Почему срывается многомиллиардная российская сделка с ираном. «Суперджет» выигрывает у «Embraer» или «Bombardier» - Юрий Слюсарь Какими были мотивы именно такого выбора идеологии

В 2017 г. "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) выпустили 34 российских региональных самолета SSJ 100. Это почти на 55% больше, чем по итогам 2016 г. Предыдущий рекорд по темпам выпуска зафиксирован в 2014 г., когда было произведено 37 SSJ 100.

При этом по итогам года ГСС поставили 30 SSJ 100. В основном самолеты передавались лизингодателям "ВЭБ-лизинг" (начал поставки ВС этого типа "Аэрофлоту" в рамках контракта на 20 бортов) и Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Последняя осуществляет передачу SSJ 100 в том числе для авиакомпаний "Ямал", "Азимут" и "ИрАэро".

Отметим, что "Азимут" - это новый эксплуатант SSJ 100, начавший операционную деятельность во второй половине 2017 г., который строит свой парк только на машинах этого типа. В ГСС также напоминают, что новым иностранным оператором российского самолета в текущем году стала Brussels Airlines, которая взяла ВС на условиях мокрого лизинга у ирландской CityJet. Кстати, в Европе в этом году началась коммерческая эксплуатация самолетов SSJ 100, способных подниматься в воздух с укороченных взлетно-посадочных полос (речь идет об опции B100, предусматривающей установку двигателей с увеличенной тягой).

Что касается передачи SSJ 100 конечным эксплуатантам, то известно, что в первом полугодии ГСС поставили шесть машин. Тогда производитель объяснил такое небольшое количество поставок особенностями графика, в соответствии с которым основную долю самолетов планировалось передать во втором полугодии. Кто именно принял шесть бортов, не уточнялось, однако из открытых источников следовало, что за полгода в коммерческую эксплуатацию ввели как минимум 13 новых ВС производства ГСС: четыре - "ИрАэро" (RA-89075, RA-89076, RA-89077, RA-89078), шесть ВС - "Ямал" (RA-89068, RA-89069, RA-89070, RA-89071, RA-89072, RA-89073), три ВС - CityJet (EI-FWF, EI-FWE, EI-FWD). Во второй половине года SSJ 100 принимали "Аэрофлот" (пять ВС), "Азимут" и "Ямал" (один борт).

В начале текущего года прежнее руководство ГСС отмечало, что в 2017–2019 гг. производитель планирует поставлять до 40 самолетов SSJ 100 в год. Около 35 из них будут приходиться на новые ВС, 5 - на ресурсные. Что касается планов по продажам на 2018 г., то в декабре 2017 г. глава Минпромторга Денис Мантуров сократил этот прогноз с 38 машин до 30.

С момента выкатки первого прототипа SSJ 100, которая состоялась 10 лет назад, в ГСС произвели более 150 самолетов. По состоянию на декабрь 2017 г. в эксплуатации у российских и зарубежных авиакомпаний, а также в госструктурах находится более 100 российских машин. В общей сложности ВС этого типа выполнили свыше 240 тыс. коммерческих рейсов длительностью более 370 тыс. л. ч.

"Общий спрос в сегменте 100-местных самолетов в период 2017–2036 гг. может превысить 2300 воздушных судов. В ближайшие пять лет планируется поставить порядка 170–180 самолетов, включая бизнес-версии, с расчетом выхода на поставки 35–40 самолетов в год", - говорится в сообщении ГСС.

(опубликовано: maverick-lab )

  • 09 Jul 2019 17:58 Россия выпустит ещё 200 Sukhoi Superjet 100 - Несмотря на аварию самолета Sukhoi Superjet 100, Россия планирует выпустить еще как минимум 200 самолетов этой марки. Данную информацию публикует Reuters со ссылкой на министра промышленности Дениса Мантурова. Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в ходе интервью, данного агентству... … (+4)
  • 28 Jun 2019 15:44 Надежность и качество: на "Сатурне" прошел очередной этап европейского аудита производства двигателя SaM146 - В ПАО ОДК - Сатурн (входит в Объединенную двигателестроительную компанию госкорпорации Ростех) состоялся надзорный аудит производства серийных двигателей SaM146 на соответствие требованиям Европейского агентства по авиационной безопасности. Проверяющие посетили две площадки: третьего июня они... … (+6)
  • 04 Jul 2019 15:59 "Северсталь" получит новый SSJ 100 с законцовками - На ульяновском авиапредприятии Авиастар-СП впервые установили интерьер на российском самолете Superjet 100 с горизонтальными законцовками крыла, сообщается на сайте завода. Воздушное судно с регистрационным номером RA-89135 предназначено для авиакомпании Северсталь. Новый борт стал 110-м по... … (+6)

«Сегодня у западных производителей показатели эксплуатационной надежности превышают 99%, притом что у них в эксплуатации не 100 самолетов, а тысячи. Мы же говорим о том, что SSJ-100 должен конкурировать с ними, но при этом наблюдаем еще и падение показателей», — констатирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Прямыми конкурентами российского ближнемагистрального лайнера являются Embraer-190/195 и Bombardier CS100.

По мнению Гусарова, снижение эксплуатационной надежности российского самолета может быть связано с тем, что производитель не может поддерживать ее на прежнем уровне, когда количество машин в коммерческой эксплуатации увеличивается. Это мнение подтверждают данные исследования, согласно которым один из самых низких показателей эксплуатационной надежности — 95,81% — у «Аэрофлота», самого крупного покупателя SSJ-100 (в парке 30 штук). В то же время, например, у тайской Royal Thai Air Force эксплуатационная надежность двух самолетов составляет 100%.


Главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий также считает, что ГСС «явно есть что улучшать». Он отмечает, что парк SSJ-100 вырос почти на треть, в том числе за счет новых покупателей, например, ирландской авиакомпании CityJet.

Представитель «Аэрофлота» не стал комментировать показатели надежности SSJ-100, отметив лишь, что авиа​компания находится «в постоянном контакте с производителем», высказывает «свои пожелания» и указывает «на места, требующие особого внимания со стороны разработчика».

«Прямой связи между показателем эксплуатационной надежности и безопасностью полетов для пассажира нет», — уточняет Роман Гусаров, поясняя, что показатель надежности будет снижаться в результате как серьезных поломок, так и «элементарно перегоревшей лампочки». Такого же мнения придерживается Алексей Синицкий.


За последний год было несколько сообщений о технических проблемах SSJ-100. В январе 2017 года авиакомпания «Якутия» сообщила, что обнаружила дефект стабилизатора у двух из четырех имеющихся в ее парке самолетов SSJ-100. Ранее с аналогичными проблемами столкнулся «Аэрофлот», который отменил из-за этого ряд рейсов.​

Вопрос о технической надежности SSJ-100 в июне рассматривался на уровне главы правительства. В итоге Дмитрий Медведев Минпромторгу, Минтрансу, Росавиации и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) совместно с «Аэрофлотом» разработать комплекс мер по улучшению технических показателей исправности и налета SSJ-100 до «соответствующих мировому уровню».

ГСС до 2036 года выпустить еще 600 SSJ-100 для российского и мирового рынка. ​Результаты исследования ГСС и Alenia Aermacchi вряд ли повлияют на продажи самолета, отмечает Гусаров. «Сейчас продажи SSJ идут исключительно за счет программ господдержки. Это экономически выгодно [авиа]компаниям», — говорит он. В июле «Аэрофлот» заключил контракт на покупку 20 этих самолетов.

Фирма Сухого, традиционно известная своими боевыми самолетами, в 2000-е годы решила попробовать себя в секторе гражданской авиации. Так появился Sukhoi Superjet (SSJ-100). Эти самолеты уже эксплуатируются, однако проект будет развиваться и дальше. На вопросы «Ленты.ру» о перспективах развития семейства SSJ-100 ответил заместитель главного конструктора машины Александр Долотовский.

История машины насчитывает уже несколько лет, есть определенная репутация и перспективы. Давайте поговорим о том, почему самолет в итоге стал именно таким, и о том, каким он может стать в дальнейшем. Когда ждать варианты машины увеличенной вместимости и есть ли вероятность выхода на рынок машин меньшей вместимости - на 65-75 мест?

Давайте начнем с конца. Самолет задумывался в самом начале 2000-х годов в иных условиях - дешевая нефть и меньшие эксплуатационные расходы. Предполагалось, что новое семейство сможет закрыть весь диапазон от 60 до 100 мест, однако в дальнейшем ситуация изменилась.

С ростом цен на нефть и повышением расходов в диапазоне до 80 мест стали более выгодными самолеты с турбовинтовыми двигателями. В классе турбореактивных региональных машин, напротив, появился центр притяжения в диапазоне 100-120 мест. Это в итоге привело к выбору в качестве основного варианта RRJ-95 вместимостью в 98 мест и более. Задумались и о создании более вместительной машины.

Самолет SSJ-NG планировался как 130-местная машина с дальностью полета до 5,5-6 тысяч километров. Он должен был решить проблему недостаточной коммерческой загрузки среднемагистральных машин вместимостью 150 и более мест, которые в условиях не слишком высокого российского пассажиропотока значительно проседали в экономической эффективности. При этом при полной загрузке многоместные машины выгоднее - доход с каждого занятого пассажирского места растет быстрее, чем эксплуатационные расходы.

- Почему проект SSJ-NG закрыли?

Мы создаем коммерческую машину для продажи ее на рынке. Дальнейшие изменения экономической ситуации привели к тому, что создать новый самолет нужной стоимости эксплуатации было бы почти невозможно. В итоге в 2013 году проект был заморожен еще на стадии, не требовавшей больших вложений.

Тем не менее размерность от 120 мест и выше по-прежнему интересна, особенно если эта машина будет создана как член семейства SSJ, с той же силовой установкой, близкий по конструкции, эксплуатируемый с тех же ВПП. В эти параметры мы укладываемся, машина будет иметь взлетный вес несколько более 55 тонн. Мы получим семейство, закрывающее диапазон вместимости от 90 до 120 пассажиров.

Это даст авиакомпаниям машину, способную работать на имеющемся пассажиропотоке с полной отдачей, избегая таких сомнительных методов наращивания загрузки как, скажем, сокращение частоты рейсов. Сомнительных прежде всего потому, что это решение само по себе влечет дальнейший спад пассажиропотока: не имея возможности улететь в нужный день, граждане ищут иные варианты - поезд, машина, автобус и так далее.

- На какой стадии находится проект?

В западной идеологии проектирования - это Gate 3, в нашей - создание эскизного проекта. Мы предполагаем, что машина сможет выйти в эксплуатацию к 2020 году, в одно время с серией Е2 разработки Embraer. Рынок региональных машин достаточно емок, по прогнозу он вместит около 3000 машин до 2031 года, и SSJ как один из трех основных игроков наряду с Embraer и С-серией Bombardier может рассчитывать на долю в 600 самолетов. Остальные… Китай, судя по всему, отказывается от развития проекта ARJ-21, который явно «не пошел», японский проект MRJ - узконишевая машина, очень легкая, малой вместимости, для специфического североамериканского рынка региональных перевозок и части внутрияпонских.

У нас есть возможность обеспечить достаточную экономическую эффективность машины на имеющейся платформе с небольшими доработками по планеру и силовой установке, что даст умеренную стоимость как разработки, так и эксплуатации. В принципе подобная доработка стала возможной благодаря исходному удачному выбору параметров машины при создании проекта SSJ.

- Объясните это подробнее.

Мы с самого начала делали самолет, максимально приближенный по идеологии к среднемагистральным машинам семейства А320 - и с точки зрения управления, и с точки зрения ощущений потребителя. Возможно, одним из основных достижений проекта является удачный выбор диаметра фюзеляжа: по удобству для потребителя SSJ примерно аналогичен среднемагистральным машинам, что также очень важно.

Исследования рынка показывают, что если на одной и той же линии работает среднемагистральный самолет и классический малогабаритный региональник, пассажиры предпочитают первый вариант - из-за большего удобства. «Суперджет» дает уровень комфорта по размещению пассажиров и ручной клади в салоне аналогичный среднемагистральной машине, при этом он более компактен - напомню, схема размещения пассажиров в ряду - 3+2 а не 3+3, но ширина прохода, кресел и вместимость багажных полок идентичны среднемагистральным самолетам.

Ключевым моментом идеологической схожести SSJ и машин семейства А320 является подход к управлению, основным способом которого становится выработка и корректировка плана полета, уровень автоматизации и в принципе человеко-машинный интерфейс, исходно и целенаправленно подгонявшийся под А320. В итоге сейчас пилоты, подготовленные на А320 и «Суперджет», могут управлять обоими типами самолетов после минимальной переподготовки.

- Какими были мотивы именно такого выбора идеологии?

Самолет исходно создавался под требования рынка. Мы регулярно знакомили с проектом фокус-группу, в которую были включены представители наиболее уважаемых перевозчиков - как зарубежных, так и наших. Реакция этой фокус-группы показала, что именно эта идеология является наиболее востребованной, что и предопределило наш выбор.

- Проект SSJ создавался в сотрудничестве с Boeing?

Давайте уточним термины: контракт с Boeing предполагал консультирование разработки с их стороны. Если упрощать, то мы в ходе этих консультаций защищали свои решения, отвечая на вопросы, которые Boeing ставил перед командой конструкторов «Сухого». Основной вклад американцев - это не какие-то конкретные технические решения, а изменение менталитета. Напомню: «Сухой» никогда раньше не делал гражданских машин, и Boeing помог нам взглянуть на многие вещи с другой стороны.

- Например?

Другой подход к разработке. Традиционно мы привыкли работать на конкретного заказчика - одну фигуру, что позволяет корректировать по ходу работы и проект, и техническое задание. Подход пришлось менять: мы разрабатываем машину для рынка, при этом очевидно, что понравиться всем невозможно. В итоге мы должны принимать решения, которые с наибольшей вероятностью окажутся приемлемыми для максимального числа участников рынка.

Это стало, в частности, причиной того, почему при консультациях с Boeing мы выбрали европейский подход к проектированию кабины. Американцы, конечно, отстаивали свою идеологию, доказывая преимущества традиционной компоновки кабины со штурвалом (при этом кабина, конечно, «стеклянная», но тем не менее). Мы выбрали путь Airbus, кабина с боковой ручкой - а это важный вопрос, он на десятилетия определяет развитие семейства машин, так как именно этот подход оказался более привлекательным для перевозчиков. Достаточно посмотреть на рыночные доли самолетов семейства А320neo и B-737NG.

- Сейчас, в условиях санкций и импортозамещения, каковы перспективы локализации машины?

Для начала давайте отметим, что «чисто национальных» гражданских самолетов в современном мире больше нет. И если сравнить, то локализация SSJ в России больше, чем у Boeing в США, Embraer в Бразилии и Airbus в ЕС - мы, в общем-то, единственные, кто самостоятельно строит сам самолет, - напомню, что все остальные названные фирмы делают за рубежом существенные части планера.

Локализацию отчего-то любят сравнивать в денежных показателях, что неверно. Сравнивать надо вовлеченность отрасли и затраты в человекочасах, а здесь основная часть приходится на долю именно российских производителей.

19 Dec 2016 21:20 Три новых Суперджета для CityJet, которые стоят в графике поставок на 2017 год, уже находятся в производстве и будут переданы перевозчику в первой половине следующего года, ещё два самолёта прибудут в Дублин во второй половине 2017 года.

29 ноября 2016 года Внешэкономбанк (ВЭБ), АО «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС) и Superjet International (SJI) подписали Меморандум о сотрудничестве в области финансирования этих поставок. Меморандум предусматривает финансирование поставки пяти самолётов, которые будут произведены ГСС и кастомизированы SJI. Меморандум подписан в продолжение уже реализованного проекта финансирования трёх SSJ100 для авиакомпании CityJet в 2016 году. До конца декабря в парк авиакомпании должен поступить четвёртый Суперджет.

Контракт на покупку 15 SSJ100 между ГСС и CityJet, в рамках которого осуществляются текущие поставки, подписан весной 2016 года. Контракт также предполагает опцион на приобретение 16 воздушных судов.

30 ноября 2016 года «Государственная транспортная лизинговая компания» и авиакомпания «Ямал» подписали твёрдый контракт на приобретение перевозчиком 13 самолётов SSJ100. Церемония заключения договора прошла в рамках форума «Транспортная неделя-2016» в Москве. Свои подписи под документом поставили гендиректор ГТЛК Сергей Храмагин и гендиректор АК «Ямал» Василий Крюк.

«Авиакомпания «Ямал» является нашим стратегическим партнёром. Ещё на авиасалоне МАКС в 2015 году мы заключили соглашение о поставке до 25 самолётов SSJ100. В текущем году мы передали авиакомпании три Суперджета, до конца года поставим ещё шесть машин. В 2017 году планируем поставить «Ямалу» 10 SSJ100»,– рассказал Храмагин.

В производственной программе Комсомольского-на-Амуре авиазавода на 2017 год запланировано произвести 39 самолётов SSJ 100, 35 из которых уже законтрактовано. Максимальный годовой выпуск SSJ 100 был достигнут в 2014 году - было выпущено 35 воздушных судов. В 2015-2016 годах из-за изменения макроэкономической ситуации планы продаж были скорректированы до 17 и 18 единиц соответственно.

Крупнейший российский перевозчик - "Аэрофлот" насчитывает в своём парке 30 самолётов SSJ100. В 2016 году в среднем за сутки налёт на один борт этого типа самолётов в "Аэрофлоте" составил 4 часа 57 минут, выполнив при этом 23 066 рейсов.

Четыре Суперджета эксплуатирует авиакомпания "ИрАэро", это ВС с регистрационными номерами RA-89001, RA-89002, RA-89008 и RA-89010, ранее эти ВС эксплуатировались в авиакомпаниях "Аэрофлот" и Red Wings. К самостоятельной коммерческой эксплуатации этих воздушных судов оператор приступил 26 июля 2016 года. В I квартале следующего года авиакомпания получит ещё четыре новых самолёта, речь идёт о версии ВС с увеличенной дальностью полёта - SSJ 100LR. Машины, которые будут получены непосредственно с завода, планируется поставить на "рейсы по маршруту Иркутск-Москва, рейсы на юг России из Омска и Иркутска, юг Китая, Тайвань и, возможно, Вьетнам".

21 октября 2016 г. в Якутск из Ульяновска прилетел новый Суперджет 100 выпуска 2016 года для авиакомпании "Якутия" с регистрационным номером RA-89038 (с/н 95083) усовершенствованной модификации «Long Range» с увеличенной до 4,5 тыс. км дальностью полёта. Компоновка салона рассчитана на 103 кресла полностью эконом-класса. Это уже четвёртый самолёт Sukhoi Superjet 100, приобретённый республикой, в планах - дальнейшее расширение парка.

В парке мексиканской авиакомпании Interjet находится 23 самолёта SSJ 100 - это второй по масштабу эксплуатант после "Аэрофлота". Первый самолёт, серийный номер 95023, мексиканская регистрация XA-JLG, был передан авиакомпании 18 июня 2013 года и совершил первый коммерческий рейс в Мексике 18 сентября того же года. На 1 декабря 2016 года у двигателя № 146137, который установлен на одном из Суперджетов перевозчика и эксплуатируется в условиях высокогорья и высокой влажности, максимальная наработка составила 5 792 цикла.

Кроме того, Суперджеты эксплуатируются в бизнес-конфигурации Королевскими ВВС Тайланда, пограничной службой Казахстана, специальным лётным отрядом "Россия", авиакомпаниями Газпромавиа и РусДжет. МЧС России эксплуатирует два самолёта SSJ 100LR с конвертируемыми салонами для установки медицинских модулей.

Во второй половине 2016 года появилась информация, что "Гражданские самолёты Сухого" завершили разработку эскизного проекта (Gate 3) удлинённой версии Суперджета - SSJ 100SV, рассчитанного на 120 пассажиров. В 2017 году на авиасалоне в Ле Бурже и на МАКС-2017 компания будет готова представить самолёт потенциальным покупателям. Дальность полёта лайнера составит 3700 км, а максимальная взлётная масса - 55 тонн.

Существенной переработке подвергнется крыло удлинённой версии самолёта. Заявленный коэффициент удлинения 10 у SSJ 100 является одним из весомых достижений ГСС, но этого недостаточно для более тяжёлого SSJ 100SV. Для обеспечения новому самолёту такой же посадочной скорости, как у существующего Суперджета, площадь крыла будет увеличена, а сохранение коэффициента удлинения позволит повысить эффективность взлёта в отсутствие дополнительной тяги двигателей.

Аэродинамическую эффективность позволят улучшить винглеты, которые сейчас проектируются для базовой версии самолёта - SSJ 100 и в 2017 году будут предложены в качестве модернизации всего существующего парка.

На 1 декабря 2016 года ГСС поставил 105 самолётов заказчикам из России, Центральной Европы, Центральной Америки и Юго-Восточной Азии. В 2016 году ГСС планирует выпустить 20 самолётов и передать заказчикам 31 машину, полностью закончены 14 самолётов.

  • 09 Jul 2019 17:58 Россия выпустит ещё 200 Sukhoi Superjet 100 - Несмотря на аварию самолета Sukhoi Superjet 100, Россия планирует выпустить еще как минимум 200 самолетов этой марки. Данную информацию публикует Reuters со ссылкой на министра промышленности Дениса Мантурова. Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в ходе интервью, данного агентству... … (+4)
  • 28 Jun 2019 15:44 Надежность и качество: на "Сатурне" прошел очередной этап европейского аудита производства двигателя SaM146 - В ПАО ОДК - Сатурн (входит в Объединенную двигателестроительную компанию госкорпорации Ростех) состоялся надзорный аудит производства серийных двигателей SaM146 на соответствие требованиям Европейского агентства по авиационной безопасности. Проверяющие посетили две площадки: третьего июня они... … (+6)
  • 04 Jul 2019 15:59 "Северсталь" получит новый SSJ 100 с законцовками - На ульяновском авиапредприятии Авиастар-СП впервые установили интерьер на российском самолете Superjet 100 с горизонтальными законцовками крыла, сообщается на сайте завода. Воздушное судно с регистрационным номером RA-89135 предназначено для авиакомпании Северсталь. Новый борт стал 110-м по... … (+6)

Международный авиакосмический салон МАКС-2017 продемонстрировал лучшие образцы российской авиационной и космической техники. Уже в 13-й раз подмосковный город Жуковский стал тем особенным местом, где взмывали в небо десятки воздушных судов, демонстрировались сотни достижений российских высоких технологий, наперебой щелкали фотоаппараты и заключались многомиллиардные сделки. В один из дней главным героем авиасалона стал российский гражданский самолет Sukhoi Superjet 100 («Сухой Суперджет 100»). Смотрите видеосюжет ФАН-ТВ.

Государственная Транспортная Лизинговая Компания и «Газпромбанк» подписали соглашение об увеличении лимита кредитной линии до 43 миллиардов и ста тысяч рублей. Средства позволят увеличить продажи «Сухих Суперджетов 100» на четыре самолета – до 36 единиц.

С корреспондентом ФАН-ТВ пообщался Максим Соколов , министр транспорта Российской Федерации:

– Это даже, наверное, первое в истории такое соглашение, в которое вошли не только российские банки, но и иностранные, причем сразу несколько крупнейших китайских банков: Банк Китая, банк CBC и также европейский «Банк Интеза». Это соглашение открывает возможности для дальнейшего финансирования проекта производства Sukhoi Superjet 100 и его поставкам российским авиакомпаниям для развития региональных перевозок. Уже принята программа по продвижению Sukhoi Superjet 100, она включает в себя 32 самолета, из них 22 самолета уже поставлены в российские авиакомпании. Поставка остальных десяти ожидается до конца этого года. У нас уже структурирована сделка по приобретению дополнительно еще четырех Sukhoi Superjet 100 через инструмент ГТЛК и имеется опцион на приобретение еще 28 самолетов этого класса. Таким образом, ГТЛК станет крупнейшей отечественной компанией, имеющей в своем активе такой большой парк отечественных самолетов.

В последние годы вокруг российского Sukhoi Superjet 100 ходит много разговоров о технических недоработках, сложностях с послепродажным сервисным обслуживанием. Sukhoi Superjet 100: первый гражданский самолет, экономичный, безопасный, комфортный. При этом, с 2011 года выпущено не больше 130-ти машин. Средний налет каждой не превышает и четырех часов в сутки. Однако сегодня, благодаря привлечению средств иностранных инвесторов в отечественное авиастроение, можно смело сказать: детство этого самолета закончилось.

На авиасалоне первый самолет Sukhoi Superjet 100 получила авиакомпания «Азимут». В торжественной церемонии передачи воздушного судна с регистрационным номером RA-89080 приняли участие министр транспорта Максим Соколов и генеральный директор авиакомпании «Азимут» Павел Екжанов . Накануне авиакомпания подписала соглашение об аренде самолета с Государственной транспортной лизинговой компанией сроком на 12 лет.

Павел Екжанов, генеральный директор авиакомпании «Азимут», рассказал ФАН-ТВ:

– Я думаю, что этот самолет переболел своими детскими болезнями за те шесть лет эксплуатации – первые шесть лет. И на сегодняшний день проблем значительно меньше, чем было за эти годы. Скажем так, на сегодня кризис для нас уже пройден, поэтому мы надеемся на будущее, на то, что наши пассажир получат достойный комфорт. Мы обеспечим безопасность полетов, надежность данного воздушного судна.

Сергей Храмагин , генеральный директор ОАО «Государственная Транспортная Лизинговая Компания», также прокомментировал выдающееся событие:

– Для самолета «Сухого», для концерна Sukhoi это финансы, это деньги, на которые он может развивать свое производство. И Минпромторг, и Минтранс очень плотно этим занимаются, и мы как компания очень плотно занимаемся взаимодействием с авиакомпаниями. И банки взаимодействуют с авиакомпаниями, потому что они дали свои деньги, у них есть жесткие ковенанты (обязательства совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия, имеющие для обязавшейся стороны юридическую силу, – прим. ред.). Налет, качество, послепродажное обслуживание – все это совместно развивается, все это будет сделано. Это задачка абсолютно управленческая, абсолютно решаемая. Это система, которая требует времени, финансирования. Наши известные мировые конкуренты занимаются этим годами, десятилетиями, а у нас, как вы знаете, был перерыв. Просто мы вынуждены догонять и усиленно наверстывать то время, которое мы потеряли.

Все видеосюжеты ФАН-ТВ смотрите .