Мечеть Кул Шариф: все о ней. «Души наших предков не будут нами довольны»: что не так с мечетью «Кул Шариф»? Когда построили мечеть кул шариф

Сегодня мечеть Кул Шариф, закрытая во второй половине августа, вновь открылась для богослужения. Правда, об этом знал лишь узкий круг приближенных к, судя по всему, будущему муфтию Камилю Самигуллину и некоторые СМИ (газету «БИЗНЕС Online» официально не приглашали, а корреспонденты нашего издания узнали об этом по своим источникам). Поэтому на пятничную молитву пришло не несколько тысяч человек, как в прежние годы, а не более 200 - 250. Всего на намазе было 7 неполных рядов. Сотрудников ДУМ РТ, включая мухтасибов (руководители районных мусульманских организаций), можно было отличить по черной одежде-униформе без воротников и черным тюбетейкам. В числе молящихся корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил и гендиректора ТНВ, депутата Госсовета РТ Ильшата Аминова.

Азан произносил Ильфар Хасанов , знакомый многим по его проповедям в мечети Аль-Марджани. Как оказалось, он является новым имамом мечети Кул Шариф и сменил на этой должности популярного проповедника Рамиля Юнусова . Впрочем, многие помнят, что попытка сменить его предыдущим муфтием Илдусом Файзовым закончилась скандалом, когда многочисленные сторонники Юнусова собирали подписи в поддержку своего любимца и чуть не устроили потасовку на одной из пятничных молитв.

После трагических событий 19 июля, когда власти и функционеры ДУМ РТ несколько пришли в себя, было принято кардинальное решение с неспокойным приходом мечети Кул Шариф. Официально было объявлено, что мечеть нуждается в… срочном ремонте. Всех работников мечети выпроводили, но представители муфтиата всячески подчеркивали, что Юнусов остается имам-хатыбом Кул Шарифа. Правда, все это звучало на фоне заявлений правоохранительных органов о том, что в отношении последнего возбуждено уголовное дело по подозрению в использовании поддельного диплома, а сам опальный имам на публике уже не показывался. Через несколько дней после летних терактов в Казани Юнусов якобы срочно вылетел в Лондон. Больше о нем вестей не было. Впрочем, близкие его люди эмиграцию опровергали, говорили, что он занимается своими делами в Татарстане. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», Юнусов в настоящее время находится в Казани.

ИЗМЕНЕНИЯ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА НЕ ЗАМЕТИШЬ, НО…

«Ремонтные работы в мечети не проводились в течение 7 лет, в молельном зале было очень холодно, а теперь там установили специальное итальянское оборудование, позволяющее регулировать температуру, также установили специальные устройства – подъемники для инвалидов – в рамках программы «Доступная среда», – объяснила тогда официальную причину закрытия мечети журналистам Зиля Валеева , директор заповедника «Казанский Кремль». Назывались разные даты открытия мечети – конец 2012 года, январь 2013 года. И вот спустя 8 месяцев, сегодня, мечеть заработала вновь.

Сегодня Марат Гатин – заместитель директора музея-заповедника «Казанский Кремль», рассказал газете «БИЗНЕС Online», что в ходе ремонта в мечети были утеплены окна в мужском и женском молельных залах, расширены и оснащены специальным оборудованием по регулированию и подаче воздуха в молельные залы вентиляционные шахты мечети. Также были установлены кондиционеры в предкупольной части молельного зала, переоборудованы зоны омовения, отреставрирована входная часть мечети, заменены окна в музее исламской культуры. В рамках программы «Доступная среда» созданы условия для людей с ограниченными возможностями.

«Чувствуется, что мечеть обновлена, - сказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Хасанов. - Из-за того, что в некоторых местах протекала крыша, стены и обои начали чернеть из-за влаги. Теперь все это отремонтировано, краски обновлены».

Самигуллин сообщил прихожанам, что в мечети пятничные намазы будут читаться и далее. Однако вопрос по проведению обряда никах, а также в каком режиме будет работать мечеть, пока обсуждается.

НАЗНАЧЕНИЕ НАКАНУНЕ КУРУЛТАЯ

Открытие мечети произошло не накануне крупного мусульманского праздника (Курбан-байрам или Ураза-байрам), а как раз накануне грядущего съезда мусульман республики, которому предстоит выбрать нового муфтия. Напомним, 17 апреля в Татарстане на съезде мусульман в НКЦ «Казань» будет выбран новый муфтий РТ. Главный претендент на этот пост – 28-летний Камиль хазрат Самигуллин , чье недавнее назначение на должность и.о. председателя Духовного управления мусульман вызвало большой резонанс в республике. Также среди претендентов – председатель совета улемов всероссийского муфтията 43-летний Фарид Хайдаров (Салман) и 85-летний имам Мемориальной мечети при МВД РТ Харис Салихов (Салихджан).

Поэтому было ожидаемо, что первую проповедь во вновь открывшейся мечети проведет фаворит избирательной гонки Самигуллин. Он поднялся на самую вершину минбара. Проповедь он начал с вступления на арабском, читая нараспев имена праведных халифов и благопожеланий в их адрес, а затем перешел на татарский. Татарская часть проповеди была недолгой, около 10 минут, и была посвящена теме, какой вред несут сплетни и злословие. Видимо, проповедник несколько волновался, и его голос было плохо слышно даже с помощью микрофона. Завершилось пятничное богослужение чтением Корана и молитвой нового имама Кул Шарифа Ильфара хазрата, пожелавшего, чтобы мечеть приносила пользу людям и наполнилась изобилием Всевышнего.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОСТУПИЛО ТРИ ДНЯ НАЗАД

Хасанов рассказал газете «БИЗНЕС Online», что предложение возглавить Кул Шариф поступило ему лишь три дня назад от Самигуллина.

«Сомнения были, я уже около 9 лет вел свое служение в мечети Аль-Марджани. Это и большая ответственность, потому что Кул Шариф – жемчужина нашего татарского народа», - сказал Хасанов.

Он также сообщил, что подробные планы о дальнейшей работе мечети – например, о проведении никаха и другие – будут определяться после проведения выборов муфтия РТ, где, кстати, он сам будет поддерживать, конечно же, Самигуллина. На вопрос о том, не смущает ли его, что он приходит в мечеть после скандальных историй перед ее закрытием, он отметил: «Надеемся, что Всевышний дарует терпение».

«Нужно браться, если будем бояться и прятаться за углом, это нехорошо. Мы духовные деятели, – отметил он. – На кого буду опираться? На Всевышнего в первую очередь. И на Духовное управление».

«С божьей помощью будем вести свое служение во благо нашей религии и нашего народа», – отметил новый имам мечети.

ПОЧВЫ ДЛЯ НЕДОВОЛЬСТВА В КУЛ ШАРИФЕ НЕТ

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили назначение нового имама в мечети Кул Шариф.

Рафик Мухаметшин – ректор Российского исламского университета:

– Хотя Ильфар и молодой, но в мечети Аль-Марджани работает давно. Он действительно популярный имам, очень хорошо читает проповеди. Поэтому в том, что он оказался имамом, для себя я чего-то неожиданного не вижу.

Ильшат Гимадеев – религиовед:

– Лично я его не знаю, но когда его увидел в мечети Аль-Марджани, он произвел хорошее впечатление. Он читал хорошие, проникновенные проповеди. Не могу оценивать кадровую политику ДУМ РТ, но лично про Ильфара могу сказать, что он опытный и хорошо работал в Аль-Марджани. Сейчас я не вижу почву для недовольства в Кул Шарифе или какого-то конфликта, если это не будет чья-то сознательная провокация.

P. S. Когда материал был уже опубликован, в редакцию позвонили из духовного управления мусульман и сообщили, что Ильфара Хасанова следует рассматривать как представителя ДУМ. В Кул Шарифе не будет одного постоянного имама, проповеди станут читать по очереди имамы из казанских мечетей.

Дамир Исхаков ,
доктор исторических наук

Кул Шариф (тат. Qolşərif, Колшәриф) — имам, ре-ли-ги-оз-ный де-я-тель XVI века, поэт, один из на-ци-о-наль-ных ге-ро-ев Та-тар-ста-на, воз-гла-вив-ший обо-ро-ну од-ной из ча-стей го-ро-да Ка-зань в ок-тяб-ре 1552 года про-тив рус-ских (по-ход Ива-на IV Гроз-но-го). По-гиб при штур-ме вме-сте со сво-и-ми спо-движ-ни-ка-ми. В его честь на-зва-на мечеть Кул Шариф, по-стро-ен-ная недав-но на ме-сте раз-ру-шен-ной ста-рой ме-че-ти, у стен ко-то-рой и пал в сра-же-нии сеид Кул Ша-риф.

Ши-ро-кую из-вест-ность Кул Ша-ри-фа в по-след-ний пе-ри-од су-ще-ство-ва-ния Ка-зан-ско-го хан-ства под-твер-жда-ют мно-гие ис-то-ри-че-ские ис-точ-ни-ки, а та-к-же све-де-ния, со-хра-нив-ши-е-ся в на-род-ной па-мя-ти и обоб-щен-ные Ши-га-бут-ди-ном Мар-джа-ни. Опи-ра-ясь на них, мож-но утвер-ждать, что Кул Ша-риф в хан-стве на-ка-нуне его па-де-ния яв-лял-ся гла-вой му-суль-ман-ско-го ду-хо-вен-ства, вер-хов-ным се-идом. Ан-дрей Курб-ский, опи-сы-вая эпи-зод, свя-зан-ный со взя-ти-ем рус-ским вой-ском Ка-за-ни в 1552 году, на-зы-ва-ет его на ев-ро-пей-ский лад «ве-ли-ким бис-ку-пом», то есть епи-ско-пом, и до-бав-ля-ет, что сами та-та-ры счи-та-ют Кул Ша-ри-фа «ве-ли-ким ана-рыи», или «ами-ром».

Сло-во «амир» пе-ре-во-дит-ся с араб-ско-го как «по-ве-ли-тель», или «ру-ко-во-ди-тель». А вот в пер-вом слу-чае Курб-ский явно ис-поль-зо-вал ла-тынь: «honor» — честь, по-чет, по-честь или «honorus» — по-чет-ный, ува-жа-е-мый. По-хо-же, что эти вы-ра-же-ния при-ме-не-ны им для пе-ре-во-да ти-ту-ла вер-хов-но-го се-ида, ко-то-рый, по за-ме-ча-нию Мар-джа-ни, зву-чал как «на-кый-бел-аш-раф» — «ру-ко-во-ди-тель ве-ли-ких».

Как из-вест-но, се-ида-ми в му-суль-ман-ском мире на-зы-ва-ли по-том-ков про-ро-ка Му-хам-ма-да из вет-ви, вос-хо-дя-щей к его вну-ку Ху-сей-ну. Оче-вид-но, и Кул Ша-риф, бу-дучи се-идом по про-ис-хож-де-нию, воз-во-дил свой род к Му-хам-ма-ду. Недав-но об-на-ру-жен-ная и опуб-ли-ко-ван-ная ли-те-ра-ту-ро-ве-дом М. И. Ах-мет-зя-но-вым ге-не-а-ло-гия се-идов Ша-ку-ло-вых из Ка-си-мов-ско-го хан-ства по-ка-зы-ва-ет, что она дей-стви-тель-но че-рез мно-гие по-ко-ле-ния вос-хо-дит к Ху-сей-ну и Му-хам-ма-ду. Сле-до-ва-тель-но, при-част-ность Кул Ша-ри-фа по рож-де-нию к се-идам была не вы-мыш-лен-ной, а ре-аль-ной.

В XV—XVI ве-ках в каж-дом от-дель-ном та-тар-ском хан-стве мог-ло быть несколь-ко се-идов, лишь один из ко-то-рых яв-лял-ся вер-хов-ным (С. Гер-бер-штейн, ав-тор «За-пи-сок о мос-ко-вит-ских де-лах», от-ме-ча-ет на-ли-чие в Ка-зан-ском хан-стве «вер-хов-но-го жре-ца»). В Ка-зан-ском хан-стве та-кой сеид, как вид-но из жа-ло-ван-ной гра-мо-ты хана Са-хиб-Ги-рея 1523 года, име-но-вал-ся «су-дат-гы-зам» (са-да-ти-го-зам), что пе-ре-во-дит-ся как «ве-ли-кий сеид». Есть ос-но-ва-ния по-ла-гать, что Кул Ша-риф вер-хов-ным (ве-ли-ким) се-идом в го-су-дар-стве стал в ок-тяб-ре 1551 года по-сле каз-ни ха-ном Шах-Али преж-не-го вер-хов-но-го се-ида Кул Му-хам-ма-да*. К тому вре-ме-ни Кул Ша-риф был уже из-вест-ным го-су-дар-ствен-ным де-я-те-лем, о чем го-во-рит его при-сут-ствие сре-ди зна-ти хан-ства, при-ся-гав-шей на вер-ность хану Шах-Али 14 ав-гу-ста 1551 года в Сви-яж-ской кре-по-сти.

Судя по тому, что нам из-вест-но, Кул Ша-риф, как и его пред-ше-ствен-ник Кул Му-хам-мад, был из рода крым-ских се-идов. Неко-то-рое вре-мя он жил в Аст-ра-хан-ском хан-стве вме-сте с се-идом Манс-уром, пред-по-ло-жи-тель-но сво-им от-цом. От-сю-да у него та-хал-лус «Хаджи-тар-ха-ни». М. И. Ах-мет-зя-нов, опи-ра-ясь на эти и дру-гие све-де-ния, вы-дви-нул обос-но-ван-ную ги-по-те-зу, что ав-то-ром со-чи-не-ний пе-ри-о-да Ка-зан-ско-го хан-ства — «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» (1550 г.) и сти-хов-му-на-д-жа-тов — в пер-вом слу-чае на-зван-ным «Ша-ри-фом Хаджи-тар-ха-ни», во вто-ром — «Кул Ша-ри-фом» — яв-ля-ет-ся сеид Кул Ша-риф. Дей-стви-тель-но, Кул Ша-ри-фа даже по-сле того, как он стал вер-хов-ным се-идом, рус-ские ис-точ-ни-ки про-дол-жа-ли име-но-вать «мул-лой». Не вы-со-кая ли об-ра-зо-ван-ность его так от-ра-жа-лась в ле-то-пи-сях? На-вер-ное, да. В то же вре-мя из «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» от-чет-ли-во вид-но, что его ав-тор был весь-ма об-ра-зо-ван-ным че-ло-ве-ком, об-ла-дав-шим зна-ни-я-ми в об-ла-сти аст-ро-но-мии, ис-то-рии (не толь-ко та-тар-ской, но и рус-ской), го-су-дар-ствен-ных дел. Кро-ме того, в этом про-из-ве-де-нии, на-пи-сан-ном в це-лом про-зой, до-воль-но мно-го по-э-ти-че-ских строк. Од-ним сло-вом, Кул Ша-риф (он же Ша-риф Хаджи-тар-ха-ни) был и по-этом.

Нияз Хазиахметов. Поэт Кул-Шариф

Эпо-ха, в ко-то-рой жил сеид Кул Ша-риф, — это тра-ги-че-ское вре-мя дви-же-ния Ка-зан-ско-го хан-ства к сво-ей ги-бе-ли. Ав-тор «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» оста-вил по-тря-са-ю-щие стро-ки, опи-сы-ва-ю-щие тра-ге-дию сво-е-го на-ро-да. Он го-во-рит о Ка-за-ни: «Ей неот-ку-да ждать по-мо-щи и под-держ-ки, кро-ме по-кро-ви-тель-ства Тен-гри и по-мо-щи ан-ге-лов. Из-за та-кой тя-же-лой си-ту-а-ции па-ди-ша-хи го-ро-да Ка-за-ни обес-пе-чи-ва-ют без-опас-ность сво-е-го го-су-дар-ства пу-тем со-гла-ше-ния со стра-ной кя-фи-ров. Было так: для бла-го-по-лу-чия на-ро-да и ради его жиз-ни за-клю-ча-ли до-го-вор с Моск-вой, меж-ду дву-мя сто-ро-на-ми хо-ди-ли по-слы, обес-пе-чи-вая вза-и-мо-по-ни-ма-ние».

Это было на-пи-са-но в 1550 году, но уже в ап-ре-ле 1551 года на-ча-лось но-вое на-ступ-ле-ние рус-ских войск, ко-то-рые в июне об-сту-пи-ли Ка-зань. На-ста-ли тя-же-лые вре-ме-на, и ка-зан-цы дрог-ну-ли: они по-сла-ли «к Ши-га-лею и к во-е-во-дам бити че-лом, что-бы го-су-дарь по-жа-ло-вал, гнев свой им от-дал, а пле-не-ти их не ве-лел, а дал бы им на го-су-дар-ство царя Ши-га-лея, а Уте-мешь-Ги-рея царя го-су-дарь к собе взял и с ма-те-рию Сю-юн-би-ка-ца-ри-цею» (Пат-ри-ар-шая ле-то-пись). С та-ким пред-ло-же-ни-ем к хану Ша-х А-ли и рус-ским во-е-во-дам при-ез-жа-ли «мул-ла» Кул Ша-риф и тю-мен-ский «князь» Бибарс Рас-тов. Но они дей-ство-ва-ли не са-мо-сто-я-тель-но, а вы-пол-ня-ли волю «всей зем-ли Ка-зан-ской», что от-чет-ли-во вид-но из гра-мо-ты ка-зан-цев, от-прав-лен-ной то-гда Ива-ну IV.

Нияз Хазиахметов. Сююмбике

Нияз Хазиахметов. Хан Сафа-Гирей

Кро-ме того, по-слы не сра-зу при-ня-ли усло-вия Моск-вы — в ле-то-пис-ном со-об-ще-нии от 9 ав-гу-ста 1551 года го-во-рит-ся о том, что во вре-мя пе-ре-го-во-ров они «во мно-гом за-пер-ли-ся», то есть не со-гла-ша-лись. Хро-нист даль-ше пи-шет о та-та-рах: «обы-чай бо их бяше из-на-ча-ла лу-кавь-ство-ва-ти».

За-ста-вить ка-зан-цев при-нять столь тя-же-лые усло-вия мож-но было лишь си-лой. И за-во-е-ва-те-ли при-гро-зи-ли: если ка-зан-цы «не учи-нять на го-су-да-ре-ве воле… на ту же осень… го-су-дарь… хо-чет ра-тию съ все-ми люд-ми». Лишь по-сле та-ких угроз по-слы при-ня-ли усло-вия Моск-вы, сре-ди ко-то-рых было и тре-бо-ва-ние вы-дать Сююм-би-ке с сы-ном. Ясно, что ни-ка-кой лич-ной вины у Кул Ша-ри-фа с «кня-зем» Бибар-сом в этом не было — они вы-пол-ня-ли об-ще-го-су-дар-ствен-ное ре-ше-ние, да и то все-го лишь как ди-пло-ма-ты.

Фиринат Халиков. Падение Казани 2 октября 1552 года: последний бой у мечети ханского дворца

Вер-хов-ный сеид Кул Ша-риф по-гиб при взя-тии Ка-за-ни рус-ски-ми в 1552 году. Мар-джа-ни, опи-ра-ясь на на-род-ные пре-да-ния, со-об-ща-ет, что Кул Ша-риф со сво-и-ми по-сле-до-ва-те-ля-ми, объ-еди-нен-ны-ми в осо-бое во-ен-ное под-раз-де-ле-ние — «полк», со-сто-яв-ший из мо-ло-дых дер-ви-шей и су-фи-ев, обо-ро-нял-ся от-сту-пая, вплоть до зда-ния мед-ре-се, по-том под-нял-ся на его кры-шу, где был за-ко-лот, и упал вниз. Так тра-ги-че-ски пре-рва-лась жизнь этой вы-да-ю-щей-ся лич-но-сти эпо-хи Ка-зан-ско-го хан-ства.

В «За-фер-на-ме-и ви-лай-ет-и Ка-зан» есть та-кие стро-ки:

О, Ша-ри-фи, если ты еще на-де-ешь-ся на луч-шее, Не ухо-ди с этой зем-ли,
Ибо если ты уй-дешь, кто же бу-дет са-хи-бом го-ро-да Ка-за-ни?

Казань защищалась 41 день. Оборону Казани историки считают героической. Немногим более 30 тыс. воинов и конницы Епанчи противостояли 150-тысячному войску Ивана Грозного с новейшими техническими вооружениями.

Последний царь Казани Едигер-Хан (1552 г.) и глава духовенства так воодушевили Казанцев, что никто в городе и не помышлял о сдаче города.

Печальный вид представляла собой Казань после того, как окончилась сеча, не прекращавшаяся на улицах города до позднего вечера. В неравном бою погибли все его защитники.

Столица Казанского ханства лежала в руинах и пожарищах.

Во время штурма Казани войсками Ивана Грозного Сеид Кул Шариф был одним из руководителей обороны. Со своими учениками он оказал упорное сопротивление и геройски погиб. Погибли и все его ученики. Мечеть была сожжена и разрушена. От прекрасной многоминаретной мечети Казани, горделиво возвышавшейся на гребне холма, не остается камня на камне.

В своем исследовании видный татарский ученый, просветитель, философ Ш. Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная (соборная) мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользующийся уважением, почетом религиозный деятель, ученый, поэт, дипломат. Четыре столетия тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа.

Кул Шариф - это историческая личность, имя которого золотыми буквами вписано в истории татарского народа. Он был поэтом. До нас дошли несколько стихотворений и одна поэма. Они вошли в сборник, составленный литературоведом А. Шариповым и изданным в 1997 году в татарском книжном издательстве под названием "Жизнь жестока, жизнь прекрасна…".

Кул Шариф был видным государственным деятелем, умелым дипломатом. В русских летописях его имя упоминается как один из влиятельных и уважаемых религиозных деятелей. Когда трон занял Ядегер-Хан, Кул Шариф вошел в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства.

После смерти своего отца Мансура в 1546 году он назначается предводителем религиозных деятелей ханства. Широкообразованный, нравственно чистый и честный человек, он пользовался огромным уважением у себя на родине. Он на своем белом коне любил проезжать по улицам города. Казанцы в знак глубокого уважения восторженно приветствовали его, глубоко преклоняясь ему. Даже хан при встрече слезал со своего коня, целовал подол его чапана, желал ему здоровья.

Кул Шариф пользовался уважением и за рубежом. В этой связи знаменательно признание Ш. Марджани в том, что русские князья, поддерживая связи с казанскими ханами, присылали ему персональные письма, а также подарки.

Ильяс Файзуллин. Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Апофеоз)

И гибель его была поистине героической. За время самых тяжелых дней для татарского народа Кул Шариф руководил группой мулл и шакирдов, оказавших отчаянное сопротивление против захватчиков. Последние вошли в Кремль через его труп. Об этом свидетельствует отнюдь не симпатизирующий к татарам русский государственный деятель А. М. Курбский: "Сказание князя Курбского", изд. второе. - 1842 год, - 33 стр.

Исследователь истории Казани М. Худяков отмечал, что в 1552 г. главой духовенства являлся сын Мансура Кул Шариф. Он считался первым лицом в государстве и в моменты междуцарствия, и в силу своего высокого положения становился во главе временного правительства. Он выполнял и дипломатические поручения. Дипломатические поручения требовали от него выдающейся образованности, глубокого ума и широкого опыта (очерки по истории Казанского ханства, Казань, 1923, стр.152).

Татарский народ веками хранил память о славном сыне, защитнике интересов своего народа. О нем слагаются стихи, песни, его образ воссоздан в исторических романах.

В годы развернувшейся демократии общественность подняла вопрос о восстановлении мечети Кул Шариф. Идя навстречу вековой мечте татарского народа, президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев в ноябре 1995 года подписал Указ о воссоздании мечети Кул Шариф.

Мечеть Кул Шариф

С тех пор в памяти народа живет легендарный образ мечети и ее руководителя сеида Кул Шарифа.

Основные моменты

Внутри мечети Кул Шариф одновременно может находиться полторы тысячи человек, а на примыкающей к ней площади и того больше – 10 тысяч. И даже если предположить, что по каким-то причинам не сможете попасть внутрь, разочарованными вы отсюда не уйдете. Это культовое сооружение настолько красивое и выразительное, что, увидев его хотя бы раз, никогда больше не забудете.

Мечеть представляет собой симметричную композицию. В центре двора находится собственно здание Кул Шариф, а по бокам – два павильона. Они связывают между собой комплекс мечети и здание, в котором когда-то находилось юнкерское училище, придавая всему ансамблю общегородскую значимость и, тем самым, обогащают панораму историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский кремль».

В Кул Шариф проводятся некоторые обряды религиозного характера. Здесь можно проконсультироваться и по богословским вопросам, но при этом следует помнить, что имамы практически не располагают свободным временем, поэтому не всегда могут уделить верующим должное внимание. Многих это обстоятельство огорчает, но отчаиваться все же не стоит. В мечети Кул Шариф время от времени проводятся встречи-лекции, охватывающие различные сферы ислама, на которых вполне можно получить ответы на вопросы, которые вы хотели бы задать имаму на личной консультации.

Тут ежегодно организуются встречи с известными деятелями ислама, представляющими разные страны. Такие мероприятия обычно имеют широкий резонанс и собирают большое количество участников не только из числа мусульман. Это удивительное место, в котором бьется духовное сердце татарского народа, может посетить любой человек, записавшись на индивидуальную или групповую экскурсию.

История мечети Кул Шариф

2 октября 1552 года хорошо вооруженные отряды Русского царства под командованием Ивана Грозного ворвались в Казань. Этому событию предшествовала длительная оборона, названная историками героической. И не случайно: ведь огромной 150-тысячной московской армаде противостояли только 30 тысяч воинов, а также конница. Казанский правитель Едигер-Хан и глава местного духовенства всеми силами вдохновляли и воодушевляли горожан, даже не допуская мысли о сдаче своей столицы. Однако царь Иван Васильевич, который в популярном советском фильме «меняет профессию», в те далекие годы оставался верным своей наступательной стратегии, используя новейшее на то время техническое оснащение. Благодаря этому русские воины смогли пробиться в горящий город.

Огнем было охвачено всё и вся. Полностью сгорела и мечеть столицы Казанского ханства. Она являлась центром религиозного просвещения и научного прогресса Среднего Поволжья в XVI веке и также была известна своими величественными минаретами. У ее стен отчаянно сопротивлялись казанцы, предводителем которых был Сеид Кул Шариф. В последней схватке погибли все защитники города, включая самого предводителя, и Казань предстала перед Иваном Грозным полностью поверженной. В жестокой осаде уцелели городские укрепления и многие красивейшие дворцы, которые московский правитель рассматривал с удивлением и восхищением. Однако прекрасная многобашенная мечеть уже больше не возвышалась на холме.

Прошли годы, десятилетия, столетия. Не стало Русского царства, а затем и Российской империи. В Советском Союзе, образованном после распада последней, во второй половине 80-х годов прошлого века развернулись демократические процессы, и общественность стала поднимать вопрос восстановления легендарной мечети Кул Шариф. Тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиевич Шаймиев не мог оставить без внимания такие настроения, ведь о возрождении мечети татарский народ мечтал на протяжении долгих столетий. И вот осенью 1995 года глава республики издал указ, которым предписывалось восстановить знаменитую обитель – буквально с нуля.

Конкурс на лучший проект был объявлен уже зимой, в качестве места, где будет находиться святыня, определили территорию бывшего юнкерского училища. Затем был заложен памятный знак, и весной 1996 года власти объявили о завершении конкурса. Летом того же года место строительства мечети посетил российский президент Борис Ельцин, пообещав выделить некоторые средства из федерального бюджета. С того самого времени и казанцы, и весь татарский народ прониклись легендарным образом этой обители и личностью героического предводителя защитников города Сеида Кул Шарифа.

Фундамент мечети Кул Шариф был заложен весной 1997 года. Проектирование интерьеров храма было начато архитекторами И. Сайфуллиным, Ш. Латыйповым, С. Шакуровым, А. Саттаровым и другими в 1998 году, и все работы по нему финишировали в 2001 г. В том же 1998 году был отстроен цокольный этаж и отлит из бетона монолитный каркас. В 1999 году были изготовлены купола и металлические конструкции башен (минаретов). И к лету 2001 года шпили и купола наконец-то установили. В общей сложности на строительство было затрачено около 400 миллионов рублей, пожертвованных 40 тысячами граждан и многими организациями.

Выбор места строительства оказался без преувеличения удачным: верующие даже не сомневаются, что его подсказал сам Всевышний. Если принять во внимание, что Кул Шариф каким-то необычным образом оказался в стороне от геологических разломов, провалов и оползней, которыми в большом количестве изобилует остальная часть Казанского кремля, невольно начинаешь верить в такое предположение. А еще комплекс мечети, благодаря спутнику, с потрясающе высокой точностью ориентирован на Мекку.

Архитектура и внутреннее убранство

Мечеть Кул Шариф, облицованная гранитом и мрамором, возводилась на протяжении долгих девяти лет, с 1996 по 2005 год. Архитектурный облик святыни повторяет соборную мечеть XIII века Аль-Кабир – символ мусульман Поволжья. Она находилась в городе Булгар и много столетий назад оказалась разрушенной. В архитектурный облик мечети Кул Шариф органично вплетается такой художественный элемент, как тюльпан. Этот цветок, в форме которого выполнены окна на куполе, в средневековой Волжской Булгарии символизировал возрождение и процветание.

План пятиэтажного здания, в отделке которого также применялись мраморный оникс и серпентин (змеевик), имеет вид двух квадратов 22 на 22 метра. Они пересекаются под углом 45 градусов в виде «Благословения Аллаха» – так называется один из знаков в исламе, широко известный не только последователям этой религии. Вестибюль главного входа в мечеть находится недалеко от помещений, которые занимает имам. Молельный зал и балкон-галерея для женщин тоже находятся поблизости. Стилобат здания образуется центральным этажом, где сосредоточены комнаты для омовения, отдельный вестибюль для представительниц прекрасного пола и гардеробная. Отдельно следует сказать о Музее ислама: он находится на этом же этаже, однако был открыт несколько позже, 21 февраля 2006 года. Под музей отведено два зала, их общая площадь – 566 квадратных метров.

Мечеть Кул Шариф украшена восемью полумесяцами – по количеству минаретов в старинной обители-предшественнице, датированной XVI веком. Очень красиво смотрится купол мечети, находящийся на высоте 36 метров и напоминающий шапку-корону – она больше известна как «Казанская шапка». Ее диаметр – 17,5 метров. Такое сходство не является случайным, подобные головные уборы в свое время носили казанские ханы. Нечто похожее можно увидеть и в Москве, а именно на знаменитом соборе Василия Блаженного: его, как известно, Иван Грозный построил в честь взятия Казани. Корону средневековых правителей города можно видеть на экспозиции Оружейной палаты. По одной из версий, она подлинная и была вывезена в Первопрестольную после падения столицы ханства. По другой теории, это копия, изготовленная по приказу царя Ивана Васильевича восточными мастерами уже после того, как непокорный татарский город был взят.

В купольном здании Кул Шариф можно видеть четыре главных минарета, расположенных по углам – всё это великолепие является сердцем задуманной архитекторами композиции. Наличие минаретов имеет глубокий символический смысл: они показывают, что строилась не просто мечеть, а восстанавливался упомянутый выше Аль-Кабир – старинный поволжский символ мусульманской религии. Высота каждого основного минарета составляет примерно 57 метров, и в столице Татарстана убеждены, что их мечеть является самой высокой в Европе. Благодаря тому, что они выкрашены в бирюзовый цвет, образ обители предстаёт светлым, возвышенным, радующим взор и побуждающим к чистоте помыслов и дел.

К основной части примыкает полуцилиндр, имеющий два этажа, где находятся псевдоминареты. Они подчеркивают вход, над которым находится второй этаж. Последний словно нависает, опираясь на несколько круглых колонн. Здание пожарной части располагается к югу от мечети, однако она является составной частью ее комплекса, так как оба здания между собой связаны единым стилем. Он, например, просматривается в форме и цвете купола, отделке обоих зданий мрамором.

Архитекторы мечети Кул Шариф – они, к слову, представляли фирму «Татинвестгражданпроект» – поставили перед собой задачу отразить посредством современных методов традиции татарского зодчества, насчитывающие целое тысячелетие. Идея воплотилась в очень красивых, эксклюзивных конструкциях стрельчатых арок. Они обрамлены уникальным орнаментом – косичками и аятами из Корана. Обращает на себя внимание сходство арок с конструкцией юрт. И это тоже не случайно, ведь они очень давно были для турок-кочевников «переносными мечетями». Кстати, мечеть возводилась строителями из Турции.

Внутреннее убранство Кул Шариф по своей отделке также является уникальным. И роспись, и панно из керамики выполнены мастерами по технологиям четырехсотлетней давности. Интерьер также украшают резной ганч и ручная резьба по дереву и камню, элементы мозаики в римском стиле, а также изготовленные по технологии запекания цветные стекла и, конечно, уникальные витражи. Немало внутри золотого шитья и других позолотных работ. А ещё мечеть Кул Шариф пестрит роскошными коврами, которые были подарены правительством Ирана. Восхищает посетителей и чешская цветная люстра из хрусталя: она просто огромна, ее диаметр – 5 метров, а вес около 2 тонн.

  • Кул Шариф представляет собой «содружество» трех зданий, место для возведения которых выбирали 86 (!) экспертов, пока не остановились на территории бывшего юнкерского училища.
  • Комплекс собственно зданий мечети раскинулся на 18946,8 м², а общая площадь отведённого под нее участка составляет 19 тысяч квадратных метров.
  • Открытие мечети Кул Шариф состоялось 24 июня 2005 года, когда Казань отмечала юбилейный День рождения – 1000-летие со дня основания. Из всех объектов, когда-либо построенных к круглым датам в истории города, этот является самым крупным.
  • Несмотря на то, что духовный символ Казани и всего Татарстана позиционируется как самая крупная мечеть на Старом континенте (об этом было объявлено даже на церемонии открытия), на самом деле она таковой не является ни по площади, ни по высоте минаретов, ни по другим показателям.
  • Главный зал Кул Шариф одновременно является хранилищем книг, в которые вписаны фамилии всех жертвователей на строительство. Здесь же можно увидеть подарочные экземпляры Корана, изданные на различных языках мира.
  • Оформлением потолка занимались мастера из Государственного художественного фонда Татарстана. Технология была следующая: рисунки сначала выполнялись на холстах, а затем их поднимали на потолок.
  • Не только самая большая люстра, но и остальные приборы освещения внутри мечети сделаны в Чехии, но по эскизам татарских художников. Помимо цветного стекла в их изготовлении использовались хрусталь и позолота.
  • Внутренняя облицовка мечети Кул Шариф мраморная, этот природный материал доставляли из Челябинской области. А вот все без исключения двери мусульманской обители изготовили на месте, но из краснодарского дуба.
  • В Музее ислама посетители могут видеть интересный и познавательный стенд. Он посвящен пяти столпам мусульманской религии: вере в Аллаха и тому, что Мухаммад – его посланник, обязательности совершать намаз (молитву) пять раз в день, необходимости соблюдать пост в месяц Рамадан, обязательности Закята – годового налога в пользу нуждающихся и бедных и на распространение мусульманства, а также паломничеству в Мекку, больше известному как Хадж.
  • На внутренней части купола начертана арабской вязью «Ихлас» – одна из сур Корана. Имена Аллаха, а их ни много ни мало 99, повторены на стенах мечети. Имена пророков ислама можно прочитать на шамаилях.

Как добраться

Мечеть Кул Шариф расположена по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Казанский Кремль, 13.

Пешим ходом можно добраться от вокзала Казань-1, направляясь по улице Бурхана Шахиди. Дойдя до улицы Чернышевского, сворачиваете налево. На улице Кремлевской делаете ещё один поворот, и тоже налево. Весь путь займет у вас примерно 25 минут.

От столичного вокзала №2 и Северного автовокзала можно доехать на метро. Остановку делаете на станции «Кремлёвская».

Также до мечети Кул Шариф можно добраться на автобусе. От Центрального автовокзала отправляется автобус №6, едете до остановки «Центральный стадион». На автобусе №22, отъезжающим от Южного автовокзала, доезжаете до остановки «ул. Батурина», а номером 37 едете до остановки «Центральный стадион».

А вот от восточного автовокзала придётся добираться с пересадкой. Сначала садитесь на автобус №63 или №71, доезжаете и до остановки «Абжалилова» и пересаживаетесь на автобус №83, которым едете до остановки «ул. Батурина».

«Главная мечеть Татарстана» и ее недостатки

Председатель Центра исламской культуры «Иман» Наиль Гарипов обеспокоен тем, что жемчужина Казани - мечеть «Кул Шариф» - является своеобразным музеем, в котором «экспонатами» выступают молящиеся. В колонке, написанной для «Реального времени», он раскрывает, что неправильно в этом культовом здании и как эти недостатки можно исправить.

Женщины, торговля...

На днях в социальных сетях я обратился к своим подписчикам, сообщив, что сегодня в мечети «Кул Шариф» - мечети номер один нашей республики - во время намаза туристы могут спокойно находиться на смотровых балконах и фотографировать. Заметка вызвала неоднозначную реакцию. Часть читателей считают, что нет ничего зазорного в том, что за тобой наблюдают во время молитвы. Это, по их мнению, положительно сказывается на имидже ислама и самих мусульман, которых нередко связывают с религиозным терроризмом.

Я написал свой пост, потому что тоже в какой-то мере ощутил себя экспонатом музея. Я вспомнил фильм «Данди по прозвищу «Крокодил», где Мик Дж. Данди зарабатывал тем, что показывал вместе с местными аборигенами охоту на крокодилов. Когда нет другой работы, подобный промысел вполне допустим и не вызывает ничего кроме улыбки. Другое дело, когда напоказ выставляется религиозность людей. Если они делают это добровольно, то это на их совести. Но ведь в данном случае происходит не так.

С точки зрения шариата я опираюсь здесь на ханафитский фикх. Мечеть преимущественно посещают мужчины. Женщинам посещать мечеть можно, но это является непоощряемым занятием, особенно для молодых и незамужних девушек. Об этом сказано в работе «Гибадат исламия» известного татарского ученого начала XX века Ахмадхади Максуди. Связано ограничение не только с этическими соображениями, но и с физиологическими особенностями. Как известно, в особые дни женщинам запрещено совершать намаз и прикасаться к священному для мусульман Корану, соответственно, в эти дни запрещено посещать мечеть.

Мечеть преимущественно посещают мужчины. Женщинам посещать мечеть можно, но это является непоощряемым занятием, особенно для молодых и незамужних девушек. Фото Максима Платонова

Когда мы позволяем немусульманам посещать мечети, мы не соблюдаем прежде всего собственные законы и тем самым проявляем неуважение к мечети как месту поклонения. Это касается не только туристов, но и работников мечети. Как известно, в мечетях сегодня работают много женщин, которые выполняют в них различные функции.

Другой аспект - это торговля в стенах мечети, использование «дома Аллаха» не по прямому назначению, что не одобряется опять-таки с точки зрения шариата. О запрете на торговлю в мечети говорится в хадисе пророка Мухаммада. Посланник Аллаха сказал: «Если вы увидите, что кто-то продает или покупает в мечети, скажите ему: «Пусть Аллах не даст тебе прибыли в твоей торговле».

С точки зрения шариата мы не имеем права превращать мечеть в торговую точку для привлечения туристов. И неважно, чем торговать, важно, что мечеть - это место поклонения Всевышнему Аллаху. И это ее главное предназначение. А для создания положительного имиджа ислама в принципе ничего не нужно. Быть мусульманином не так-то легко. Во многом нужно себя ограничивать. Поэтому в Коране и сказано, что не к каждому будет милостив Всевышний Аллах. Некоторым будут запечатаны сердца и у них не будет возможности обрести эту милость.

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммада. Он был духовным лидером Казанского ханства, главой суфийского братства Ясавия. Фото kul-sharif.com

Кто такой Кул Шариф?

Вопрос с туристами и нашим отношением к главной мечети татар связан не только с областью права, но и с историей и национальным самосознанием этого народа. Она построена, как известно, в память великого шейха Кул Шарифа, который пал смертью храбрых, защищая вместе с шакирдами город во время штурма Казани войсками Ивана IV 12 октября 1552 года.

Кул Шариф был сеидом, то есть потомком пророка Мухаммада. Он был духовным лидером Казанского ханства, главой суфийского братства Ясавия. Об этом много говорится в русскоязычном источнике «Казанский летописец», где подробно описано завоевание Казани и Казанского ханства. В связи с чем хотелось бы отметить, что в мечети «Кул Шариф» нет экспозиции, посвященной этому выдающемуся историческому деятелю. Кроме названия мечети и его псевдопортрета ничто на его связь с этим зданием не указывает.

Также в музее исламской культуры, расположенном в мечети, мы ничего не узнаем и о Казанском ханстве и об исторических деятелях этого периода. Что же нам здесь рассказывают? А рассказывают нам просто «об исламе», о том, какой он «вообще». Возможно, это необходимо знать неверующим людям. Но имеет ли смысл проводить экскурсию по школьной программе? Эти знания вполне доступны и в интернете.

В музее исламской культуры, расположенном в мечети, мы ничего не узнаем и о Казанском ханстве и об исторических деятелях этого периода. Фото Олега Тихонова

А вот чего нам и особенно нашей молодежи действительно не хватает, так это знания истории и культуры собственного народа. Сегодня часть татарского национального движения озабочена принятием концепции развития татарского народа. Вокруг нее возникла нешуточная полемика, в которую включился и председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин, обеспокоенный недостатком в концепции исламского фактора. В принципе, он прав.

Более того, я полагаю, что исламский фактор должен быть ключевым в новой концепции развития татар. Почему? Очень просто. Татарская культура, которая формировалась в течение тысячи лет, пронизана мусульманской идеологией. Буквально вся, начиная от фольклора и заканчивая бытовой культурой. Об этом писал Валиулла Якупов, который не раз обращался к татарской интеллигенции с призывом прекратить связывать татарскую культуру с язычеством.

Многие так называемые языческие культы на самом деле таковыми не являются, и они связаны с другой, не менее важной мусульманской составляющей - суфизмом. Поэтому мы должны прежде всего концептуально разобраться с нашим историческим прошлым. Мы народ, который распространял знания о религии ислам. В этом наша историческая миссия и на этом мы должны строить нашу идеологию.

Камиль Самигуллин обеспокоен недостатком в концепции развития татарского народа исламского фактора. Фото Максима Платонова

«Души наших предков не будут нами довольны»

Возвращаясь к вопросу о мечети, мне хотелось также затронуть и такой аспект, как практика зиярата (поминовение усопших) погибших защитников города. В свое время до революции татары специально приходили к стенам Кремля для поминовения. Их не пускали внутрь комплекса. Они сидели вдоль стен, читали священный Коран и поминали усопших на этой территории мусульман.

В памяти народа история падения города сохранилась фрагментарно - мечети и медресе были уничтожены, не осталось прямых письменных свидетельств. Поэтому все исторические эпизоды народ восстанавливал по памяти. В те годы появилось много разных легенд и мифов. Поэтому зародился миф о Сююмбике, которая спрыгнула с башни, хотя, как известно, последняя казанская царица похоронена в Касимове, где провела остаток своей жизни. Просто народ помнил, где находилась ханская мечеть, и, понимая, что башня стоит на фундаменте мечети, связал ее с минаретом.

Кстати, в самом Касимове могила ханбики Сююмбике установлена лишь предположительно. Но народ настолько героизировал своих защитников, что не захотел соглашаться с тем, что кто-то мог выжить в этом противостоянии. Но выжившие были, и они составили большинство жителей Старо-Татарской слободы. Они стали тем народом, который не забывал о своих исторических корнях.

Как известно, последняя казанская царица похоронена в Касимове, где провела остаток своей жизни. Фото Олега Тихонова

Обращаясь к религии, мы должны помнить, что для народа многие символы имеют сакральное значение. Если для православных имеет значение Казанская икона, то для мусульман мечеть «Кул Шариф» - это место их памяти и возрождения. Поэтому татары должны оберегать именно эту мечеть и наполнять ее в первую очередь своим присутствием и своими молитвами. И создание именно в этом месте не музея исламской культуры, а музея Кул Шарифа, музея ислама в Казанском ханстве - это первоочередная наиважнейшая задача.

Мы должны начать уважать себя, свою культуру, свою историю, свой народ и свой язык. Это милость и дар нам Всевышнего Аллаха. Мы не выбирали свою нацию. А пока часть татарской молодежи находится под влиянием псевдосалафитов и заграничных ересиархов и тем самым пренебрегает своей историей и не признает своих предков мусульманами. А это ведет только к одному: души наших предков не будут нами довольны, а значит, и Всевышний Аллах не будет к нам милостив. Родину не выбирают. Родину и нацию дает нам Всевышний Аллах как аманат (милость), и эту милость мы с вами должны беречь.

Наиль Гарипов

Трагические события 16 века

После длительной обороны, которая длилась ровно 41 день, второго октября 1552 года русское войско ворвалось в Казань. Историки называют эту оборону героической, так как огромному 150-тысячному московскому войску под предводительством Ивана Грозного противостояло не более 30 тысяч воинов и конница. Глава духовенства и царь Казани на протяжении всего боя продолжали вдохновлять и воодушевлять казанцев, никто не думал даже о сдаче Казани. В то время в Казани правил Едигер-Хан. Но новейшие технические вооружения Ивана Грозного жестоко пробились в горящий город.

Во Время обороны Казани сеид Кул Шариф был главным руководителем. Его ученики оказывали упорное сопротивление, но после штурма все они героически погибли. Погиб и сам Кул Шариф. Мечеть была разрушена и сожжена. Прекрасная многоминаретная мечеть Казани больше не возвышалась на холме.

Пожар охватил весь город. Многобашенная мечеть, у стен которой отчаянно защищались и оборонялись казанцы под предводительством сеида Кул-Шарифа , почти полностью сгорела. Последняя схватка погубила всех защитников города. Перед царем Иваном Грозным предстал поверженный город. Он с удивлением осматривал красивейшие дворцы, которые смогли уцелеть, и укрепление города. Царь праздновал победу и в честь этого, приказал построить памятный храм. В Москве возродили красивейший собор Василия Блаженного с девятью башнями. А центральная мечеть Казани была почти полностью разрушена. После взятия города, Казань имела печальный вид. Все защитники погибли, город почти полностью сгорел. Столице ханства лежала в руинах, пожары не прекращались.

Намного позже татарский философ, ученый и просветитель Ш. Марджани провел исследование, в котором он выяснил, что в Кремле когда-то находилась соборная мечеть, а во главе ее стоял сеид Шарифкол. Шарифкол пользовался уважением и почетом среди религиозных деятелей. Это был не только ученый, но и поэт. Четыреста лет назад великолепная и изящная мечеть украшала Казань. Библиотека мечети была богата, а красота - неописуема. В своем исследовании Марджани также отметил, что мечеть являлась центром развития наук и религиозного просвещения всего Среднего Поволжья 16 века. Назвали мечеть в честь имама сеида Кул Шарифа.

Восстановление мечети Кул-Шариф

В те годы, когда демократия была развернута во всей своей красе, общественность стала поднимать вопрос о том, чтобы восстановить знаменитую мечеть Кул Шариф. Татарский народ веками мечтал об этом, и вот, наконец, президент Республики Татарстан пошел им навстречу. М.Ш. Шаймиев осенью 1995 года решил подписать Указ о воссоздании мечети. Зимой был объявлен конкурс, в котором был выбран самый лучший проект по возрождению мечети Кул-Шариф. Место для постройки здания было определено там, где раньше располагалось Юнкерское училище. Здесь торжественно заложили памятный знак, а весной 1996 года конкурс был завершен. Летом президент России Борис Ельцин посетил это место, где должна была строиться новая мечеть, и даже пообещал выделить на строительство некоторое количество денег. И с тех пор народ живет представлениями о легендарном образе мечети и ее руководителе, Кул Шарифе.


Новая мечеть – это не просто самая главная мечеть Казани и одна из крупнейших мечетей Европы. Кул-Шариф является символом Казани и Татарстана, является притягательным центром для всех татар мира, одним из национальных образов. В памяти народа еще сохранено воспоминание о той главной мечети, которая когда-то оборонялась, и в итоге сгорела дотла. Архитекторы восстанавливали конструкцию комплекса, представляя себе всю красоту и величие храма, пытаясь возвратить его в родную культуру. Основная идея реконструкции лежала в архитектуре, и имела большое историческое значение. Ведь это главная мечеть Татарстана и всего татарского народа, который возродил свою государственность. Еще одна идея была заложена в реконструкции. Это память о защитниках отечества. Такую же роль, например, играют собор Василия Блаженного, который находится в Москве, и мечеть Мухаммеда-Али, которая располагается в Каире. Оба эти здания появились в переломный период стран. Они символичны и имеют нетрадиционные формы, архитектура – уникальна. Этими качествами обладает и новая Соборная мечеть Казани. Недаром эта мечеть находится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Символичность мечети Кул-Шариф

Самым главным символом является место, которое выбрали для постройки новой мечети. Эта территория была выбрана с помощью опроса экспертов. Двор бывшего Юнкерского училища, казалось бы, подсказал сам Всевышний. Впоследствии оказалось, что мечеть каким-то непонятным образом обошла все многочисленные геологические провалы, разломы и оползни, которыми изобилует остальная часть Кремля. Комплекс ориентирован на Мекку с самой высокой точностью. Проект четырех архитекторов не зря победил. Училище, казарма и воинский плац символизируют многовековую военную силу, которая вытеснила татар. И именно здесь теперь построен культовый комплекс, который олицетворяет смену разных эпох.

Художественный образ целого комплекса имеет заложенные в себе смысловые элементы, которые приблизили архитектуру мечети именно к татарским традициям. Композиция в основе та же, но здесь символически отразилась легенда о трагической судьбе мечети Кул-Шариф. Архитекторы также ввели дополнительные башни, приблизив тем самым мечеть к легендарному образу. А купол имеет форму, которая ассоциируется с образом короны ханов Казани. Президент республики Татарстан неоднократно говорил о мечети Кул-Шариф, как о символе возрождения.

Хронология строительства мечети Кул-Шариф

1990-е Общественность Татарстана поднимает вопрос о реконструкции мечети. 1995 - Осень. Президент республики Татарстан издает указ о воссоздании Кул-Шарифа на территории Кремля Казани. 1995 - Зима. Для воссоздания мечети был объявлен конкурс среди архитекторов, которые должны были представить лучший проект. 1996 - Зима. Для строительства была выбрана территория бывшего Юнкерского училища. Этой зимой был торжественно заложен памятный знак. 1996 - Весна. Конкурс среди архитекторов завершен, определены победители. 1997 - Закладывается фундамент мечети. 1998 - Архитекторы начинают проектировать интерьер храма. Проектирование закончилось в 2001 году. 1998 - Весна. Цокольный этаж практически завершен. Создается монолитный бетонный каркас. 1999 - Изготавливаются металлические конструкции шпилей минаретов, а также купола. Все металлические конструкции были произведены местным авиационным училищем и организацией "Вакуумаш". 2001 - На мечети были установлены шпили и купола. 2005 - Торжественное открытие мечети Кул-Шариф