадь Гагарина) и простиравшемся до Москвы реки. Участок состоял из высокого плато и глубокого оврага с прудом на дне.

На этом не слишком удобном для парка месте архитектор Дмитрий Ухтомский построил дворец, названный "Нескучным загородным домом", и разбил регулярный сад. Дом был двухэтажным, построенным в барочных формах, с фронтоном и скульптурой над кровлей. Первый этаж главного фасада украшала колоннада, второй - балкон.

Как писал известный москвовед Петр Сытин, к 1783 году первый владелец этой территории разбил здесь небольшой парк в "версальском стиле" - с подрезанными в виде пирамид и кубов деревьями, проложил по нему дорожки, обустроил гроты, а через ручьи перекинул мостки. Вокруг большого дома были разбросаны беседки.

Все пространство сада было разделено зелеными живыми стенами на садовые кабинеты прямоугольной и квадратной формы, в нишах располагались скульптуры. Некоторые аллеи парка были крытыми, сплошь увитыми зеленью. Через весь сад к дому шла центральная аллея, засаженная подстриженными деревьями.

После смерти Трубецкого "Нескучным" владели Петр Трубецкой, Елена Вяземская, Шаховские. В 1826 году Леонтий Шаховской продал усадьбу Дворцовому ведомству для императора Николая I.

Одновременно с "Нескучным", чуть ближе к центру Москвы, примерно в 1756 году возникла усадьба промышленника и мецената Прокофия Акинфиевича Демидова, сына знаменитого основателя металлургических заводов Акинфия Демидова.

Главной достопримечательностью усадьбы Демидова стал ботанический сад, в котором было более двух тысяч видов растений. Сад имел форму амфитеатра. Он спускался уступами к Москве реке. Каждая терраса предназначалась для особого вида растений, зимние и летние оранжереи - для деревьев, ананасов, винограда и пальм. На самой нижней, пятой террасе, более широкой, чем остальные, был устроен пруд, птичник, где жили редкие птицы и животные. В этом саду производились опыты по выведению новых сортовых растений.

Прокофий Демидов был известен своими оригинальными, нередко эксцентричными поступками. Например, в своем саду он выставлял на клумбах вымазанных мелом садовников, чтобы те окликали всех, кто намеревался сорвать редкое растение.

После смерти Демидова в 1786 году его дом и сад перешли к Елене Вяземской (дочери Трубецкого, владельца Нескучного). В 1793 году имение Демидова купил Федор Орлов, затем оно досталось его племяннице Анне Орловой Чесменской, которая в 1832 году продала усадьбу Николаю I. Император устроил там летний дворец для своей жены Александры Федоровны. Дворец получил название Александрийского.

На территории Нескучного сада была расположена и усадьба князей Голицыных. С 1793 года эта усадьба принадлежала княгине Наталье Петровне Чернышевой (урожденной Голицыной). Чернышева обладала крутым и своевластным нравом, ни за какие деньги она не хотела продавать свое имение. В завещании она разрешила продать усадьбу не ранее, чем через пять лет после своей смерти. Усадьба была приобретена Дворцовым ведомством у сына княгини в 1843 году.

В 1826 1843 гг. на месте дворянских усадеб Трубецких, Голицыных и Демидовых был возведен ансамбль императорской резиденции Николая I.

Дворцовые постройки и садовые насаждения Нескучного устраивались под руководством архитектора Евграфа Тюрина и садовника Пельцеля. По их распоряжению были сломаны остававшиеся еще демидовские оранжереи, в 1834 г. засыпаны террасы и пруд между дворцом и рекой Москвой, сломаны все здания в бывшем имении Голицыных. Сад с каждым годом дичал, все более превращаясь в рощу.

Когда царского семейства не было в Москве, Нескучный сад был доступен для народа и сделался во второй половине XIX в. его любимым местом гулянья. Но когда в 1890 х годов в нем поселился московский генерал губернатор великий князь Сергей Александрович, дядя царя, доступ для народа в Нескучный сад был закрыт.

После Октябрьской революции Нескучный сад стал доступен всем, а во дворце был устроен Музей мебели XVIII - начала XIX в.

В 1928 году парк сильно уменьшился из-за рубки деревьев и был включен в состав парка им. Горького.

Сейчас от былого величия Нескучного сада почти ничего не осталось. Из старых построек и садово-парковых сооружений XVIII в. уцелело немногое: летний домик графа Орлова , ванный домик у засыпанного пруда, три садовых мостика, грот, а также Охотничий домик усадьбы Трубецких, известный как место проведения игр телевизионного элитарного клуба "Что? Где? Когда?".

От первой половины XIX в. сохранились главные въездные ворота, которые ведут к старому зданию Президиума Академии наук (бывший Александровский дворец), со скульптурными группами Ивана Витали "Времена года", три служебных корпуса и въездные ворота, построенные архитектором Тюриным, белокаменный мост, под которым раньше был проход из дворца к Москве реке.

Одна из самых известных построек парка - Ротонда, построенная в 1947 году и посвященная 800 летию столицы. В 2007 году рядом с ротондой была открыта "Аллея любви". Идея создания аллеи - "оживить" этот участок парка и воспроизвести здесь слова Грибоедова "…счастливые часов не наблюдают". Часы здесь показывают одно и то же время: без пяти шесть. Поэтому влюбленные никогда не опаздывают на свидание. Эти часы символизируют любовь как вечное чувство.

Нескучный сад на протяжении нескольких лет был местом встречи толкиенистов, которые дали ему название Эгладор. Любители книг Толкиена в свое время устраивали здесь целые баталии. Более 10 лет назад по четвергам начали они собираться в Нескучном и разыгрывать историю Средиземья. Толкиенистов и их зрителей становилось все больше, сюда стали подтягиваться панки, хиппи, металлисты, приезжали байкеры, и Нескучный сад становился как бы вторым Арбатом. Шумные народные массы стали привлекать внимание властей и в 1997 года толкиенисты создали для себя новый кусочек Средиземья — Мандос в Царицынском парке. А в Нескучном устраивались турниры менестрелей, бардов, сказителей.

Здесь же проводились когда-то Московские чемпионаты по настольному теннису. Рядом с ними соседствовали шахматисты. Существовавший здесь в прошлые годы шахматный домик сгорел, но на его месте стоит всегда полная народа вместительная шахматная беседка.

В старинном особняке с колоннами, у обрыва над Москвой рекой, работает библиотека, в которой собираются любители почитать в тишине. Вход в читальню бесплатный.

В парке работает Детская конная школа, Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.

К услугам гостей Нескучного сада корт для большого тенниса и столы для настольного тенниса.

Зимой здесь можно встретить любителей зимнего плаванья.

В 2009 г. Нескучный сад получил статус особо охраняемой территории (ООПТ) природного комплекса Москвы.

В настоящее время Нескучный сад - это почти 60 га земли. Сад имеет протяженность шесть с половиной километров, представляет собой единый зеленый массив, в насаждениях которого присутствует около шести десятков видов древесных пород. Преобладают липа, вяз, ясень, дуб, клен, береза, ива. В центральной части встречаются серый и грецкий орехи, каштан, черемуха.

На территории парка встречаются растения, занесенные в Красную Книгу Москвы, в том числе водяная ночница (myotis daubentoni), двуцветный кожан (Vespertilio murinus), жулан (lanius collurio), чеглок (falco subbuteo), быстряк четырехточечный (sericoda quadripunctratum), андрена кроваво красная (andrena haemorrhoa), зорька, или аврора (anthocharis cardamines), хохлатка плотная (corydalis solids), ветреница лютиковая (anemonoides ranunculoides).

На территории парка гнездятся некоторые лесные птицы, а в 2009 году на прудах ЦПКиО вывели потомство чернети хохлатые - нырковые утки, занесенные в Красную книгу Москвы. Нескучный сад - одно из самых "соловьиных" мест в столице.

Примерно лет 20 назад в Нескучном саду было очень много белок . Они были очень смелыми и дружелюбными: стоило только протянуть руку с орехами или семечками - они уже здесь. Они даже залезали на руку по одежде. Cо временем белок становилось все меньше и меньше. Сейчас в Нескучном саду белок нет.

Александровский дворец расположен в пейзажном Александровском парке недалеко от Екатерининского дворца. Он находится в глубине - прекрасное, тихое и живописное место для жизни. Прогуливаясь до дворца, я так и представляла, как императорские дети, да и взрослые тоже, здесь гуляли, резвились на свежем воздухе, рыбачили и даже охотились.

Когда-то давно в этом месте был лес - такой густой, что в нем мог жить и дикий зверь. Дойдя до дворца и окинув взглядом увиденное, ловишь себя на мысли: «Скромно, но со вкусом». Конечно, скромно, если сравнивать его с кричащей роскошью Екатерининского дворца.

Здесь совсем другая атмосфера! Здесь хочется жить и проводить время. Уютная загородная резиденция, конечно, с царским размахом. Для меня как и для других, наверно, Александровский дворец больше всего известен как место рождения и жизни последнего русского императора Николая II. В последствии здесь же родились и выросли его дети. К сожалению, дворец стал и последним прибежищем Николая, уже отказавшегося от короны. Отсюда же его и его семью этапировали во время событий 1917 года.

История

Александровский дворец в Царском Селе построен по приказу императрицы Екатерины II. Это был ее подарок для любимого внука Александра I. Как известно, императрица не желала оставлять трон своему сыну Павлу Петровичу. Настолько были разными их взгляды на дальнейшую судьбу страны. Но императрица души не чаяла в своем внуке Александре Павловиче.

Родился он 12 декабря 1777 году. Воспитанием и обучением Александра с самых первых месяцев занялась сама императрица. Ему еще не было и года, когда его перевезли в Царское Село. Здесь прошло счастливое детство для Александра Павловича и его младшего брата Константина Павловича.

В 1793 году состоялось обручение Александра с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В 1792 году началось строительство дворца. Архитектором был назначен Джакомо Кваренги. К тому времени этому гению принадлежали такие работы как:

  1. Английский дворец в Петергофе.
  2. Концертный зал в «Царском Селе».
  3. Эрмитажный театр.
  4. Здание Академии наук.
  5. Ассигнационный банк.

Особенности архитектуры

Дворец стал его самой известной и лучшей работой. По задумке архитектора замок представлял собой двухэтажное здание буквой «П». Слева и справа к нему были пристроены флигели. Благодаря этому закрытому пространству с трех сторон, при входе был сформирован небольшой парадный двор - курдонер.

Парадный вход во дворец проходит через двойную колоннаду. Она как бы немного отходит от здания, образуя небольшой дворик внутри. Благодаря этому происходит постепенный переход из парка в дворцовые залы. Вход через колоннаду украшают две статуи. На одной из них изображен юноша, играющий в бабки, на другой юноша, играющий в свайку. Обе эти игры были очень популярны в то время. Из окон дворца открывался прекраснейший вид на пруд и окружающий парк.

Так выглядит противоположный фасад здания.

На первом этаже располагались залы Парадной анфилады. На втором этаже - комнаты для детей и прислуги, по бокам - личные покои.

Известные жители и посетители

Император Александр I недолго пользовался апартаментами Александровского дворца. После восшествия на престол, он перебрался в Екатерининский. Комнатами чаще пользовались гости и приближенные императора. Сам он почти всегда был в разъездах или на войне и редко имел возможность посещать Царское Село.

Здесь провели свое детство практически все последующие императоры. Жили они тут с весны и до самой поздней осени. Играли на Детском острове, где для них был построен домик, и даже с мебелью; бродили по паркам, изучали животных, птиц и растения вместе со взрослыми. Помимо обучения наукам и светскому этикету занимались верховой ездой, рыбалкой и многим другим.

Брат Александра I, будущий император Николай I, любил Царское Село и проводил в нем много времени с семьей. Они предпочитали простой уклад загородной жизни и всей семьей жили в Александровском дворце, а официальные приемы и балы проводили в Екатерининском. При нем интерьеры дворца претерпели значительные изменения. Но, после смерти дочери Николая I, великой княжны Александры Николаевны (Адини), император с семьей все реже стал появляться здесь, где каждый уголок напоминал об огромной утрате.

Наиболее продолжительное время во дворце жил император Николай II со своей семьей. При нем произошла перестройка некоторых комнат, была усовершенствована система отопления и водоснабжения. Летняя резиденция стала пригодна для круглогодичного проживания. После 1905 года, в неспокойное время для страны, император с семьей практически неотлучно жили в Царском Селе. Здесь они чувствовали себя в безопасности под охраной офицеров. Как я упоминала ранее, именно из Александровского дворца в 1917 году, после длительного домашнего ареста, вся семья была отправлена в Томбовск, а затем в , где и была расстреляна. Последнюю ночь они провели в буквальном смысле «сидя на чемоданах». Уже было известно что их куда-то вывезут, но ни кто не говорил куда именно. Напоследок, уже сидя в машине, императрица перекрестила то ли своих бывших слуг то ли дворец. Больше сюда Романовы не вернулись.

После Романовых

Как только из Александровского дворца была вывезена царская семья, началась опись интерьеров. Решено было ни чего не разрушать и не перевозить, а сделать здесь выставку, посвященную жизни последнего русского императора. Уже в 1918 году ее открыли для посетителей. Были показаны парадные залы, личные апартаменты императорской четы, коллекции произведений искусства, собранные Романовыми на протяжении многих поколений.

Музей просуществовал недолго. В скором времени было решено отдать здание под дом отдыха для сотрудников НКВД и детский дом имени Юных Коммунаров. Дело в том, что Революционное правительство давно искало место, где можно было бы разместить большое количество детей. Создать своего рода «Детское царство» в одном из пригородов тогда уже Петрограда.

На территории Царского Села разместили несколько тысяч ребятишек. С 20 ноября 1918 году город получил название «Детское Село». Дети жили в том числе и в некоторых комнатах замка.

Во время оккупации Пушкина Александровский дворец служил зданием штаба для немецкого командования. Оттого само здание практически не пострадало. Перед дворцом фашисты устроили кладбище для своих офицеров. На могилах они устанавливали березовые кресты и изгороди.

Многие интерьеры были попорчены или разграблены во время оккупации, но все же в некоторых комнатах сохранились элементы отделки. После освобождения Пушкина кровлю здания восстановили, а сам дворец был законсервирован. В 1949 году сюда перевезли Всесоюзный Пушкинский музей. К этому времени был восстановлен фасад здания и наименее пострадавшие во время войны залы. С 1951 года дворец был передан Министерству Обороны. На протяжении долгого времени здесь находились научно-исследовательские организации и училища. Территория дворца стала закрытой для посетителей, ученых и работников искусства. Стены с отделкой и даже паркет были бережно закрыты доской. Ни тяжелое оборудование, ни постоянное пребывание здесь работников не испортили того, что осталось от интерьеров. В 1996 году был получен грант на Всемирного фонда памятников (WMF) на реставрационные работы. И уже в 1997 году в правом крыле дворца, где ранее находились покои императора Николая II и его жены, была открыта выставка «Воспоминания в Александровском дворце». Здесь можно было увидеть сохранившиеся предметы интерьера и вещи самого императора и членов его семьи.

К сожалению, в данный момент Александровский дворец закрыт на время для проведения реставрационных работ. На сайте музея пишут, что планируется закончить их к середине 2018 года. Это несомненно радует, так как нам откроют новые комнаты и экспозиции, познакомят с еще неизвестными фактами жизни последнего императора и его семьи.

Если же это вас не останавливает, то ниже рассказано как добраться до Царского Села, а так же карта для лучшей ориентации на местности.

Как добраться

Государственный музей-заповедник Царское Село расположен по адресу: , г. , ул. Садовая д. 7.

Можно добраться до места следующими способами:

  • С Витебского вокзала ходил электропоезд до станции «Царское Село» в г. . Билет стоит около 40 рублей. Время в пути составляет около 30 минут. А уже от станции до музея вы можете добраться с помощью маршрутных такси № 371, 377, 382, автобусов № 371, 382. До места можно прогуляться и пешком. Это займет минут 30.
  • На маршрутных такси от станции метро Московская. Номера такси: 286, 287, 342, 347, 545. Их остановка расположена около Дома Советов за поющими фонтанами. Время в пути составит около 40 минут при условии, что не будет пробок. Стоимость около 40 рублей.
  • С Московского проспекта напротив МакДональдска идетавтобус № 187. Здесь же можно поймать и маршрутные такси, которые следуют от Дома Советов. Автобус едет до станции в г. . Стоимость проезда составит примерно 30 рублей.
  • От станции метро Купчино на маршрутных такси №№ 545, 286, 287, автобусе №186. Время в пути составит около 30 минут, если не будет пробок. Кольцо маршруток находится на Витебском проспекте со стороны метро.
  • Можно и на такси из любой точки Санкт-Петербурга. Поездка обойдется вам примерно в 500-600 рублей. Домчит вас такси примерно за пол часа, если не будет пробок.

Залы дворца

В 2009 году Александровский дворец был передан во владение ГМЗ «Царское Село» . В 2010 году для посетителей открыли три зала Парадной анфилады:

  1. Полукруглый зал.
  2. Портретный зал.
  3. Мраморная гостиная.

Помещения объединены сквозными арочными пролетами, благодаря чему нет ощущения разделения пространства: одно плавно перетекает в другое.

Полукруглый зал находился в средней части анфилады. Это одно из самых больших и нарядных помещений. Здесь проводили официальные мероприятия и приемы для гостей. Комната украшена полотнами известных художников. В центре комнаты стоит ваза-канделябр. Она подарена императрице Александре Федоровне королем Фридрихом Вильгельмом III. Позднее для нее были специально изготовлены бронзовые цветы, в отверстия которых вставлялись свечи. На стене зала можно увидеть небольшой фрагмент росписи сводов. К сожалению, сама она была уничтожена (закрашена белой краcкой) по приказу императора Николая I. Здесь провела свою последнюю ночь семья Романовых с уже приготовленными чемоданами, ожидая отъезда в .

Портретный зал. Еще при императоре Николае I, в эту комнату стали собирать портреты с изображениями членов семьи Романовых.

Мраморная гостиная , ее еще называют Бильярдной, так как раньше там стоял бильярд. Сейчас в комнате находятся предметы мебели, картины, вазы и декоративные украшения, сохранившиеся до нашего времени.

Следуя в восточное крыло дворца, попадаешь в небольшую гостиную императрицы Александры Федоровны . Здесь устраивались музыкальные вечера для членов семьи и друзей. В центре зала стоял рояль императрицы, на котором она любила играть и баловать посетителей своим талантом. На стене комнаты висит один интересный гобелен. Позднее, когда император Николай II уже отрекся от престола, и дальнейшая судьба семьи не предвещала ни чего хорошего, его стали называть несчастливым. Гобелен - копия работы мастера Виже-Лебрен (1887 год). На нем изображена императрица Фрации Мария-Антуанетта с детьми. Ее судьба схожа с судьбой семьи последнего русского императора. Ее казнили во время Французкой революции, дети тоже не выжили.

В следующем зале (бывшая кленовая гостиная , разделенная на две части для выставок) можно любоваться экспозицией, где выставлены игрушки детей императора, предметы мебели и одежда. В другой ее части представлены предметы интерьера и личные вещи императрицы. На одной из стен комнаты вывешена фотография с изображением комнаты при своей последней хозяйке.

Палисандровая гостиная использовалась императорской семьей в качестве столовой для обедов в кругу семьи. Сюда же приглашали для трапезы особо приближенных, так как гостиная находилась на территории личных комнат императорской четы.

Бывший Сиреневый кабинет императрицы Александры Федоровны выдержан в ее любимых тонах. Здесь она занималась рукоделием и разбирала корреспонденцию. Интерьер скромен, как и во всех остальных личных комнатах семьи.

Бывшая спальня императрицы. Больше всего в интерьере комнаты удивляет большое количество образов на стене. При том, что сейчас выставлена малая часть их. Аскетичность и простота не перестает поражать после кричащей роскоши Екатерининского дворца. Даже не верится, что здесь жила императорская семья: настолько все просто и непритязательно.

В приемной императора Николая II сохранились стулья, камин, стол, за которым работал царь. Здесь можно посмотреть коллекцию тарелок, на которых подносили хлеб и соль императору, когда он приезжал в какой-нибудь город, а также наряды, портреты и фотографии семьи Романовых.

Уборная (Мавританская бассейная) Николая II. Раньше здесь находится бассейн. Сейчас в комнате выставлены шкафы, сделанные по подобию тех, что были раньше в библиотеке Александровского дворца.

Парадный кабинет императора Николая II. Здесь проходили совещания с министрами. На мой взгляд это самая красивая и уютная комната дворца. Здесь можно долго любоваться предметами интерьера, планировкой помещения.

В зале царит какая-то по-настоящему теплая, домашняя атмосфера.

***

Александровский дворец не пользуется такой бешеной популярностью как Екатерининский. Сюда можно спокойно зайти, купив предварительно билет. Нет огромных очередей и толпы таких же жаждущих лицезреть прекрасное.

Надеюсь, мой обзор был полезен и интересен для вас. Если вы любите и хотите знать русскую историю, вам непременно стоит посетить Александровский дворец. Не обделяйте его своим вниманием! Ведь экскурсия по Екатерининскому дворцу - это скорее эстетическое наслаждение для взора туриста, вся эта роскошь и позолота пестрит и рябит глазах. Посещая же Александровский, вы попадаете в совершенно другую атмосферу. Здесь столько личных вещей, каких-то на первый взгляд обычных и повседневных, которые делают интерьеры такими домашними и уютными, а посещение дворца незабываемым.