Железная дорога Франции: рекомендации путешественника. Осваиваем железную дорогу Карта жд франции

Два новых вокзала, способных принимать скоростные поезда TGV - Безансон Франш-Конте (Besançon/Franche-Comté TGV) и Бельфор-Монбельяр (Belfort-Montbéliard TGV).

Новая скоростная линия Рейн - Рона стала частью общей сети французских железных дорог и сокращает время путешествий между Францией, Швейцарией и Германией.

Скоростные поезда TGV будут делать остановку в двух крупных городах региона Франш-Конте. Время в пути до Парижа и Лиона сокращается до 2-3 часов, что, несомненно, очень привлекательно как для бизнес-поездок. так и для туристов, а здесь есть что посмотреть!

Скоростная железнодорожная магистраль TGV Рейн — Рона (Rhin — Rhône)

Каждый из вокзалов может обслуживать более 1 миллиона пассажиров в год.

Вокзал в Безансон (а если быть точнее, вокзал расположен в 10 км к северу от Безансона) позволяет быстро и легко связать скоростные поезда TGV и региональные поезда TER.

Близость к основным автомобильным дорогам А36 и RN57 делает станцию ​​доступной не только для жителей Безансона и его пригородов, но и для жителей города Везуля (Vesoul): автобусы, такси и другие транспортные средства делают остановку на площади возле здания вокзала.

Авторы проекта здания вокзала и всей прилегающей инфраструктуры смогли найти компромисс между природой и высокими технологиями. Архитекторам удалось интегрировать здание вокзала в природную среду - вокзал окружен лесным массивом и даже частично покрыт растительностью (на крыше вокзала и переходов к платформам высажен газон).

Для повышения эффективности энергосбережения перед началом проектирования комплекса вокзала была изучена карта ветров. И чтобы защититься от преобладающих юго-западных ветров здание вокзала вытянули с севера на юг.

Кроме того, здание вокзала обеспечивает отличную теплоизоляцию, при проектировании комплекса были учтены современные технологии естественной вентиляции зданий. Оптимизировано и потребление водных ресурсов - дождевая вода собирается и после фильтрации она может использоваться в технических целях.

Здание вокзала состоит из трех уровней, причем верхний этаж построен на уровне земли. Пассажирам (и особенно инвалидам) очень удобно проходить в здание вокзала с автомобильной парковки. Парковка рассчитана на 1000 мест. На этом же уровне находятся переходы к платформам.

Время в пути из Безансона до Страсбурга составит 1 час 40 минут, до Парижа - 2 часа 05 минут, до Лиона - 1 час 55 минут, а до Марселя можно будет добраться за 3 часа 35 минут.

Строительство нового вокзала TGV дало новый импульс экономическому развитию не только городам Бельфор и Монбельяр, но и всему региону. Основной целью проекта это построение центра для мультимодальных перевозок - в одной точке сойдутся скоростная линия TGV, региональные поезда TER и автомобильные трассы А36 и RN19.

По своему внешнему виду здание вокзала напоминает гигантский автобус с огромными окнами. Главное здание вокзала имеет длину 400 м, а ширину 15 м. Проход к платформам осуществляется по пандусам, которые нивелируют разницу высот в 7,5 м между холлом вокзала и платформами.

Кроме стекла, в отделке интерьеров вокзала широко применяется натуральное дерево.

Давайте посмотрим небольшое видео, в котором показаны интерьеры вокзала Бельфор-Монбельяр:

Уникальность этого проекта состоит еще в том, что впервые для французской железнодорожной станции она частично отапливается геотермальной энергией. С помощью тепловых насосов геотермальная энергия поступает в системы центрального отопления, горячего водоснабжения и вентиляции.

На крыше вокзала смонтированы фотоэлектрические панели площадью 300 м 2 - получаемая электроэнергия будет использоваться для освещения здания и подогрева воды.

С двух сторон от здания вокзала построена автостоянка на 1300 мест. Дополнительная парковка на 150 автомобилей разместилась рядом с железнодорожной станцией, обслуживающей региональные поезда TER.

Получить дополнительную информацию и купить билеты на французские скоростные поезда TGV можно у генерального представителя RailEurope в России – компании TSAR Voyages/«Царь Вуаяж».

Железными дорогами Франции управляет компания Société Nationale des Chemins de fer Français (Национальная компания железных дорог Франции), сокращенно SNCF. В ее состав также входит автобусная компания SNCF. Автобусы курсируют на тех направлениях, где нет железнодорожного пути или пассажиропоток невелик. Часто, чтобы добраться до места назначения, SNCF продает комбинированный билет "поезд+автобус".

Принцип построения железнодорожной сети - радиально-кольцевой. Главные железнодорожные магистрали начинаются в Париже и, как спицы в колесе, расходятся от него во все стороны. Такая схема приводит к тому, что путешествие между городами, лежащими на одном радиусе, становится быстрым и удобным, а переезд между станциями различных радиусов часто требует пересадки в Париже. При этом пассажирами приходится переезжать с одного вокзала на другой.

Типы поездов
Высокоскоростные поезда - Train a Grand Vitesse (TGV) - гордость французских железнодорожников. Особое расположение колесных тележек позволяет составу двигаться со скоростью около 300 км/ч. Места в TGV сидячие. Стоимость проезда выше, чем в обычном поезде. Часто они приходят не на центральный городской вокзал, а на специальные TGV-терминал. На некоторых линиях TGV есть остановки в наиболее значимых, с точки зрения туриста, местах: аэропорт Шарль-де-Голль, Диснейленд, Футюроскоп и пр.

На сегодняшний момент существует три линии TGV. Планируется четвертая линия TGV Est, Париж - Страсбург (время в пути - 2 часа). Все три линии соединены между собой, что позволяет ехать напрямую из Лиона в Нант или из Бордо в Лилль без пересадок в Париже.

TGV Sud-Est и TGV Midi-Mediterranée связывает Париж (Лионский вокзал, Gare de Lyon) с юго-востоком страны: Дижон, Лион, Женева, Альпы, Авиньон, Марсель, Ницца, Монпелье.

TGV Atlantique Sud-Quest и TGV Atlantique Quest связывает Париж (вокзал Монпарнас, Gare Montparnasse) с западной и юго-западной Францией: Бретань, Нант, Тур, Пуатье, Ла-Рошель, Бордо, Биарриц и Тулуза.

TGV Nord, Thalys и Eurostar связывает Париж (Северный вокзал, Gare du Nord) с севером Франции, Великобританией (через евротуннель), Германией и другими странами: Аррас, Лилль, Кале, Брюссель, Амстердам, Кельн, Эшворд, Лондон.

Thalys (сайт): совместный проект нескольких стран Евросоюза, позволяющий комбинировать три столицы в рамках короткой недельной поездки: Амстердам - Брюссель (2 ч 20 мин), Брюссель - Париж (2 ч), Париж - Брюгге (по выходным), Париж - Кельн. Предварительное бронирование в Интернете (минимум за 14 дней до отправления) с немедленной оплатой по кредитной карте позволяет сэкономить больше половины стоимости билета во 2-м классе.

Eurostar (сайт): второй после Конкорда, грандиозный, более успешный франко-британский проект, сокращающий время в пути от Парижа до Лондона до трех часов, из которых 20 мин - в туннеле под Ла-Маншем. На Северном вокзале Парижа оборудован специальный терминал с обязательной предварительной регистрацией, паспортным и таможенным контролем по стандартам международных аэропортов. Предварительное бронирование позволяет сэкономить около 30% стоимости билета во 2-м классе.

Скоростные поезда Corail - сидячие дневные поезда с вагонами 1-го и 2-го классов для курящих и некурящих с площадками для перевозки велосипедов. Скорость движения меньше, чем у TGV, но вполне достаточная, чтобы из Парижа на один день схездить на побережье Нормандии. Кроме сидячх поездов есть и ночные поезда, сервис в которых сравним с российскими стандартами (проводник, вагон-ресторан, 2-3 местные спальные купе (Т2 и Т3) 1-го и 2-го класса с умывальником), но следует осторожно относится к бюджетным шестиместным спальным купе (couchettes): тесно и никакого сервиса в вагоне.

Местные экспрессы (Train Express Regional, TER) - железнодорожные составы с вагонами 1-го и 2-го класса с сидячими местами.

Поезда с вагонами для автомобилей AutoTrain . Бывают двух типов: ТАА - владелец и машина следуют в одном поезде; ТАС - состав перевозит только автомобили. Владельцы могут ехать к месту назначения на более быстром поездет. Такие поезда ходят только с мая по сентябрь в Дордонь, Тулузу, Нарбонн, Авиньон и Ниццу.


Классы вагонов
В большинстве французских поездов есть вагоны 1-го и 2-го класса. В спальном купе (couchettes) 2-го класса 6 спальных мест (нижняя, средняя и верхняя полки), в 1-м - четыре. Поездка в 1-м классе стоит на 50% дороже, чем во 2-м. Примерная стоимость проезда во 2-м классе на дальних маршрутах - € 8,5-10 за 100 км, а на коротких € 11,5-15 (на автобусе это обходится в среднем по € 6,5-6 за 100 км). В некоторых ночных поездах стоимость проезда в сидячем вагоне 2-го класса составляет € 3 за 100 км.

Расписание
Бесплатное карманное издание расписания SNCF может вызвать затруднение при чтении. Обычно в самой верхнее строке таблицы расписания выписаны номера поездов, а в левом столбце - названия станций. На пересечении строк и столбцов находится время прибытия на станцию. Номера поездов часто помечены различными символами и аббревиатурами. Их расшифровка дается внизу страницы. Одни поезда курсируют (circule) только по пятница или по конкретным числам, другие - ежедневно (tous les jours), кроме сб, вс (sauf samedi, dimanche) и/или по праздникам (et/ou fêtes).

На центральных вокзалах больших городов бесплатно распространяется специальное издание "Путеводитель путешественника" (La Guide du Voyageur, сайт), в котором подробно описаны все возможности, которые предоставляет SNCF туристу, перемещающемуся по Франции поездом.

Если вы собираетесь много путешествовать по какому-либо региону Франции, возьмите на вокзале буклет с расписанием SNCF для данного региона (Guide Regional des Transports).

В агентствах новостей Relay на железнодорожных вокзалах продается книга (€ 10) или CD-диск Indicateur Horairs Ville a Ville.


Где и как купить билеты .
На больших вокзалах существуют отдельные кассы для покупки билетов: Intermational (международные рейсы), Grandes lignes (поезда дальнего следования) и Banlieue (пригородные направления). Иногда кассы разделяются и по срокам продажи билетов: Achat a l"avance (предварительная) и Depart du jour (в день отправления поезда). Оплата наличными или кредитными картами. Билеты, купленные за наличные, в случае необходимости можно вернуть в кассу и получить назад свои деньги.

Почти на каждой железнодорожной станции есть автоматы для продажи билетов . Автомат принимает кредитные карты (при сумме покупки от € 2), монеты и банкноты. Билет, купленный через автомат, может обойтись немного дороже. Автомат сдачу выдает.

Купить билет можно через Интернет-сайт SNCF . По форме покупки билета и оплаты система автоматически (если есть в наличии) выпишет билет. Оплата производится кредитной картой. Билет будет доставлен по указанному адресу (даже в Россию). Срок доставки в Россию от 14 дней. Но купленный таком образом билет можно забрать и в кассе SNCF непосредственно перед отправлением. Для этого при заказе билета через Интернет укажите адрес своей электронной почты и, получив подтверждение бронирования, распечатайте его, а затем предъявите в кассе, указав номер заявке (при этом могут попросить предъявить кредитную карту, по которой был оплачен билет). Сбор за предварительное бронирование не взимается. Бронировать билеты (€ 3) рекомендуется в следующих ситуациях:
. Вы собираетесь путешествовать на TGV, Eurostar или Thalys;
. Вы хотите спальное место (€ 14,5);
. Вы планируете поезду в течение какого-либо праздничного периода (например, во время Пасхи или 14 июля).

Забронировать билеты можно на сайте SNCF . Чтобы забрать билеты, необходимо предъявить в билетной кассе выданный вам номер брони. Бронь может быть бесплатно изменена в течение часа после отправления поезда, но только в том случае, если в этот момент вы лично присутствуете на станции отправления.

В течение двух месяцев с момента приобретения полных билетов SNCF (6 месяцев для международных билетов, кроме Eurostar и Thalys) можно отказаться от них и получить обратно 90% стоимости (100% до отправления поезда, если они были забронированы). Для этого нужно сдать их в любую железнодорожную кассу или офис по обслуживанию пассажиров (Service Clientéle). Билеты, купленные через турагентства или за пределами Франции, могут быть возвращены только в кассу, которая их выдавала.

Билеты можно купить после отправления поезда прямо в вагоне , в том случае, если касса станции, где вы садились, была закрыта. При этом он будет стоить дороже на € 7,5/15 за проезда менее/свыше 75 км. Если вы сами найдет кондуктора раньше, чем он вас, доплатить придется всего € 3-6. Билеты, купленные на борту экспрессов TGV, стоят на € 6 дороже независимо от расстояния.

Прежде чем сесть в поезд, билеты необходимо прокомпостировать (оранжевые компостеры установлены, как правило, на перроне). Если вы забыли это сделать, необходимо сразу после посадки в поезд найти кондуктора, чтобы он прокомпостировал билет, - в противном случае вас могут оштрафовать.


По билету можно вдоль всего пути следования выходить на любой станции и вновь ехать по тому же маршруту, но, если вы прервали путешествие более чем на 24 часа, необходимо снова прокомпостировать билет. В ночных поездах за дополнительную плату можно купить спальное место (€ 17).

«Не важно, сколько лет вашим кедам, если вы гуляете в них по Парижу». Так вот, моим кедам было два года, мне едва исполнилось девятнадцать, и нас ждал месяц путешествий по Франции. То ли в силу характера, то ли просто из-за некоторой занудности я предпочитаю быть ко всему подготовленной и не люблю всяческих неожиданностей в путешествиях. Вооружившись очками и литром кофе, я уселась бороздить просторы сети на предмет информации о железной дороге Франции, ведь долго задерживаться на одном месте я не собиралась. Спустя тридцать минут усиленного просмотра различных сайтов очки мои сползли на нос, кофе остыл, выражение лица было как на экзамене по философии, когда я увидела свой билет, а в голове крутился один вопрос: «Чаво?».

А непонятным было всё - никакой полезной информации, на одном сайте поезда описывались по одному, на следующем сайте им уже приписывали другие, почти что фантастические способности, с тарифами полный мрак, а о том, чтобы понять, как покупать билеты через официальный сайт французских железных дорог, можно было и забыть. Поэтому познавать все хитросплетения пришлось уже на месте. С моей первой поездки прошло много лет, а ситуация с информацией в сети не очень то изменилась. «Много, да дурного», – как говорит моя бабушка. Поэтому устраивайтесь поудобнее, берите кофеек, и поехали бороздить просторы железных дорог Франции!

Железная дорога Франции как она есть

Если в двух словах, то она современная и скоростная. А еще не очень дешевая, так как билеты на некоторых маршрутах могут обойтись в кругленькую сумму. Под попечительством главной железнодорожной компании Франции – SNCF – есть самые различные виды составов:

  • Электрички.
  • Скоростные.
  • Ночные.
  • Региональные и так далее.

И за каждым видов поездов закреплено индивидуальное название, которое нечего не говорит туристу, услышавшем о нем впервые. Допустим, купили вы билет на поезд Teoz, но совершенно не ясно, что из себя этот поезд представляет: скоростной ли он, насколько комфортный, какой в нем уровень обслуживания? Для того, чтобы во время путешествия во Франции на поезде вы были во всеоружии в отношении видов поездов, я расскажу об основных их категориях.

Категории поездов

Классифицировать этот вид транспорта довольно просто. Есть поезда, которые совершают перевозки внутри страны, к ним можно отнести следующие виды состав:

  • Высокоскоростные поезда TGV:
    • подвид TGV: iDTGV;
    • OUIBUS.
  • Высокоскоростные поезда Ouigo (Bombardier).
  • Региональные поезда TER.
  • Региональные поезда Corail.
  • Региональные поезда Transilien.
  • Ночные поезда Lunea.
  • Поезда Intercitеs.
  • Auto-Train.

Поезда, которые совершают международные перевозки, к ним относятся следующие виды высокоскоростных поездов:

  • Thalys.
  • TGV Lyria.
  • Eurostar.
  • Artesia.
  • Elypsos.

В свою очередь отдельные виды поездов имеют еще и подвиды. О некоторых из них я расскажу вам детально, а другие упущу из виду, так как они не слишком популярны среди туристов или имеют сильное сходство с другими составами.

Высокоскоростные поезда TGV

TGV– поистине флагман среди всех поездов французской железной дороги. Первая линия, по которой курсировали скоростные составы TGV, была открыта 35 лет назад. С тех времен количество линий, которые обслуживают TGV, значительно увеличилось, а сами поезда проходят постоянную модернизацию. Скоростные составы курсируют между крупными городами Франции, средняя скорость составляет 200 км/ч. Рекорд скорости – 515 км/ч. Приведу несколько примеров того, за какое время можно преодолеть расстояние на поездах TGV:

  • От Парижа до Лилля за 1 час (расстояние между городами составляет 220 километров).
  • От Марселя до Парижа за 4 часа (775 километров).
  • От Гренобля до Парижа за 3 часа (580 километров).
  • От Страсбурга до Парижа за 2 часа (490 километров).

Классы вагонов поезда TGV

Вагоны поездов разделены на первый и второй класс.

Преимущества поездки в первом классе путешественник ощущает, уже переступив порог железнодорожного вокзала. Для пассажиров первого класса отведена специальная билетная стойка, а значит можно избежать очередей за билетами. Также на платформах работает по будням приветственная служба, которая поможет с посадкой в поезд и ответит на интересующие вопросы. Еще на вокзале таких больших городов, как Париж, Нант, Бордо, Лион, Ренн и для владельцев билетов первого класса предусмотрен доступ в комфортный зал ожидания «Гранд Вояжёр». В первом классе кресла размещены по схеме «2 + 1».


Места ультракомфортные, есть подлокотники и подставка для ног. Рядом с сидением имеются розетки, так что сможете подключить к ней свой смартфон, ноутбук или кипятильник. В первом классе поезда TGV помимо общего освещения есть еще и персональные лампочки возле каждого сидения. Как бонус, пассажиры могут почитать бесплатную прессу. На некоторых маршрутах по будням в определенные часы к месту будут доставление холодные закуски, рассчитаться за которые можно прямо на борту поезда. Wi-Fi платный, – примерно 5 € за час. Так что скачивайте фильмы на свои гаджеты заранее, так сэкономите себе денег на чашку вкусного кофе по приезде.

Багаж хранится в отдельном отсеке. Однако, его никто не охраняет, так что лучше чемодан закрыть на замок и не оставлять в нем ценные вещи. Везите их в ручной клади, ведь ее можно положить на полку над вашим местом и постоянно держать в поле своего зрения.

В каждом вагоне есть туалеты. Если горит красная лампочка, значит там занято и нужно немного подождать. Также сверху над дверями вы можете увидеть разнообразные пиктограммы, которые помогут вам в поезде найти тот или иной сервис.


Также поезда могут быть двухэтажными. Нужно помнить, что вагоны даже в одном поезде могут значительно друг от друга отличаться.


Что касается второго класса, то на самом сайте французской железной дороги говорится, что он предусмотрен для простого, комфортабельного и дружественного общения. Никаких изысков ждать не стоит. Однако, для путешественников предоставлены чистые, комфортные и светлые вагоны. На некоторых маршрутах ест платный Wi-Fi, стоимость его примерно такая же, как и в первом классе. Схема рассадки пассажиров «2 + 2».

Подвид TGV: iDTGV

Вы такой же любитель сэкономить, как и я? Тогда поезд iDTGV по нашей части. Я бы с чистой совестью назвала его поездом лоу-костером. На данный момент билеты на него можно купить только на сайте французской железной дороги, а как это сделать, я расскажу немного позднее. На этом же сайте указаны направления, по которым будет курсировать поезд. Вагоны в нем разделены на классы:

  • Idzen – спокойный, где должна соблюдаться тишина и покой.
  • Izap – шумный, предназначенный для любителей поговорить и семей с детьми.

Когда я ехала в вагоне idzen, перед началом путешествия в него зашел проводник и гаркнул своим могучим голосом о том, что это тихий вагон и нужно соблюдать тишину. И все – штиль! Недостатком поездки в таких поездах я бы назвала ограничение по багажу – можно взять только две сумки: ручную кладь и чемодан. А в остальном поезд как поезд, внешне мало чем отличается от стандартных TGV.

Поезда Ouigo

Этакая французская лоукост-новинка. Маршрутов, которые обслуживает этот поезд, пока маловато. Прилагаю карту с основными направлениями, по которым курсирует Ouigo.


В этом поезде нет деления на классы. Кресла располагаются по схеме «2 + 2». При поездке нужно учитывать ограничения на провоз багажа – один чемодан и ручная кладь. Пользоваться розетками можно, но только уплатив 2 €.



Какое-либо питание здесь не представлено. Несомненным плюсом такого варианта является низкая цена, всего от 10 €. Билет можно купить только онлайн.

OUIBUS – брат Ouigo

Помимо поездов компании SNCF еще принадлежит целый парк автобусов. Наверное, вы уже успели подумать, а каким боком здесь автобус? Начала Яро за здравие, а закончила за упокой? А не все так просто. Мой рассказ о железной дороге Франции был бы неполным без рассказа о OUIBUS.

Эти автобусы - хорошая альтернатива поездам, так как дублируют рейсы некоторых из них или же полностью заменяют поезда на отдельных маршрутах. Вот так вот SNCF всесторонне беспокоится за своих клиентов. Не выходит уехать на поезде? Добро пожаловать на борт автобуса! Перевозят OUIBUS по всей Франции, а также в другие страны Европы. Особенностью является низкая стоимость билетов по сравнению с поездом. Поездка по стране обойдется в сумму от 5 € , а билеты в другие страны от 15 €, согласитесь, цифры заманчивые? Однако, едут автобусы намного медленнее. К примеру, на преодоление участка в 350 километров выделяется целых 5 часов.

Некоторые маршруты OUIBUS:

  • Париж – .
  • Париж – Нанси.

Автобусы комфортные – чистый салон, удобные сиденья, Wi-Fi, вежливый персонал, который, кстати, в 80 % совершенно не «спикает» по-английски. По пути делается одна длительная остановка минут на 25, дабы можно было немного размять ноги, перекусить и сбегать в туалет.


Провоз багажа – один чемодан и ручная кладь. Перевозка второго чемодана платная, и эту услугу нужно регистрировать заранее. Купить билеты можно на сайте SNCF или в кассе.

Региональные поезда TER

Аббревиатура TER расшифровывается как Transport express rеgional. Обслуживают такие поезда региональные маршруты. В то время как пресловутые TGV связывают большие города, TER обслуживают маршруты между различных департаментов, маленьких городв и даже деревень. Вот пример нескольких маршрутов TER:

  • Пибрак – .
  • Париж – Лярош-Мижен.

Если поезд региональный, это совсем не значит, что он плетется как черепаха. Ездят составы данной категории со скоростью около 130 км/ч.

Классы вагонов поезда TER

Есть два типа поездов: с делением на классы и без него.

Если говорить о втором классе поездов TER, то складывается ощущение, что конструировали вагоны инженеры и дизайнеры каждый раз другие, не придерживаясь каких-то общих положений, ведь дизайн, а также количество сидений одного вагона поезда может существенно отличаться от вагона поезда на другом маршруте или даже от соседнего. Однако, чтобы вы ориентировались, замечу, что чаще всего во втором классе есть купе на шесть человек (по три человека в ряду), оно отделено от прохода стеклянной дверью.


Также еще одним вариантом посадки пассажиров является расположение кресел «2 + 2» как парами друг за другом, так и парами друг напротив друга (разделяет их в таком случае миниатюрный столик).


Как дело обстоит с розетками? Тут раз на раз не приходится, в одном вагоне их может быть как несколько на всех пассажиров, так и возле каждого сидения.

Среди поездов TER тоже есть двухэтажные составы. Если у вас крупный багаж, то лучше сесть на первом этаже - там и места для багажа больше, и есть специальные крючки, на которые можно подвесить ваш велосипед.

Туалеты в поездах удобные и чистые.


Вот я в своем рассказе добралась и до первого класса. Иногда первый класс - это отдельный вагон, а иногда он находится вот так, всего лишь за стеклянной дверью.


Как видите, особой-то разницы между первым и вторым классом нет. Кресла располагаются по схеме «2 + 2» или «2 + 1» в зависимости от вагонов. Правда, места все-таки больше, и пространство между креслами тоже пошлире, да и розетки присутствуют возле каждого сидения.

Поезд Bombardier

Bombardier – это бесклассовый поезд, относящийся к категории TER. Схема размещения кресел в вагонах «2 + 2». Возле некоторых сидений есть столики. Изюминкой этого поезда являются огромные панорамные окна. Правда, когда он несется со скоростью 200 км/ч, не особо что и рассмотришь в них.




Дизайн можно назвать футуристическим, – сплошь стекло и металл. Вероятно, создатели хотели сделать салон поезда Bombardier чем-то похожим на салон космического корабля, но как по мне, не сложилось.

Региональные поезда Corail

Являются междугородними экспрессами. Есть целая куча подвидов и ответвлений этих поездов с собственными названиями, но по сути путешественнику они не нужны, так как особой принципиальной разницы в них нет. Отправляются они в десятки городов Франции, к примеру:

  • Менде.
  • Форбаш.
  • Коссад.
  • Тулузу.

Возможно, о некоторых городах вы и не слышали, а эти поезда туда ездят. Максимальная скорость составляет 160 или 200 км/ч в зависимости от типа состава. Есть более старые модели, есть новые, которые ездят на порядок быстрее. В поезде вагоны разделены на два класса: в первом рассадка пассажиров по схеме «1 + 2», во втором «2 + 2». Однако, в различных моделях поезда варианты рассадки могут меняться.

Региональные поезда Transilien

Чтобы долго не разглагольствовать об этом поезде, скажу одну фразу, которая все поставит на свои места – пригородная электричка. Обслуживает регион Иль де Франс. «Припарижье» иными словами. Далеко на ней не уедешь, но изучить окрестности города можно вполне качественно.


Вагоны электрички, конечно, супер комфортными не назовешь, но все довольно чисто и удобно, – потрясений от поездки ждать не стоит. В большинстве случаев, схема рассадки пассажиров «2 + 2».

Поезда Intercitеs

Еще один довольно комфортный вид поездов, на которых Францию можно объездить, фактически, вдоль и поперек. Они скоростные, но все-таки немного уступают TGV. Вот несколько вариантов популярных маршрутов, которые обслуживают поезда Intercitеs:

  • – Довиль.
  • Париж – .
  • Париж – Блуа.

Несомненным плюсом Intercitеs является то, что цены на проезд в них более демократичные, чем на TGV. Есть ночные и дневные поезда.


Делятся они, соответственно, на первый и второй класс. Очень это похоже на аналогичные классы в поездах TGV, но с некоторыми изменениями в дизайне. И розетки есть, и покушать вам принесут - все в ажуре! В ночных поездах первый класс представлен купе, в которых путешествуют 4 пассажира, – по две полки, разделенные столиком, а также второй класс, купе которого рассчитано на шесть пассажиров, – три полки разделенные столиком. Туалет и умывальник есть в каждом вагоне. Все довольно чисто и опрятно.

Ночные поезда Lunea

Это ночные поезд, соединяющий различные уголки Франции. Ездят поезда Lunea, к примеру, по таким маршрутам:

  • Париж – .
  • Париж – .

Вагоны разделены на три класса. В третьем установлены совершенно неудобные раскладные кресла. И когда мой сосед спереди разложил свое, мои не претендующие на модельную длину ноги уже было некуда деть. В вагонах есть кондиционеры и место для багажа, которого мало, честно говоря. Туалет один на вагон.

Во втором классе в купе шесть полок. Честно говоря, для меня это слишком жестоко – спать в три этажа, так и до клаустрофобии не далеко. Купе могут быть мужскими и женскими. У меня подруга как-то ехала в женском купе, рассчитывала на то, что храпа не будет слышно. Где там! Еще долго она, прикладывая руки к сердцу, рассказывала о том, как такие миниатюрные женщины могут храпеть не в чем не уступая трактористу Ваське, отдыхающему на сеновале.



Первый класс комфортнее предыдущих своих собратьев. Вот тут ожидает стандартная «РЖДсовская» купешка с уклоном на современность. Четыре полки: две верхних, две нижних, столик, окошко, – все как на родине, только не такое обшарпанное. Места для багажа стандартные, под нижними полками и над дверью.

Auto-Train

Если вы также трудно расстаетесь со своим автомобилем, как я с яблочными штруделями на витрине кондитерских, то к вашим услугам поезд Auto-Train, который доставит машину на вокзал города, который вы хотите посетить. На данный момент такая возможность доступна не на всех маршрутах, но, к примеру, поехав в этих направлениях, вы сможете путешествовать со своим авто:

  • Париж – Биарриц.
  • – Бордо.
  • Париж – Лион.
  • Париж – Марсель.

Это, естественно, не весь список маршрутов, на которых работает Auto-Train. Для использования услуги перевозки автомобилей по железной дороге вам нужно предварительно убедиться, что на вашего железного коня она распространяется. Транспортируют легковушки и мотоциклы, а вот если вы решите везти грузовик, это может вызвать легкое недоумение у работников вокзала. Далее необходимо доставить транспортное средство на вокзал, перепоручив его в заботливые руки служащих, и махнуть рукой автомобилю на прощание со словами: «Гудбай май лав, гудбай!» А самому направиться в свой вагон, по приезде в конечную точку автомобиль уже будет вас ждать.


Стоимость такой услуги составляет порядка 120 €. За себя вы оплачиваете стандартную стоимость билета, которая зависит от направления.

Поезда Thalys

Поезда компании Thalys соединяют столицу Франции со следующими городами:

  • Амстердамом.
  • Брюсселем.
  • Кельном.

Максимальная скорость этого поезда составляет 300 км/ч. Расстановка кресел в вагонах аналогична TGV. Есть некоторые отличия в классах в зависимости от обслуживания. Помимо всего, что предложено в первом классе поезда TGV, в Thalys можно заказать завтрак, перекус, обед или ужин, к тому же есть вегетарианское меню. Стоимость еды включена в билет. Чтобы перекусить, можно отправиться в вагон-ресторан и поесть там, или вам доставят еду прямо до кресла.


Также предоставлена услуга заказа такси от вокзалов Парижа и Брюсселя. Проводник вызовет машину за тридцать минут до прибытия.



Во втором классе кресла по комфорту аналогичные креслам из первого класса. Интернет платный.

Поезда TGV LYRIA

Это те же поезда TGV, но они совершают перевозки из Парижа до Швейцарии. Вот несколько популярных маршрутов, которые они обслуживают:

  • Париж – .
  • Париж – Цюрих.
  • Париж – .

Вагоны поездов TGV LYRIA состоят из двух классов. В втором классе кресла идут друг напротив друга парами, их разделяет стол. В вагонах есть автоматы для покупки еды или же напитков. Если хотите подкрепиться поосновательней, то можете совершить вояж до вагона-ресторана и пополнить запасы калорий вкусной едой.


Также, в поездах установлена специальная система, которая противодействует краже багажа. Лично меня они не убеждают и фотик, деньги, «золото-брыльянты» я держу при себе. Первый класс включает в себя удобства второго и имеет еще ряд дополнительных услуг:

  • Электрическая розетка возле каждого кресла.
  • Больший по сравнению со вторым классом промежуток между креслами для ног.
  • Просторные сиденья. Вот на это всегда почему-то отдельно обращается внимание. Если вы хороший человек и вас много, данный класс как раз для вас.
  • Бесплатные напитки и закуски. Ну как бесплатные? Они уже входят в стоимость вашего билета, подадут их прямо к вашему месту.
  • Свежая пресса. Вот где понадобиться знание языков.

В первом классе предоставлено два варианта посадки пассажиров:

  • Соло – одиночные кресла друг за другом.
  • Дуо клаб – два кресла друг напротив друга, разделенные столиком.

Высокоскоростные поезда Eurostar

Являются владением одноименной железнодорожной компании, которая совершает перевозки по Европе и частично по территории Франции, соединяя ее также и с другими странами. Маршруты, на которых курсирует поезда Eurostar:

  • Париж – Лондон.
  • – Лилль – Кале – .
  • Марн-ля-Валле – Лилль – Кале – (только в летнее время).
  • – Французские Альпы (конечная станция Авиньон).

Останавливаться на «внутреннем мире» поезда, классах и расстановке кресел не буду, все это аналогично поезду TGV, только вот составы Eurostar более удлиненные и технически приспособленные к проезду в тоннелях.

Высокоскоростные поезда Artesia

Поезда Artesia связывают Францию и Италию. Популярные маршруты:

  • Париж – .
  • Лион – .

Поезда есть как дневные, так и ночные. В дневных посадка стандартная: во втором классе по схеме «2 + 2», в первом – «2 + 1». Ништяки в виде кондиционера, автоматов для еды, а в первом классе и персональных ламп, раскладывающихся кресел и розеток включены. Спальные вагоны разделены на купе, в которых путешествует шесть или четыре человека. Также можно ехать особняком в купе или в компании двух-трех человек. Однако, о наличии таких мест в поезде нужно уточнить заблаговременно. Честно говоря, на ночном поезде до Италии путешествовать не удавалось, поэтому о разделении купе на мужские и женские сказать не могу, но вероятнее всего, оно есть, хотя лучше уточнить этот момент при покупке билета.

Высокоскоростные поезда Elypsos

Читали Кингу «Убийство в восточном экспрессе»? Хотите окунуться в ту чарующую атмосферу с современным уклоном и без трагического происшествия? Тогда вам на борт состава Elipsos – роскошного поезда-отеля. Elipsos – детище французской и испанской железных дорог. Основные маршруты поезда:

  • Париж – .
  • Париж– .
  • – Цюрих.

Эти поезда имеют персональные названия. Мне вот довелось ехать на поезде «Жоан Миро», названного в честь известного сюрреалиста. Я очень люблю ездить на ночных составах, так как это экономит деньги, которые мне бы пришлось выложить за ночевку в отеле, и главное, сохраняется драгоценное дневное время, ведь не всем нравится смотреть мелькающие пейзажи за окном.В поездах есть 4 класса:

  • Gran Class (гранд класс).
  • Club Class (1 класс).
  • Tourist Class (2 класс).
  • Вагоны с сидячими местами.

Gran Class

В нем вы можете путешествовать, как гордый баобаб, в одиночестве в личном купе (они рассчитаны на одного или двух человек). Также есть туалет, раковина и душ. Подают прессу.


Club Class

В этом классе предусмотрены двухместные купе для мужчин, женщин или семей. А ведь были и такие дремуче времена, когда вы бы ехали в одном купе, а ваш спутник или спутница за стеночкой или вообще в другом вагоне. Также есть кондиционер и умывальник. Туалет один на вагон.


Счастливые обладатели билетов в этот и предыдущий класс имеют доступ в ВИП-залы ожидания на вокзалах Мадрида и Милана и на бесплатные парковки.

Tourist Class

Купе на четырех человек. Мужское или женское. Также формируются купе для семей или людей, едущих вместе и знающих друг друга. Из удобств: кондиционер и пресса. Туалет один на вагон.


Вагоны с сидячими местами

Вагон обустроен 20 раскладывающимися креслами. Есть подставка для ног, лампа на случай, если вы для пущей романтики решите не спать и окунуться в чтение детектива, где сюжет закручен на аналогичном путешествии, проходившем много десятилетий назад. Имеется много места для ваших вещей, кондиционер и пресса.

Вагон-ресторан

Работает он до двух часов ночи. Кормят вкусно. Днем, вагон как вагон, а вот вечером… Вечером я собралась пойти часов в одиннадцать откушать курицы и соуса, как моя подруга говорит: «Яро, ты бы это, ну платье надела, и на голове что-то поприличнее сделала». Я распустила свою гриву, надела наименее мятое платье и направилась в ресторан. Нет, там не было путешественников в вечерних платьях и смокингах, однако и в спортивных штанах посетителей я не заметила. Все старались выглядеть как можно лучше, наверное, проникнувшись атмосферой ночного путешествия на роскошном поезде.


Разобравшись со всеми премудростями поездов и вагонов, перейду к не менее насущному вопросу – тарифам на билеты.

Тарифы железной дороги Франции

Если ожидаете, что вас ждет всего несколько видов тарифов, то не тут-то было! На большинство категорий поездов (не всех конечно), распространяются разные специфические вариации. Что не поезд, то новые тарифные правила. С ума сойти можно, если не посвящен во все это дело! Так что будем вникать.

Я расскажу о трех основных тарифах, по которым вам предложат купить билет на фактически любой поезд на сайте железной дороги или в кассе, а также о специальных дополнениях, которые распространяются на некоторые категории поездов. Самыми популярными у туристов являются:

  • Поезда TGV.
  • Поезда Eurostar.
  • Поезда Thalys.

Но обо всем по прядку, начнем со «стандартных тарифов», которые применяются при покупке подавляющего большинства билетов во Франции. Объясню все наглядно. На изображении ниже вы видите часть расписания рейсов по маршруту «Париж – Лилль».


Вверху над ценами обозначены разными цветами тарифами: голубым, синим и фиолетовым. Возможно, эти цвета и называется как-то по-другому, типа аквамарина или фиалкового, но мой глаз видит спектр именно так. В зависимости от тарифа стоимость билета изменяется в большую сторону. Итак, немного о каждом.

Тариф Non exchangeable

В переводе значит «не подлежит обмену». И, собственно, этим все сказано. Ни сдать, ни обменять билет, купленный по такому тарифу, невозможно. Цены зато на такие билеты минимальные.

Триф Exchangeable conditions apply

Здесь билеты уже подлежат обмену, но с определенными условиями. Для того, чтобы узнать эти условия, нужно нажать на стоимость билета, и перед вами откроются все детали. К примеру, на данном маршруте обменять билет можно за тридцать дней до отправления (вернуть билет или сдать), уплатив комиссию в размере 5 €. А вот за день и в день поездки эта сумма возрастет до 15 €. Если вы решите обменять билет на более дорогой, к этой суме просто приплюсуют разницу в стоимости. Сдать или обменять билет невозможно после отправления поезда.

Тариф Flexible

По нему билет можно бесплатно вернуть до дня отправления поезда. Также его можно сдать или обменять без комиссии в течении двух часов после отправления поезда непосредственно на станции отправления.

***

Вот такие нехитрые тарифы действуют для большинства билетов на поезда во Франции. Теперь перехожу к рассказу о более специфических деталях.


Тарифные правила в поездах категории TGV

Купить билет на поезд TGVI можно по следующим тарифам:

  • Prem"s.
  • Loisir.

Рассмотрим каждый более детально.

Тариф Prem"s

Подойдет для самых «монолитных» путешественников, которые заблаговременно планируют свои поезки и покупают билеты. По этому тарифу можно купить самые дешевые билеты. Особенности:

  • Возможность купить билеты за три месяца до предполагаемой даты отправления, ведь именно за девяносто дней начинается продажа по такому тарифу, а закрывается она за две недели до даты отправления поезда.
  • Ограниченное количество мест – не на всех маршрутах есть билеты по такому тарифу, да и мест по Prem"s может быть совсем немного.
  • Билет невозможно сдать или обменять. Совсем нельзя, как не крути, и даже 50% стоимости за билет вам не вернут.
  • Несколько раз в год компания SNСF устраивает глобальную распродажу билетов по этому тарифу, и кататься в такие моменты по Франции можно почти даром.

Тариф Loisir

Его можно охарактеризовать хорошей ценой и относительной гибкостью. Особенности тарифа Loisir:

  • Билеты можно вернуть или обменять, однако сделать это получится максимум за 24 часа то отправления поезда. Если надумаетесь менять билет или сдавать его в день отправления, из стоимости билета вычтут 10 €.
  • Если вы опоздали на поезд, сдать билет или обменять его не получится.
  • Количество ограниченно.

Тариф Pro

Вот это самый подходящий вариант для таких ветреных и непостоянных людей как я – сегодня одно планирую, завтра уже другое. Максимально гибкий тариф, однако цены низкими не назовешь. Особенности:

  • Билет можно сдать или обменять еще на протяжении двух часов после отхода поезда со станции. Опоздали на поезд, имея на руках билет по тарифу Pro? Не беда! Сдаете его в кассу или обмениваете. Однако, хочу заметить, что в день отправления поезда, билет можно менять только в кассе вокзала, с которого отходит ваш состав.
  • Также Pro предполагает эксклюзивные услуги в первом классе. Еда к вашему креслу и так далее.
  • Количество Билетов по такому тарифу, как говорит мой племянник: «ну просто завались!»

Тарифы на поезда Eurostar

На поезда есть три основных вида тарифов, они также зависят от вашего возраста. Начну с основных:

Гибкий тариф (Flexi)

Доступен в бизнес классе. Отличается билет, купленный по этому тарифу, просто невероятной гибкостью: его можно сдать или обменять еще в течение двух месяцев после даты отправления поезда. И все без каких-либо комиссий.

Полугибкий тариф (Semi-flexi)

Он предназначен для пассажиров первого и второго класса. Билет тоже можно вернуть или обменять в течении двух месяцев после предполагаемой даты поездки, однако нужно заплатить комиссию в размере 40 €.

Негибкий тариф (Non Flexi)

Путешественники первого и второго класса, купившие билет, по этому тарифу не могут его сдать или обменять. Однако, проезд обойдётся значительно дешевле, чем купленный по Flexi или Semi-flexi.

Преимущества в зависимости от возраста

Да, в поездах то, сколько вам лет, может неплохо сыграть на руку и сэкономить немного денег. Есть следующие тарифы в зависимости от возраста:

  • Детский. Рассчитан на людей от 4 до 11 лет. Возврату и обмену не подлежит.
  • Молодежный. Ездить по нему могут люди в возрасте от 12 до 25 лет.
  • Тариф для людей третьего возраста. Увидев такую формулировку на сайте железной дороги Франции я прям таки оскорбилась. Ну и что тебе 60 лет? Я вот планирую быть продвинутой и бойкой леди в эти годы, а не человеком третьего возраста. Ну да ладно, не в этом суть. Пассажиры от 60-лет имеют полное право на поездки по такому тарифу.

Какие же скидки это предполагает? Подробности вы может узнать при покупке билета онлайн, поставив галочку в необходимом окошке с выбором возраста или сообщив его кассиру.

Тарифы на поезде Thalys

Немного напоминают тарифы на поезда Евростар. Основных три, а ещё есть те, что зависят от возраста. И уже по традиции начну с основных:

Гибкий тариф (Flex)

Купить билет по такому тарифу можно в первый класс, а там уже ехать и наслаждаться комфортом. Основные характеристики этого тарифа:

  • Билет можно купить вплоть до дня отправления поезда.
  • Его удастся бесплатно обменивать сколько угодно раз до отправки поезда и еще час после этого. Однако, сделать подобное можно только на вокзалах, откуда отходят поезда Thalys.
  • Билет можно вернуть бесплатно в течении часа после отправления поезда. Если вы не уложились в это время, придется заплатить комиссию в размере 50% чтобы сдать билет.

Полугибкий тариф (Semi-flex)

Этот тариф сочетает в себе гибкость и сравнительно небольшие цены на билеты. Билет можно:

  • Купить только в одну сторону и только при наличии свободных мест вплоть до дня отправления поезда.
  • Обменять один раз вплоть до отхода поезда.
  • Возвратить до отхода поезда и в течении часа после него.
  • Купить чем раньше, тем по меньшей стоимости.
  • Приобрести только в первый класс.

Негибкий тариф (Non Flex)

Этот тариф характеризует минимальная гибкость, но очень привлекательная цена. Особенности:

  • Возвратить билет по этому тарифу нельзя.
  • Продажа закрывается за двое суток до отправления поезда.
  • Доступен только во втором классе.

Возрастные

Также предоставлены два тарифа в зависимости от возраста пассажиров:

  • Молодежный тариф. Для пассажиров в возрасте от 12 до 25 лет. Доступен в первом и втором классе. Можно обменять билет один раз перед отправлением поезда.
  • Тариф для людей третьего возраста. Он аналогичный тому, который я описывала в разделе про тарифы на Eurostar. Правила обмена и возврата подобны правилам в молодежном тарифе.
  • Дети ездят по стандартным правилам: до 4 лет бесплатно.

Вот, пожалуй, и все хитросплетения, которые нужно знать туристу. Если нужно уточнить, есть ли специальные тарифы на другие категории поездов, это можно сделать в несколько кликов, введя в поисковике название поезда и перейдя на официальную страницу компании-перевозчика.

Как сэкономить во время путешествия

Вопрос насущный, так как билеты во Франции на поезда дешевыми назвать трудно. Если читали внимательно о тарифах, то думаю, у вас уже появились первые мыслишки на этот счет, а я их постараюсь суммировать и добавит кое-что новое.

Заблаговременная покупка билетов

Билеты нужно покупать как можно раньше, так вы сможете сэкономить. В день отправления приобретение обойдется вам в 80 €, а купи вы его за, например, три недели, заплатить пришлось бы всего 40 €.


Существенная разница? А то!

Выбор класса вагона

Первый или второй класс? Да, конечно, второй, если вам не существенны дополнительные 5 сантиметров между проходами и на 3 сантиметра более широкие кресла. Не увлекайтесь сильно лягушачьими лапками и булочками и вполне себе комфортно прокатитесь в салоне второго класса, ведь, по моему мнению, самым существенным различием межу классами является разница в стоимости билетов.

Возраст пассажиров

Об этом я уже говорила выше. Дети, молодежь до 25 лет, и пассажиры старше 60 лет всегда имеют право на скидки.


А дети до четырех лет едут бесплатно, сидя на коленях у родителей.

Покупка билетов на сайте

На некоторые поезда билеты можно купить только на сайте. Но не в этом суть, а в том, что покупая билеты онлайн, можно спокойно все рассмотреть, выбрать самый удобный и дешевый вариант. А вот когда покупаешь билет в кассе, вокруг шум, гам, кассир слабо понимает твои попытки изъясниться на непонятном для себя языке, да еще и кто-то постоянно тычет в спину, дабы ты поторапливался. В таких условиях не всегда получается купить «правильный» билет. Иногда хочется побыстрее смотаться оттуда, взяв уже какой попало.

Путешествие группами

Иногда можно получить скидки, путешествуя даже небольшой группой из трех человек.


Возможности такой поездки нужно уточнять в кассе или на сайте железной дороги.

Проездные карты

Вот этот момент хотела бы выделить отдельно. Как по мне, все эти карты такое себе удовольствие, если вы во Франции на три дня, и на поезде собираетесь совершить всего пару поездок. А вот если вы решите задержаться подольше в этой стране и много путешествовать на поездах, они могут вам пригодиться. Карт великое множество, и большинство из них удобны для самих французов. А вот туристам советую обратить внимание на карты InterRail pass. Во Франции действует два типа:

  • InterRail Global pass – по ней можно прокатиться с ветерком в тридцати станах Европы.
  • InterRail France pass – проехаться, предъявив эту карту, можно только по территории Франции.

Вот о последней я и расскажу более подробно. Если думаете, что по ней можно кататься круглый месяц, то спешу вас разочаровать, она действенна только несколько дней. Ниже приведена стоимость ей во второй и первый классы.


Обзавестись картой можно в кассах крупных вокзалов страны или на сайте . Перед покупкой нужно все хорошо взвесить. Купить карту можно если:

  • Есть масштабные планы на путешествие по Европе или Франции.
  • Вам еще не исполнилось 26 лет, тогда по правилам вы можете получить еще дополнительные скидки. Какая разница в стоимости билета для молодежи и взрослых, видна из таблицы.

Не покупайте карту, если:

  • Вы запланировали одиночное или несколько мелких путешествий.
  • Вы планируете путешествие за несколько месяцев. В таком случае проще и выгоднее купить билеты со скидками.

Путешествием как по маслу

Тут я обращу внимание на несколько важных моментов касательно комфортной поездки. Итак, чтобы поездка прошла без казусов, необходимо:

  • Учитывать опоздания и внештатные ситуации.
  • Компостировать билет (не во всех случаях).
  • Беречь билет.
  • Знать, откуда отправляется поезд.

Остановлюсь немного более детально на каждом из этих моментов, ведь соблюдение их – это залог вашего успешного путешествия.

Опоздания и внештатные ситуации

Помню, как я мчалась на поезд до Лиона. Я так стометровку на школьной олимпиаде по физ-ре даже не бежала. Увидел бы физрук Александр Николаевич меня в погоне за поездом, – не поверил бы, что я смогла развить такую скорость. А бежать то было чего – билет куплен по негибком тарифу, – опоздал и все, билет пропал, ни обменять, ни вернуть. К счастью, успела. До сих пор помню глазища проводника и удивленное: «Крейзи гьорл!» Так вот, чтобы вас не считали сумасшедшими, заблаговременно планируйте прибытие на вокзал. И проверяйте свои будильники.

Еще один вид опозданий – это опоздание поездов. Такое редко, но бывает. Если придется просто подождать поезд дополнительные пять минут, то это еще нечего, а вот если у вас рейс с пересадкой, и вы к своему ужасу понимаете, что на нее то вы не успеваете и всего на каких то жалких три минуты – это очень обидно. Так что планируйте рейсы так, чтобы у вас был достаточный запас времени на случай опоздания поезда.


Теперь переходим к внештатным ситуациям. Это я так скромно назвала забастовки работников железной дороги. Помнится на третьем курсе универа я дважды сдавала трудовое право, кстати, получила пятерку. Так вот, в одной из статьей Трудового Кодекса говорилось о том, что трудящиеся имеют право на отстаивание своих рабочих прав, а забастовка - один из законных способов этого. Французские работники железной дороги прям таки усиленно пользуются данной статьей. И отстаивают свои права.


Все из того же Кодекса мне известно, что работники должны предупредит «шефов» о забастовке за несколько дней. Поэтому в большинстве случаев будут предупреждены и пассажиры, письма с извинениями приходят на почту. Отменяются не все поезда, а только какая-то их часть. Поэтому вы, вероятно, все-таки уедете, куда вам нужно, но на несколько часов позднее. Вот так обстоят дела. Будем наедятся, что вы во время своего путешествия на них не попадете.

Компостировать билет

Естественно, билеты компостировать нужно. Но не все! От этой процедуры можно отказаться, если проставлена дата и время поездки, тогда и так понятно, что билет куплен только на один рейс и кататься по нему долго не получится.

Если вы купили проездной по гибкому тарифу, и он еще действителен целую кучу времени, то, естественно, как-то нужно засвидетельствовать, что вы собираетесь совершить поездку. Также некоторые не прокомпостированные билеты на конкретный поезд могут работать еще месяц в этом направлении. Но такое лучше уточнить в кассе или на сайте при покупке.

По прокомпостированному билету можно уехать в течение дня, когда он был «пробит». А если не прокомпостируете, вам грозит штраф. Но об этом немного ниже. Также не нужно подвергать этой процедуре электронные e-ticket. Они распечатываются на листке А-4 у вас дома, и на таком билете есть код, который, собственно, и сканирует контролер в поезде. Ну и подскажу вам еще один надежный метод, как не прогадать с компостированием. Если на вашем документе красуется надпись «A composter avant l"acces au train» – значит, билет нужно прокомпостировать. Сделать это можно в желтых аппаратах, которые расположены на вокзале. Билет нужно засунуть в щель, и автомат его «пробьет».


Если вы не ослушались до всех моих увещаний о пунктуальности и бежали на поезд так, что не успели или забыли прокомпостировать билет, вам на выручку придет сотрудник SNCF, который перед поездкой заходить в поезд. Нет, это не контролер, а человек, который прокомпостирует вам билет. Окликните его: «Пардон, мсье!», – а затем дайте свой билет, он поставит свой автограф и печать.

Беречь билет

Не потеряйте проездной документ. Не нужно его засовывать в задний карман джинсов или переполненный кошелек, скручивать трубочкой или пользоваться им, как веером – улетит куда-то и все! А где-то за спиной приближается неумолимый контролер, и без штрафа уже не обойтись.


Штраф за безбилетный проезд и не прокомпостированный билет равняется двойной стоимости поездки. И, мне кажется, это вполне весомый аргумент, дабы не халявить и следить за своими вещами!

Знать, откуда отправляется поезд

Ох, сколько я перевидала туристов, метавшихся по вокзалу и не знающих, откуда отходят поезда! Да и сама я когда-то такой была, но все приходит с опытом и рассказами друзей-путешественников. Навигация на французских вокзалах развита хорошо. Повсюду экраны, где отображается вся нужная информация о поездах.

Путь, по-французски – «voie». Обозначаются пути либо цифрами (1, 2, 3) либо буквами (А, Б, С). Обнаружить нужный достаточно просто, вместе с тем можно и билет прокомпостировать. Если на нем указан вагон, его следует найти, но фишка в том, что на самых поездах нумерации нет. Нужно как любопытному Буратино заглядывать в тамбур, смотреть номер вагона на дверях с внутренней стороны, а он еще и мелким шрифтом написан. Номера кресел обозначаются на маленьком жидкокристаллическом экране, они могут меняться от поездки к поездке.


Закончив с теорией, переходим к практике. Далее я расскажу, как можно купить билеты на поезд во Франции.

Покупка билетов

Для приобретения билетов есть три основных способа, и все я им вам детально распишу, а вы уже выбирайте, какой вам больше всего нравится, и в бой! Итак, на данный момент у путешественников есть три возможности покупки:

  • В кассе одного из французских вокзалов.
  • В специальном автомате.
  • На сайте SNCF .

Забегая наперед, скажу, что на сайте у вас есть несколько вариантов того, как можно получить билет:

  • Электронный билет, он же e-ticket. Схема достаточно проста. Покупаете на сайте билет, получаете его на электронную почту, распечатываете, берете его, а также документы, удостоверяющие личность, с собой в поезд и предъявляете контролеру.
  • Получить билет в кассе по данным, присланным на электронку. Сделать это можно в любой кассе, а не только на вокзале, с которого вы отправляетесь, в любой день.
  • Получение билета в автомате. Система также проста – нужно ввести четырехзначный код, который вы получили после оплаты на сайте. Далее на экране автомата появится информация о билете. Потом вас попросят вставить банковскую карту, которой вы расплачивались, и ввести пин-код. Система проверит карту, выдаст вам ее назад и распечатает проездной.
  • Бронирование билета и дальнейшая его оплата в кассе или автомате. Тут все просто. На сайте билет бронируем, получаем на почту необходимую информацию для оплаты, а далее вносим деньги в кассе или автомате. Лично я не считаю этот вариант удобным.
  • Получение билета по почте. Не по электронной почте, а по бумажной. Зная своего почтальона, я бы никогда не рискнула. Сами понимаете, могут возникнут проблемы при пересылке билетов, да и их могут попросту потерять.

Вот такие основные варианты. В большинстве случаев при покупке билета доступны не все, а всего лишь несколько способов. Лично я считаю, что удобнее e-ticket и распечатка билета в автомате.

Уже зная, как можно получить билеты, переходим непосредственно к вариантам покупки.

В кассе

В основном кассиры говорят по-французски, однако лишь некоторые из них могут изъясниться и на английском. Лично я не особый любитель покупать билеты в кассе: шумно, очередь, да и не всегда можно понять, чего от тебя хотят. Поэтому я пишу записку кассиру.

На листочке указываю следующие данные:

  • Дату отправления.
  • Время отправления.
  • Станцию отправления.
  • Станцию прибытия.
  • Желаемый тариф.
  • Окончательную стоимость билета.

Это значительно упрощает всю процедуру. Правда, один раз получилась забавная ситуация, когда кассир подумал, что я глухонемая, и решил показать, что он не лыком шит, и продемонстрировал все свои знания жестового языка. Я, решив ему подыграть и зная только как сказать: «Привет!», «Пока!», «Я рада тебя видеть» на русском жестовом языке, все это ему показала и оба довольные собой мы разошлись.

В специальных автоматах

Автоматы эти расположены практически на всех вокзалах. Называются они Automatic Ticket Machine, окрашены в желтый цвет и не заметить их трудно. Выглядят они вот так.


Как же пользоваться этим представителем робототехники? Прилагаю пошаговую инструкцию. Для начала нажимаем на кнопку Depart immediate.


Теперь первым делом выбираем название станции, с которой отправляется поезд и станцию, куда вам нужно прибыть.


Теперь нужно ввести дату, на которую планируется путешествие. Для этого просто выбираем число месяца.



Далее открывается страничка, на которой нужно выбрать количество пассажиров. И жмем Valider. Это кнопка подтверждения действия, и именно ее нужно нажимать в других случаях, чтобы перейти на следующую страницу.


Теперь выбираем класс. Как по мне, думать нечего – второй. Путешествуем в комфорте и экономим.





Теперь нужно оплатить билеты картой или наличными.


Вставляем карту или наличные в приемник.



На сайте SNCF

Если же вы хотите купить билет здесь и сейчас, то… Следуйте за мной! Первым делом заходим на сайт SNCF . По умолчанию у меня стоит английский язык, но если у вас указан французский, то его можно изменить в правом верхнем углу. Далее жмем вкладку Reservations.


Перед нами появляется окно, где нужно ввести место отправления, место прибытия, дату, а также время, начиная с которого мы хотим уехать. Еще нужно указать количество пассажиров (нажав на плюсик, расположенный в сером прямоугольник), возраст, есть ли у вас какие-то специальные карты для проезда и учувствуете ли вы в программе лояльности. Также выбираем класс.

Я хочу отправиться с Парижа в во втором классе, так как не желаю переплачивать. Соответственно, выбираю эти города, но названия станций не ввожу, просто выбираю all stations. Как «тру путешественник», билет я покупаю за месяц до поездки, дабы сэкономить себе на конфеты. Заполнив все поля, жмем Search.


Система пару секунд ищет необходимые рейсы, и перед вами появляется окошко с рейсами, тарифами. Вариантов много, каждый час, выбрать есть из чего. Я хочу поехать на рейсе в 9:46 по билету с невозвратным тарифом. Кстати, красным на скрине вы можете увидеть спецпредложение на поезд Ouigo за 10 €, о котором я вам рассказывала выше.


Нажав Choose your seat, можно выбрать расположение места. Я вот любитель путешествовать у окошка, поэтому жму на этот вариант.


Далее нажимаю Select this outbound journey, что в переводе значит: «выбрать это путешествие». Теперь появляется окошко с более детальной информацией о поездке. Тут мне становится известно, что ехать я буду возле окна на двойном сиденье №26.



Появляется окошко, в котором нужно ввести свои данные. В первом блоке выбираем способ того, как хотим забрать билет. Обо всем этом я рассказывала выше. Я выбираю вариант с распечаткой билета в автомате.


Во втором блоке написано, что билет является строго персональным, и нужно ввести имя, фамилию и дату рождения. В третьем блоке эти данные дублируются, плюс нужно ввести адрес электронной почты. Не забываем поставить галочку с подтверждением, что вы прочитали все условия продажи, а также согласны с ними.


Вот и заключительный момент – введение платежных данных. Осталось подождать пока на почту придет специальный код, и в нашем случае уже во время путешествия распечатать билет в автомате.


Регистрироваться для покупки на сайте не обязательно. По моему мнению, сайт французской железной дороги один из самых удобных для пользователей среди аналогичных ресурсов во всем мире.

Заключение

Вот такая она железная дорога Франции – со множеством поездов, тарифов и правил. Надеюсь, я помогла вам во всем разобраться! Подводя итог, я бы советовала покупать билеты заблаговременно, ездить вторым классом, и придерживаться элементарных правил для пассажиров железной дороги, – это сделает ваше путешествия более экономным и приятным. Счастливого пути!

.

Есть что добавить?

Основные маршруты из Парижа
Французские поезда — быстрый и простой способ, чтобы добраться до нужного места. TGV (сокращенно от французского train a grande vitesse, скоростной поезд, читается Тэ-Жэ-ВЭ) — французская сеть скоростных электропоездов.
Так как Франция является самой большой страной в Западной Европе, поэтому путешествие на поезде очень актуально. В стране имеется довольно эффективная транспортная железнодорожная система. Правительством инвестированы значительные средства в создании системы высокоскоростных поездов TGV (TGV поезда — Train à Grande Vitesse), разработана и финансирована постройка специальных высокоскоростных линий LGV (Ligne Grande Vitesse) для этих дорог.
Протяженность скоростных магистралей составляет более 1700 км (1056 миль), включая специальные высокоскоростные линии, кроме этого тысячи километров магистральных линий регионального масштаба, которые имеют важное значение и позволяют путешествовать по Франции на поезде по всей стране. Управление дорогами осуществляется "Национальной компанией французских железных дорог» (SNCF).

Железнодорожная сеть

Французская железнодорожная сеть связывает между собой не только все крупные города, но большинство малых городов сельской местности. При тщательном планировании путешествия, вы можете обойти только с помощью передвижения на поездах во время вашего отпуска. Обычные поезда удобны при поездке на небольшие расстояния, является относительно дешевым транспортным средством.
Необходимо иметь ввиду и то обстоятельство, что некоторые поезда ходят по расписанию и только по определенным дням, поэтому необходимо это учитывать, если вы собираетесь путешествовать на поезде по районам Франции.
В Париже 6 действующих железнодорожных вокзалов. С этих станций можно практически добраться до любого уголка Франции. Но один из самых красивых Лионский вокзал, он находится недалеко от бульвара Дидро в 12 округе Парижа. Здание было построено к всемирной выставке 1900г., это было легендарное событие которое посетило небывалое по тем временам количество людей 50 миллионов. К этому событию Париж готовился серьезно и наравне с вокзалом была запущена 1-ая линия парижского метро и троллейбусная сеть. Лионский вокзал связывает Париж с юго-восточной частью страны. Кроме пригородных электричек и сверхскоростных поездов отсюда можно добраться до Италии или Греции. В зимнее время можно встретить горнолыжников или сноубордистов, именно с этой станции уходят поезда в Альпы.
Gare de Lion замыслили как помпезное масштабное здание олицетворяющее технический прогресс, именно поэтому фасад украсили символическими фигурами четырех граций: Механика, Электричество, Навигация и Пар.

Скоростные магистрали

Типы поездов во Франции
Франции имеет разные типы поездов, от впечатляющего поезда TGV и других высокоскоростных поездов до обычных поездов на небольшое расстояние. Наряду с новыми средствами все еще существуют ряд линии, где используются старые типы вагонов, большая часть поездов в настоящее время является удобными, современными и высокотехнологичными, имеются дополнения такие как Wi-Fi. Пассажирские вагоны имеют довольно большие окна по обеим сторонам, а другие верхний ярус позволяющий иметь прекрасный обзор при поездке.
Основные типы поездов во Франции
TGV сеть поездов работает с крупными городами Франции и Европы.
TGV Nord от Парижа Гар дю Нор. Соединений на севере Франции, в Лилле, и Eurostar в Лондон, Лилля и Брюсселя.

Международный перевозки скоростными поездами

Технология TGV используется другими национальными железнодорожными перевозчиками Европы.
Lyria TGV поезда курсирующие из Францию ​​в Швейцарию
Eurostar связывает между собой Великобританию, Лилле, Париж и Брюссель
Thalys поезда направляющиеся из Франции в Бельгию, Нидерланды и Германию
TGV France-Italy
Высокоскоростная магистраль Artesia (Франция - Италия)

Приобретение билетов

Как и где купить билеты для путешествия на поезде во Франции.
Как и большинство стран, цены на билеты отличаются друг от друга. Если вы можете заказать билеты заранее, вы получите хорошие скидки. При раннем бронировании, в случае опоздания на поезд, вы не сможете получить возмещение расходов.
Цены на билеты на TGV или экспресс-поезд не дороже, как и на обычную местную линию. Это обстоятельство позволяет конкурировать с дешевыми авиалиниями, TGV поезда предлагают выгодные цены при раннем бронировании. Интернет бронирование имеет широкое распространение.
Билеты на проезд в поездах можно заказать через Интернет, и вы сможете распечатать их на компьютере в качестве электронного билета, именно так делают авиакомпании. Например, если Вы заказываете билеты заранее за два месяца, чтобы проехать от Парижа в Ниццу, по тарифу второго класса билет будет дешевле и составит 27 евро ($ 35), а первым классом тариф 36 евро ($ 47).
Расписание железной дороги Франции
Расписание движения поездов TGV из Парижа (Лионский вокзал) в Ниццу ежедневно в 6:49, 8:49, 10:49, 12:49, 16:49, а с дискаунтными тарифами iDTGV, которые необходимо приобретать только через интернет и заранее только в 6:49 и 16:49. С вокзала Аустерлиц поезд отбывает в Ниццу в 21:22 и прибывает утром. Бронировать на сайте www.tgv-europe.com/en

Время в пути между столицей и городами Франции

Парижа в Лилль — 59 мин
Париж в Дюнкерк — 59 мин
Поезда TGV Est от Paris Gare De l"Est. Соединяющий восток Франции городами Реймс, Мец, Нанси, Страсбург, Люксембург и за его пределами.
Париж Реймс — 48 минут
Париж в Меце — 1 час 27 минут
От Париж до Нэнси — 1 час 31 минут
Париж Страсбург — 2 часа 18 минут
Поезда TGV Sud-Est (Юго Восток) Парижа отправляется с Лионского вокзала.
Париж Лион — 1 час 59 минут
Из Парижа в Дижон — 1 час 37 минут
Альпы TGV из Парижа отправляющийся с Лионского вокзала, связывает с востоком Франции и является особенно необходимым для лыжников зимой, путешествующих на курорты, типа Куршевеля.
Париж в Гренобль — 3 часа 2 минуты
Париж в Аннеси — 3 часа 48 минут
Париж в Шамбери — 2 часа 50 минут
Поезда TGV Méditerranée отправляются из Парижа с Лионского вокзала, доходят до Провансе на Лазурном берегу.
Париж Марсель — 3 часа 25 минут
Париж Авиньон — 3 часа 36 минут
От Парижа до Экс-ан-Прованс — 3 часа 8 минут
Париж Ницца — 5 часов 38 минут
Париж Ниме — 2 часа 59 минут
Поезда TGV Atlantique Paris с вокзал Montparnasse курсируют на запад Франции.
Париж туры — 2 часа
Париж Бордо — 3 часа 3 минуты
Париж Тулуза — 5 часов 167 минут
Париж Pau — 5 часов 27 минут
Париж в Лурде — 5 часов 55 минут
Париж в Ле-Ман — 55 минут
Парижа в Ренн — 2 часа 13 минут
Парижа в Нант — 2 часа 12 минут

Сегодня расскажу вам о железной дороге Франции и поделюсь полезными советами: как купить билеты, как снизить стоимость проездных, какой вариант покупки наиболее выгодный для бюджетного туриста, а также о других особенностях французских железных дорог.

Наверное, никто не будет со мной спорить, если я скажу, что узнать страну по её столице невозможно. Ведь важно иметь представление не только о главных достопримечательностях, которые известны на весь мир, но и познакомиться с людьми, культурой, природой. А, побродив по столице один день, увы, не увидишь всей красоты, которая скрывается в мелочах. Сегодня я расскажу о своей поездке во Францию. Чтобы увидеть как можно больше и при этом не потратить целое состояние на переезды по стране, я решил передвигаться с помощью железной дороги и не прогадал. Это действительно познавательней, чем на городском транспорте и . Конечно, в первый раз отправляться в такое путешествие было страшновато, но потом беспокойство исчезло, остались только приятные впечатления и воспоминания. Почитать об одном из моих прежних приключениях можно в очерке « ».

Для начала расскажу основную информацию, которую важно знать каждому, чтобы иметь хоть какое-то представление и железных дорогах Франции. Итак, сеть железных дорог построена по радиально-кольцевой схеме. В столице находятся самые главные магистрали, которые расходятся в другие населенные пункты. Такая схема построения позволяет ездить между разными городами, не тратя много времени на дорогу. Пересадки осуществляются в Париже, причем, часто приходится переезжать с одного вокзала к другому.


Типы поездов

Сначала расскажу о высокоскоростных составах, которые сокращенно называют TGV. Это лучшее предложение на сегодняшний день. Ведь эти поезда двигаются со скоростью 300 км в час, комфортабельны. Правда, оборудованы только сидячими местами. Стоимость проезда выше, чем в обычных составах, поэтому этот вариант мне не подошел. Кстати, часто эти поезда останавливаются не на центральном жд вокзале, а в специальных терминалах. На сегодня существует три линии TGV, но планируется открытие четвертой. Благодаря тому, что линии соединяются между собой, можно легко и быстро добраться напрямую из Бордо в Лилль. Кстати, именно туда я отправлюсь в следующий раз и надеюсь, что на TGV. Ведь это хоть и дороже, но без лишней мороки и пересадок.

Также можно выбрать вариант проще, но ничем не хуже – скоростные поезда Corail . В дневных составах есть только сидячие места, которые разделяются на 1 и 2 класс. Кстати, вагоны для курящих и некурящих. Это стоит учитывать при выборе билетов. Скорость передвижения не такая как TGV, но доехать можно быстро. А с учетом, что это более бюджетный вариант, скоростные поезда заслуживают внимания туристов. Кроме дневных, также есть и ночные поезда, но по комфорту они ничем особо не отличаются от российских. Людям предлагают двухместные или трехместные купе первого или второго класса.

Не советую вам покупать совсем бюджетные варианты на шесть мест, так как там тесно, душно и о сервисе даже речи не идет.

Отмечу, что именно в скоростных поездах можно перевозить велосипеды (услуга платная).

Местные экспрессы – тоже неплохой вариант для передвижения, быстро и недорого (если выбирать 2 класс).

Кроме того, французы предлагают путешественникам специальные поезда с вагонами для автомобилей, они называются AutoTrain . Различают два их вида:

Собственник авто едет с транспортным средством в одном составе.

Поезд предназначен только для перевозки машин, а владелец добирается своим ходом.

Отмечу, что подобные поезда курсируют не всегда (с сентября по май) и только по определенному маршруту: Дордонь – Тулуза – Авиньон –Нарбон – Ницца.

Теперь расскажу немного о классах вагонов. Итак, различают два класса: первый и второй. Места в первом классе обойдутся дороже примерно в половину. Если говорить о втором классе, то стоимость может начинаться от 8, 5 до 10 евро за каждые сто километров. На коротких маршрутах цена дороже 11, 5- 15 евро. В ночном поезде второго класса (сидячие места) могут обойтись значительно дешевле (три евро за 100 км). Но стоит ли так себя мучить, ведь спать сидя – не лучший вариант. Хотя, если нужно экономить, то выбирать не придется, так как это дешевле всего.

Расписание поездов


С этим вопросом без посторонней помощи можно не разобраться. Хотя компания SNCF и предлагает карманное расписание абсолютно безвозмездно каждому туристу, но не опытным путешественникам понять все без дополнительных инструкций будет сложно. Поэтому немного поделюсь знаниями. Как правило, карманное расписание сделано по шаблону. В верхней строчке указывается номер поезда, в столбце слева написано наименование станции. Время прибытия состава находится на пересечении столбцов и строчек. Кстати, учтите, что номера составов часто имеют дополнительные пометки в виде аббревиатур и различных символов. Подобные пометки указывают на то, как курсирует поезд:

  • Исключительно по пятницам.
  • По праздникам и выходным.
  • Каждый день, кроме выходных.

Прочитав пометку в названии, вы будете знать, какой поезд вам подойдет в зависимости от дня недели.

Если повезет на крупных вокзалах, вам дадут специальное издание «Путеводитель для туриста» (также эту информацию можно узнать на сайте, если у вас подключен безлимитный интернет на смартфоне). В этом путеводители рассказано обо всем, что нужно знать клиенту SNCF.

В случае если у вас запланировано продолжительная и многодневная поездка по одному региону, советую купить на вокзальной станции буклет для туриста, в котором будет подробное расписание. Кроме того, каждый желающий может приобрести на вокзале в Relay книгу за 10 евро, в которой описано много интересного и полезного для туристов.

Где можно приобрести проездные?

К
огда приезжаешь в незнакомую страну и собираешься за пару дней посетить, как можно больше, хочется выбрать наилучший вариант покупки билетов, вернее наипростейший. Для меня самым выгодным способом оказался заказ через Интернет. А как будет проще вам, смотрите сами, расскажу о всех способах приобретения.

В отдельных кассах крупных железнодорожных вокзалов. Intermational – касса для рейсов международного значения; Grandes lignes – дальнее следование; Banlieue – пригородные рейсы. Отмечу, что в некоторых случаях кассы отличаются в зависимости от времени приобретения:

  • предварительные (Achat a l’avance).
  • в день отправления (Depart du jour) .

Купить проездные можно за наличные или кредитные средства. Только учтите, что возврат возможен только в первом случае. Поэтому, какой вариант оплаты выбрать – решать вам.

Кроме того, можно купить билет через автомат. Они есть практически на каждой станции. Можно оплатить билет наличными или кредиткой (если сумма более 2-х евро). Кстати, совсем необязательно готовить точную сумму, автомат выдает сдачу. Но проездной, приобретенный таким способом, будет немножко дороже.

Также проездные продает и контролер в поезде. Это на случай, если кассы закрыты, и у вас нет времени на то, чтобы стоять в очереди и «колдовать» над автоматом. Но это будет дороже, переплата может быть от 7, 5 до 15 евро за билет. Мой вам совет: не ждите, пока придет кондуктор, идите к нему сами. Так вы немного сэкономите, переплатив всего 3-6 евро.

Если покупаете проездной, находясь уже в вагоне TGV, тогда переплатить нужно, не зависимо от расстояния – 6 евро.

Интересная особенность, которую не советую пропускать: купив билет и закомпостировав его, вы имеете право выходить на любой станции на несколько часов, а потом вновь отправляться в дорогу. Главное, чтобы не было большого перерыва (24 часа). Иначе придется брать новый билет.

Кстати, перед посадкой желательно найти компостер и пробить билет (оранжевые автоматы, устанавливаются, в основном, на перроне). Если не нашли или не успели пробить проездной, зайдя в вагон, постарайтесь сразу найти кондуктора. В противном случае, грозит штраф, а это не только не приятно, но и лишние траты. О последнем способе, по моему мнению, самом удобном я расскажу отдельно.

Чтобы купить билеты онлайн, нужно зайти на официальную страницу французской железнодорожной компании SNCF . Зайдя на сайт, рекомендую сразу переключиться на английский язык (вверху страницы будет литерное обозначение FR, мы выбираем En). После этого первый делом выбираем, откуда мы будем отправляться и куда. Например, я отправлялся из Парижа в Марсель. Сразу скажу, что лучше выбрать пункт «все станции», чтобы нам показало больше вариантов. Определяемся с датой и временем выезда, а также с типом рейса. Советую брать без пересадок (галочка напротив “Direct trains” – прямые поезда). Также стоит выбрать класс вагона, я поставил галочку напротив второго, так как первый дороже. Кстати, по комфорту практически не отличаются, разве что немного. Далее заполняем все остальные пункты (страна доставки билета и т.д.) и нажимаем кнопку поиска (Search). После этого на экране вы увидите несколько вариантов (самый дешевый и выгодный будет подсвечен оранжевым цветом).

Отмечу, что проездной по низкой цене, в случае чего, обменять не получится, он возврату не подлежит.

Если выбрали самый лучший вариант в одну или в обе стороны, тогда нажимаем кнопочку Confirm , чтобы подтвердить оплату выбранных билетов. Чтобы заплатить, нужно ввести данные своей кредитной карты (вводим очень точно). После этого нужно будет определиться со способом получения:

  • по почте (ждать минимум 2 недели и не факт, что дойдет, зная возможности наших служб).
  • через автомат на станции (билет нужно распечатать). Нужно подойти к одному из желтых автоматов и вставить кредитку, посредством которой вы совершали покупку. Не волнуйтесь, смело вставляйте карту в терминал, это нужно для подтверждения, второй раз деньги не снимут.
  • на электронку (доступно не на всех направлениях). В этом случае нужно будет также распечатывать документ на проезд через терминал или же можно обратиться в кассу со своей распечаткой, которую получили на почту.

Как видите, заказать билет через Интернет несложно, нужно знать всего несколько нюансов. Но при этом очень даже выгодно, ведь именно во время покупки онлайн можно получить самые лучшие скидки и дешевые билеты. Поэтому я выбираю именно этот вариант. Тем более, зарегистрировавшись на сайте, я могу бронировать билеты с помощью мобильного интернета, находясь в пути. Очень удобно.

Но для этого нужно иметь качественный мобильный интернет . Обратите внимание на предложение , которая предлагает неплохие тарифы. По крайней мере, я остановился на этом провайдере и не жалею. Качество связи отменное, кроме того, стоимость доступная и я всегда на связи со своими близкими. А это для меня важнее всего. За время поездки не возникало ни одной проблемы. По тарифу «По Европе» или «Go Europe» для меня доступно общение в 36 странах+ выгодный мобильный интернет . Кстати, друг купил стартовый пакет Vodafone тоже доволен результатом. Три евро в день и никаких проблем:

  • Полгигабайта интернета.
  • 50 минут на разговоры (часть на исходящие и на входящие).
  • Возможность общаться в более 40 странах.

Поездка во Францию меня вдохновила на новые свершения, хочу увидеть ещё больше стран и почувствовать их колорит, . Ведь это не только недорого, но и интересно, а также комфортно. Отмечу, что французы с виду очень строги, но на самом деле добродушны и приветливы, во многом мне помогали. Правда, для этого потребовались мои школьные знания французского.