Замок Сфорца (Милан). Россия и Италия: сходства и различия (Кремль, замок Сфорца, керамика) Замок сфорцеско

Замок Сфорца, который наряду с прилегающей парковой территорией является своеобразной визитной карточкой Милана, — не только яркая достопримечательность города, но и бывшая правительственная резиденция рода Висконти.

История строительства

История замка Сфорцеско восходит к середине XIV века. Строительству предшествовали некоторые события в политической жизни Милана, а именно приход в XIII веке к власти представителя семейства Висконти – архиепископа Оттоне Висконти. К XIV веку семейство Висконти сумело подчинить себе множество городов северной Италии.

Потомок архиепископа, Галеаццо Висконти, решил возвести для себя и своей семьи замок. Изначально комплекс задумывался не только как личные владения, но и как оборонительная крепость , чтобы исключить любую попытку проникновения в покои герцога. Замок был выстроен на месте, которое в то время считалось пригородом Милана, поэтому он был обнесен высокой крепостной стеной.

Но к середине XIV века герцог Висконти начинает терять свои политические позиции, и в Милане была установлена Амброзианская республика. Горожане, устав от тирании герцога, частично разрушили замок , нанеся ему огромный урон.

Потомок герцога, Франческо Сфорца (являвшийся зятем последнего представителя мужской линии Висконти), в 1450 году получив от миланского Сената титул герцога, решает восстановить бывшую герцогскую резиденцию. По замыслу Сфорца, замок должен был стать не только защитной крепостью, но и символом миланской красоты .

Со временем по углам крепостных стен появились высокие башни, в 1473 году была построена часовня Корте Дуккале (часовня герцога). В конце XV века один из наследников герцога – Людовик Сфорца – велел переделать замок, добавив в него изящества и великолепия .

Для этого были созваны лучшие мастера своей эпохи, и в их числе – Леонардо да Винчи. Именно здесь были созданы его знаменитые полотна – «Дама с горностаем» (возлюбленная герцога Чечилия Галлерани), «Прекрасная ферроньера» (Лукреция Кривелли). Были еще великолепные потолочные фрески Леонардо, но от них на сегодняшний день мало что осталось.

После смерти Людовика Сфорца замок постепенно стал приходить в упадок. В 1521 году в башню Филарета ударила молния, и ее пришлось разобрать — настолько сильно она была повреждена. Во время Итальянских войн в середине XVI века замок превратился в неприступный бастион : его помещения стали казармой для более 2000 солдат, башни стали наблюдательными пунктами, а часовня – войсковой церковью. Битвы тоже не прошли бесследно для здания, до сих пор кое-где можно увидеть отметины и следы от пуль.

Размещались здесь и войска Наполеона . Да и сам Император любил бывать в этом замке. Вопреки воинственно настроенным горожанам, требовавшим уничтожения бастиона, Наполеон велел снести фортификационные сооружения и восстановить часть замка, чтобы вернуть ему былую красоту.

В 1833 году городской администрацией было принято решение восстановить замок в качестве городской достопримечательности . Реставрация проходила под руководством миланского мастера Луки Бельтрами. А после создания в 1861 году независимого итальянского государства Кастелло Сфорцеско было решено не просто отреставрировать, но и превратить в один из главных архитектурных символов города.

Восстанавливать замок пришлось еще и после событий Второй мировой войны – в результате вражеских налетов замок был серьезно поврежден. Восстановительные работы шли вплоть до 1956 года.

В этом видеоролике показано современное обличье замка Сфорца:

Описание достопримечательности и фото

Чтобы попасть в центральный двор замка, нужно было миновать главные ворота через башню Филарета – многоярусную постройку, высота которой доходит до 71 метра .

Башня украшена геральдическими фресками, барельефом короля Умберто Первого, второй ярус украшают старинные часы «Солнце правосудия». Они остались как память о первом герцоге Висконти, который заложил первые камни в основу Кастелло Сфорцеско.

Вокруг замка на месте бывшего плаца был разбит парк Семпионе . Большая площадь Piazza delle Armi, где ранее проводились воинские учения, теперь стала местом встреч отдыхающей молодежи.

Очень многие побывавшие в Милане говорят, что замок внешне очень напоминает Московский Кремль из-за украшавших башни зубцов в форме ласточкиного гнезда. Этому есть разумное объяснение: в строительстве Кремля участвовали миланские архитекторы, которые пожелали предать русской постройке строгий, но роскошный внешний вид.

Как архитектурный и исторический памятник замок Сфорца стал доступен для посещения туристами только в 1900 году, когда в помещениях замка были открыты Музей археологии и истории.

Сегодня в замке работает целый музейный комплекс : Музей Египетских древностей, Исторический музей, Музей античной мебели, Музей деревянной скульптуры, Музей редких музыкальных инструментов. Огромное собрание картин художников средневекового Милана составляют украшение коллекции – желающие могут познакомиться с работами Джиованни Беллини, Микеланджело Буонаротти, Мантеньи.

Кроме того, под крышей замка работает городская библиотека , в которой собраны уникальные материалы по истории Милана.

Ознакомьтесь с и — возможно, эти терминалы покажутся вам наиболее удачными для путешествия в город.

Неподалеку от Милана расположено озеро Комо. Рекомендуем вам посетить это

Замок Сфорца и парк Семпионе являются гордостью миланцев и одним из символов этого древнего и красивого города. Этот огромный и с виду невзрачный замок за свою многовековую историю пережил множество исторических событий - войны и разрушения, бунты и революции…

Воистину величественный, красивый и строгий, замок Сфорца , или Кастелло Сфорцеско, раскинулся в историческом центре современного города. Но в то время, когда приступали к его закладке, место расположения замка находилось за пределами городских стен, и создавался он как оборонительная миланская крепость.


Решение о начале строительства замка-крепости было принято в 1368 году герцогом Милана Галеаццо II Висконти из известной династии Висконти, правившей Миланом около двух столетий, с 1277 по 1447 год. Строительство же замка Сфорца началось при Франческо Сфорца, захватившем власть в Милане в 1450 году.


Франческо Сфорца умер в 1466 году, и его наследники с помощью Леонардо да Винчи и Браманте перестроили замок под герцогскую резиденцию. Тогда же создаются и роскошные интерьеры замка, часть которых еще можно видеть и сегодня. Замок стал включать ряд внутренних двориков, изящную площадь, обрамленную аркадами работы Браманте и Филарете. Дворец становится резиденцией герцогов Милана, сюда из городского дворца переезжает Галеаццо с женой Боной Савойской.

Во время правления герцога Лодовико Моро, брата Галеаццо (конец 70-х - 90-е годы XV века), замок Сфорца стал одним из самых красивых и богатых герцогских дворов в Италии.


С началом Итальянских войн Лодовико Сфорца бежал из Милана, а в замок Сфорца водворился французский король Людовик XII. При его преемнике Франциске замок пришёл в запустение; в 1521 г. от удара молнии взорвался пороховой склад в башне Филарете, после чего она была разобрана.


Испанский наместник Ферранте Гонзага, приступив к усилению города, встроил замок Сфорца в центр новых миланских укреплений в форме звезды. В дворцовых покоях были устроены казармы на 2000 солдат.


В период испанского владычества замок Сфорца, который продолжал играть роль защитной крепости, был окружен дополнительными фортификационными сооружениями и массивными валами. Рисунки и литературные источники того времени свидетельствуют о том, что здесь были размещены также госпиталь, таверна, хранилища для льда и пищевых продуктов, и две войсковых церкви. Залы, расписанные Леонардо и Брамантино, были превращены в подсобные помещения.

Во времена Наполеона герцогская власть вновь пала, и часть миланцев, исповедующих крайние взгляды, потребовала уничтожения дворца Сфорца. Наполеон вопреки этим требованиям решил восстановить старую часть замка-крепости для размещения своих войск. И в замке вновь разместились войска - теперь уже наполеоновские. При Наполеоне снесли многочисленные валы и фортификационных сооружения, построенные ещё испанцами. Но обустроена была лишь часть территории, превращенная в обширный сквер.


Во время Революционных войн Миланом опять овладели французы, которых ненадолго вытеснил из города А. В. Суворов в апреле 1799 г. После возвращения французов местные патриоты вручили Наполеону петицию о том, что Кастелло Сфорцеско должен разделить судьбу Бастилии как символ ненавистного им самовластия. Вместо уничтожения замка Наполеон велел разбить перед ним просторную площадь. В 1833 г. была проведена масштабная реставрация Кастелло в романтическом духе, предусматривавшая восстановление таких примет средневековья, как ров вокруг замка.



Восстановление дворца началось к середине XIX века. Но по-настоящему к нему приступили лишь после создания единого независимого итальянского государства в 1861 году. Замок в это время не только попал в перечень памятников, подлежащих первоочередной реконструкции, но и был признан одним из главных символов города.

Реконструкция осуществлялась по проекту, предложенному миланским архитектором Лука Белтрами и основанному на детальнейшем изучении всех исторических документов, литературных источников и произведений изобразительного искусства, связанных с созданием крепости-дворца за все шесть веков его существования.


Работы во дворце начались с восстановления угловых цилиндрических башен фасадной стороны дворца. Кстати, в этих башнях позднее были оборудованы хранилищами питьевой воды - удалось, таким образом, совместить проблему реставрации исторических ценностей с решением задач жизнеобеспечения и культурной жизни города.


Для первых посещений частично восстановленный дворец открылся уже в мае 1900 года, а полная его реконструкция была закончена в 1905 году - именно тогда было завершено восстановление Филаретовой башни. Тогда же дворец был передан Милану и миланцам.


Облик крепости Сфорца взяли за образец миланские архитекторы, работавшие над московским Кремлём (форма башен и корона венчающих стены зубцов), так что замок Сфорца является своего рода прообразом Кремля)


Рядом с дворцом находится прекрасный парк Семпионе, созданный в 1893 году, самый большой в Милане общественный парк. В дальней части этого парка можно познакомиться с интересным памятником архитектуры начала XIX века - гранитной Аркой мира. Ранее в этой статье уже было сказано, что строительство этой арки (а задумывалась она как Триумфальная арка) было начато по указанию Наполеона в 1807 году в честь побед его войск на Аппенинском полуострове. Арка должна была стать одновременно и неформальными 14-ми воротами Милана, проем которых ориентирован по оси Париж - Милан. Через них император Франции предполагал торжественно въехать в город после завершения строительства арки. Однако, строительство продвигалось не слишком быстро. К 1815 году, т.е. к тому времени, когда власть Наполеона пришла к своему завершению после его поражения под Ватерлоо, проект строительства был реализован только на две трети. Открытие арки состоялось лишь в 1838 году - в это время Милан вновь находился под игом Австрийской империи, а арка была переименована в Арку мира (в память о мире, установившемся в Европе в 1815 году после падения империи Наполеона). Открывал арку уже австрийский император Фердинанд I. Арка роскошно декорирована в неоклассическом стиле. Среди декораций - сцены, которые иллюстрируют или символизируют события, современником и участником которых был Наполеон. Арка, если взглянуть сквозь неё в сторону центра Милана, является как бы естественным обрамлением Филаретовой башни дворца Сфорца.

Замок Сфорца в Милане - одна из важнейших достопримечательностей Италии. Он долго служил символом власти для местных и иностранных правителей. В начале двадцатого века сооружение спасли от сноса. Теперь там находится несколько гражданских музеев.

История Сфорца

В 1358 году Галеаццо Иск Висконти (первый герцог Милана) приказал построить крепость. Возведение завершили в 1368 году. Изначально замок имел базовую планировку: четыре стены, каждая по сто восемьдесят метров (591 футов) в длину и на каждом углу квадратная башня. Его преемники (Джиан Галеаццо и Филиппо Мария) расширили крепость и превратили ее в роскошную резиденцию. После того, как Филиппо Мария Висконти умерла, не оставив наследника в 1447 году, миланцы провозгласили Амвросианскую Республику и полностью разрушили здание, рассматриваемое, как символ Висконти.

Неоперившаяся республика, воевавшая с Венецией, обратилась за помощью к известному военачальнику Франческо Сфорца. Всего три года спустя он захватил власть и объявил себя герцогом Милана. Сфорца быстро восстановил замок, но на сей раз была возведена центральная башня высотой в семьдесят метров (230 футов) - Торре-дель-Филарете, окруженная большими круглыми башенками. Его последователи также улучшили и украсили структуру.

В период своего расцвета во времена правления Людовико Сфорца, прозванного «Иль Моро», крепость превратили в роскошную резиденцию эпохи Возрождения. Герцог обратился к великим художникам своего времени, в том числе Донато Браманте и Леонардо да Винчи, чтобы они украсили ее.

В последующие века, когда Милан находился под иностранным господством, замок был заброшен и в основном использовался в качестве казармы. Торре-дель-Филарета, которая использовалась в качестве хранилища боеприпасов, взорвалась в 1521 году. В течение второй половины шестнадцатого века испанцы добавили вокруг крепости звездообразные укрепления, позже частично разрушенные войсками Наполеона.

После объединения Италии в 1861 году замок оказался в таком плохом состоянии, что жители города рассматривали вопрос касательно его сноса. Тем не менее архитектор Лука Бельтрами спас полуразрушенную структуру от гибели, предложив превратить ее в общественное здание с помещением для нескольких культурных учреждений. В 1893 году Бельтрами начал ремонт монументального замка. Он восстановил поврежденные башни, воссоздал ров и снес сооружения, которые были добавлены во время иностранного правления. Он даже восстановил Торре-дель-Филарете, используя первоначальные планы.

Отреставрированный замок Сфорцеско открылся для публики в 1900 году. Кстати, его можно спутать с замком княгини Боны Сфорца в Рогачеве, но это уже совсем другая история и территория тоже.

Стоит отметить, что замок Сфорца и Кремль почти близнецы, а это особенно видно, если сравнить их фото. Он расположился вокруг трех внутренних дворов, во власти своих многочисленных построек. На каждом углу стоят четыре внушительных башни: две круглые у главного фасада, обращенные к городу, и две квадратные на другом конце. Круглые башни (31 м или 102 фунта в высоту) известны как Torre di Santi Spirito и Torre del Carmine. В тылу находятся еще две обычные башни - Torre Castellana и Torre Falconiera.

Главный вход в замок Сфорцеско ведет через самую высокую башню (Торре-дель-Филарете) до Пьяцца-д"Арми - обширного внутреннего двора. Еще одна вышка (Torre di Bona di Savoia) видна со двора.

За ней находится «сердце» замка - дворцовые резиденции герцогов Сфорца, окружающих два небольших двора: Кортиль делла Роккетта слева и Корте-Дюкале справа.

Роккетта была крепостью замка и последним прибежищем в случае осады. Во времена правления Людовика Иль Моро резиденции вокруг двора были великолепно украшены фресками. Три галереи, окаймляющие внутренний двор, были спроектированы тремя разными архитекторами. Башня Torre Castellana в западном углу Роккетты использовалась в то время в качестве сокровищницы.

Корте-Дюкале (Ducal Courtyard) выполнен в стиле эпохи Возрождения и имеет красивую лоджию Loggetta di Galeazzo Maria. Несколько комнат вокруг Корте-Дюкале украшены великолепными фресками пятнадцатого века.

Самой известной является фреска в Sala delle Asse в башне Falconiera, созданная не кем иным, как Леонардо да Винчи.

Ко всему прочему, замок Сфорца имеет гражданские музеи - Musei Civici. Они занимают несколько этажей вокруг внутреннего двора Рокетты и Дюкале.

Коллекцию археологического музея, содержащую доисторические и египетские артефакты, можно увидеть в подвальных этажах возле Дворца герцогов. На первом этаже находится экспозиция предметов античного искусства. Наиболее яркие: саркофаг четвертого века, мавзолей четырнадцатого века Бернабо Висконти и Пьета Ронданини - незаконченная скульптура Микеланджело. На первом этаже находится коллекция мебели и картинная галерея, где в основном представлены итальянские картины, в том числе «Trivulzio Madonna» Андреа Мантеньи.

На первом и втором этажах дома Роккетты находятся музей музыкальных инструментов и коллекция прикладного искусства. На первом этаже вы найдете исторические музыкальные инструменты, такие как венецианский клавесин шестнадцатого века, стеклянная гармоника и фламандский двойной верджинал. Коллекция прикладного искусства включает в себя множество предметов из золота, серебра, стекла, фарфора, слоновой кости и кованого железа начиная эпохой Средневековья и заканчивая девятнадцатым веком. Посетив замок Cфорца в Милане и его великолепные музеи, вы не сможете привезти с собой некрасивые фото.

Подземные ходы

Под замком находится лабиринт подземных туннелей. Некоторые из них построил Людовико Сфорца в XIV веке. Он был не совсем хорошим герцогом, поэтому граждане Милана искали любую возможность либо причинить ему страшный вред, либо покончить с ним. Итак, Людовико построил эти тоннели таким образом, чтобы приходить и уходить, когда ему вздумается. В то время гнев против него был на пике. Ходят слухи, что один из туннелей соединял замок с женским монастырем Санта-Мария-делла-Грация. Тем не менее этот туннель был разрушен во время Второй мировой войны.

Что касается испанцев, то они добавили еще несколько туннелей к уже существующим только по причине войны. Они были заинтересованы в том, чтобы прочно удерживать регион, и сделали все возможное для этой цели. Туннелирование было частью разработанной испанцами стратегии. Сегодня подземные ходы в замке Сфорца в городе Милан пользуются особой популярностью у туристов.

Итак, наиболее популярны такие отели рядом с замком Сфорца: UNA Hotel Cusan (расстояние до замка 200 м), Style Hotel (расстояние 300 м), Genius Hotel Downtown (350 м) и Brera Apartments in Garibaldi (450 м).

Полезная информация

Замок работает с 7:00 до 19:00 в летнее время и с 7:00 до 18:00 зимой. Вход бесплатный, но посещение музеев платное. Они открыты со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30. Не работают во время религиозных праздников и по понедельникам. Один вход обойдется в 3 EUR, доступ на сезон - 15 EUR.

Замок находится в районе Умберто. До него можно доехать на метро, автобусе или трамвае.

Стоит отметить, что замок Сфорца имеет официальный сайт:

С Кремлем действительно у Замка Сфорца есть много общего. А все потому что миланские архитекторы, работавшие над проектом московского Кремля взяли за образец облик крепости Сфорца, а именно, хорошо угадываются форма башен и корона венчающих стены зубцов.

За семь веков замок менял владельцев, разрушался и восстанавливался вновь. Это, несомненно, одна из самых главных достопримечательностей Милана, и на ряду со знаменитым Дуомо , может выступать в роли своеобразной визитной карточки города.

Добраться до замка можно следующим общественным транспортом:
- метро: ветка ММ1 Кайроли (Cadorna - Cairoli), ветка ММ2 Кадорна-Ланца (Cadora - Lanza);
- автобусы : №18, 37, 50, 58, 61, 94;
- трамваи : № 1, 2, 4, 12, 14, 19.

2.

3.

На стенах замка можно увидеть различные старинные гербы. Создается полное ощущение погружения в средневековые времена.

4.

Поросшие растительностью стены только усиливают этот эффект.

5.

6.

Попасть на территорию замка-крепости можно через главные ворота, расположенные в башне Филарете. Ее высота достигает 71 метра.

7.

Башня украшена барельефом итальянского монарха Умберто I. Также на вершине первого яруса находятся геральдические фрески и изображение покровителя Милана, святого Амвросия.

8.

На втором ярусе можно увидеть старинные часы «Солнце правосудия».

9.

Попасть к башне Филарете можно с Замковой площади (Piazza Castello), построенной в XVIв.

10.

Помимо главного входа в Замок Сфорца площадь примечательна также красивым фонтаном в ее центре.

11.

Попасть на территорию замка можно совершенно бесплатно. Заплатить придется только за посещение музеев (Музей Египетских древностей, Исторический музей, Музей античной мебели, Музей деревянной скульптуры, Музей редких музыкальных инструментов). Вход в каждый стоит по 4 евро, единый билет - 15 евро. Мы решили просто прогуляться по территории.

12.

Открыт для посещений замок ежедневно с 7:00 до 18:00 (летом до 19:00).

13.

Башня Филарете с внутренней стороны.

14.

Немного из истории. Первоначально Миланский замок был возведён в XIVв. как правительственная резиденция рода Висконти. Однако, после провозглашения Амброзианской республики он был разобран толпой восставшего народа. В середине XVв. был заново отстроен Франческо Сфорца. Во второй половине XVв. к украшению замка был привлечён Леонардо да Винчи.

15.

Во время Итальянских войн Лодовико Сфорца покинул Милан, а в замке поселился французский король Людовик XII. При его преемнике Франциске замок пришёл в запустение; в 1521г. в пороховой склад в башне Филарете ударила молния, от чего тот взорвался, после этого башня была разобрана. Испанский наместник Ферранте Гонзага, приступив к усилению города, встроил замок Сфорца в центр новых миланских укреплений в форме звезды. В замке были организованы казармы на 2000 солдат.

16.

В период Революционных войн Милан опять заняли французы, которых ненадолго вытеснил из города А. В. Суворов в апреле 1799г. После возвращения французов местные патриоты вручили Наполеону петицию о том, что Кастелло Сфорцеско должен разделить судьбу Бастилии как символ ненавистного им самовластия. Вместо уничтожения замка Наполеон приказал создать перед ним большую площадь. В 1833г. была проведена существенная реставрация Замка Сфорца, также в 1900г. была восстановлена и знаменитая башня Филарете.

17.

Тихий и спокойный внутренний дворик.

18.

Удивительно, хотя это и одна из главных достопримечательностей Милана, во время нашего визита там не было толп туристов, точнее, как-то они не создавали шума и суеты. Наоборот, можно было потихоньку, спокойно прогуляться по территории, рассматривая старинные постройки.

19.

20.

Не могу сказать, что Замок Сфорца тронул меня до глубины души. Мне точно не захочется сюда вернуться, но, будучи в Милане, посетить его стоит непременно, чтобы прикоснуться к истории города.

21.

Если пройти от башни Филарете через всю территорию замка, то можно выйти в парк Семпионе, созданный в 1893г. Территория парка большая, местные жители и туристы любят устроить здесь небольшой пикничок на травке или, например, побегать.

22.

Главным украшением парка является "Арка мира", созданная по приказу Наполеона в XIXв. Она была задумана, как аналог Триумфальной арки в Париже. Говорят даже, что Арка мира и Триумфальная арка расположены вдоль одной оси.

23.

В следующем посте о Милане мы отправимся в небольшую экскурсию по старинным костелам города. Не пропустите! :)

Внутреннюю башню построили при Галеаццо II Висконти в 1358-1368 гг. Она защищала входные ворота Порта Джовия. В XIV-XV веках замок был расширен. Он стал четырёхугольным в плане с четырьмя угловыми башнями. Постройкой руководил Франческо Сфорца (1450-1466 гг.). После его смерти крепость стала пышной резиденцией. Над её главными объектами – Оружейной площадью, Герцогским двором и Слоновьим портиком, цитаделью Рокетта и мостом Понтичелла работали лучшие художники и архитекторы, включая Леонардо и Браманте.

Кастелло Сфорцеско © pisaphotography / Shutterstock.com

Но замок сегодня – это не только памятник прошлого, но и важный культурный центр, где находится миланская Пинакотека и Городские музеи с коллекциями художественных произведений.

Башня Филарете

Башня Филарете в Кастелло Сфорцеско / passipermilano.com

В этой башне находится главный вход в замок. Сегодня это главный символ Милана. Она была построена заново в 1905 году и посвящена Умберто I Савойскому, убитому несколькими годами ранее.

Оригинальная башня была разрушена в 1521 году в результате пожара на пороховом складе. Над ней работали инженеры и архитекторы разных эпох, включая Филарете и, возможно, Браманте.

При исторической реконструкции башни инженер Бельтрами пользовался сохранившимся периметром стен, архивными документами, иконографическими свидетельствами, примерами замков Кузаго и Видженьяно.

Пинакотека

© Wikimedia Commons

Городская пинакотека находится на втором этаже Герцогского двора (Корте Дукале) замка Сфорца. Подобно пинакотеке Брера и Амброзианской пинакотеке в ней содержится великое художественное наследие города. 1500 выставленных картин позволяют совершить художественное путешествие в искусство разных периодов, от ломбардской поздней готики до эпохи Возрождения (картины Фоппы, Бергоньоне и Брамантино), полюбоваться знаменитыми произведениями Андреа Мантеньи и Антонелло да Мессина.

Резервуар пресной воды

Внутри северной и южной круглых башен замка сохранились резервуары пресной воды, игравшие важную роль в водоснабжении Милана в начале XX века. Установкой и наладкой резервуаров занимался архитектор Лука Бельтрами, которому поручили восстановительные работы в замке.

Первый резервуар был спроектирован и размещён в восточной башне, справа, если смотреть на главный вход. Он был металлическим и служил регулятором давления в системе водоснабжения. Второй резервуар поместили в южной башне десять лет спустя. Тогда его железобетонная конструкция считалась смелым и инновационным решением.

Осевой зал

Сала делле Ассе, или Осевой зал, примечателен тем, что над ним работал Леонардо в период правления Сфорца. Он входит в маршрут Музея старинного искусства замка и открыт для посещения со вторника по субботу с 9:00 до 19:30 (в четверг до 22:30). Предварительное бронирование не требуется. Стоимость входного билета 5 евро, льготного – 3,50.

Во время проведения ЭКСПО-2015 реставрационные р аботы будут приостановлены для беспрепятственного посещения зала. На стены и потолок будут проектироваться изображения и голограммы высокого разрешения.

Испанский госпиталь — Новый музей «Пьета Ронданини»

Пьета Ронданини работы Микеланджело / tgcom24.mediaset.it

Старый госпиталь раньше никогда не был открыт для публики. Он был построен в середине XVI века для испанского гарнизона замка Сфорца. А сейчас в нём экспонируется последняя статуя Микеланджело.

Последняя работа мастера, «Пьета Ронданини», осталась незавершённой. Но драматизм композиции поражает: из мрамора проступают фигуры Христа и Девы Марии, оплакивающей своего мёртвого сына. Эта работа считается духовным завещанием великого скульптора, работавшего над статуей вплоть до последних дней своей жизни. Незавершённую статую нашли в его римской квартире, а затем её следы затерялись, пока она не нашлась в доме маркиза Джузеппе Ронданини, рафинированного римского коллекционера предметов искусств. После серии перепродаж она, наконец, оказалась в специально для неё предназначенном зале замка Сфорца.