Категории пассажирских поездов. Порядок нумерации поездов дальнего следования Определить скорый поезд или

Трудно в наше время найти человека, который бы не видел поезда, но не все смогут ответить на вопрос: «Что называется поездом» На железных дорогах поездом принято называть сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими локомотивами, с установленными сигналами.
Как только к составу прицепляют прицепляют поездной локомотив - он (состав) превращается в поезд. Каждому поезду присваивают номер. Номер - это «лицо» поезда. Если говорят поезд № 21, то железнодорожнику понятно, что речь идет о скором пассажирском поезде, и он движется с востока или севера.
Пересекая границы, поезда и вагоны советских железных дорог устремлялись на юг и север, запад и восток. Везут они пассажиров во все концы нашей необъятной Родины. И не только! Поезда и вагоны советских железных дорог курсировали по территории 25 государств Европы и Азии - в Улан-Батор, Пхеньян, Пекин, Ханой. Не останавливают их ни различная ширина колеи, ни водные преграды. На перестановочных пунктах пограничных станций вагонам просто меняли тележки, а водные преграды они преодолевали на паромах. Плавали наши вагоны по водам Северного моря от порта Германской Демократической Республики Росток до шведского порта Мальме, следуя в Стокгольм и Осло и возвращаясь оттуда домой.
А что же с нумерацией пассажирских поездов? За 150 летнюю историю железных дорог она менялась не однократно. Так, с 15 мая 1929 года Народным комиссариатом путей сообщения (НКПС) была установлена следующая нумерация пассажирских поездов: курьерским поездам присвоены номера с 1 по 8, скорым с 11 по 38, почтовым с 41 по 58, пассажирским -с 61 по 78, товарно-пассажирским - с 81 по 85, пригородным -с 101 по 895 и трудовым - с 901 по 988.
В 1970-е годы нумерация поездов была следующей: скорые номера имели номер 1-98; 101-298 - пассажирские дальние, круглогодичного обращения; 301-498 - пассажирские дальние, назначаемые в летний период; 501-598 - пассажирские дальние разового назначения; 601-698 - пассажирские местные; 6001-6998 пригородные; 801-898 туристско-экскурсионные; 901-948 почтово-багажные; 951-968 грузопассажирские (по билетам); 971-998 людские (по грузовым документам).
С введением между Москвой и Ленинградом скоростных поездов ЭР-200 и "Аврора" нумерация была немного изменена: номера 1-99 отведены для скорых поездов, курсирующих круглый год; 101 - 149 - скорые летние; 151-169 - скоростные пассажирские; 171-299 - пассажирские дальние, курсирующие круглый год; 301-399 - пассажирские дальние летние; 401 - 499 - пассажирские разового назначения (вывозные); 501-599 - пассажирские разового назначения (пунктирные); 601-699 - пассажирские местные; 6001-6999 пригородные; 801-899 туристско-экскурсионные. Нумерация почтово-багажных, грузо-пассажирских и людских поездов не менялась.
Современная нумерация более сложная. Как не похожа она на нумерацию 90-летней давности!

Пассажирские поезда:
Скорые:
- круглогодичного обращения 1-148
- сезонного обращения 181-298
Скоростные круглогодичного и сезонного обращения 151-168
Ускоренные круглогодичного и сезонного обращения 171-178
Дальние (кроме скорых)
- круглогодичного обращения 301-398
- сезонного обращения 401-498
- разового назначения, вывозные (пунктирные) 501-598
Местные (кроме скорых) 601-698
Служебного (специального) назначения 701-748
Скорые дальние составами дизель- и электросекций:
- повышенной комфортности 801-848
- без предоставления дополнительных услуг 851-898
Почтово-багажные, грузо-пассажирские и людские поезда:
- почтово-багажные 901-948
- грузо-пассажирские 951-968
Туристско-экскурсионные 971-988
Пригородные 6001-6998
Скорые пригородные 7001-7398
Пригородные служебного назначения (по билетам) 7481-7498

Нечетные номера имеют поезда, путь которых лежит с востока на запад и с севера на юг, а четные - курсирующие с запада на восток и с юга на север. Номера поездов не только помогают различать категорию и направление движения поездов, но главное - руководить их продвижением на всем пути от начальной до конечной станции.
Движение всех пассажирских поездов регламентируется графиком и расписанием их отправления и прибытия. В соответствии с Уставом ж. д. правила пассажирских перевозок и перевозки багажа по ж. д. определены действующим Тарифным руководством, в котором установлены общие условия перевозки пассажиров, их ручной клади, багажа, грузобагажа и почты; указаны основные положения по продаже билетов, сроки их годности; определён порядок оформления остановки пассажиров в пути следования, возможное изменение маршрута следования пассажира; приведены все виды пассажирских, багажных и других тарифов и сборов за услуги, оказываемые пассажиру; установлены условия бесплатного проезда пассажиров различных категорий; приведены правила перевозки туристов и др. массовых людских перевозок; указан порядок аренды пассажирских вагонов и т. п. Составы пассажирских поездов значительно короче и весят меньше по сравнению с составами грузовых поездов. Водят пассажирские составы специальные пассажирские локомотивы, которые могут развивать более высокие скорости, чем грузовые.
Парк пассажирских вагонов подразделяется на пассажирские, багажные, почтовые, почтово-багажные, вагоны-рестораны и специальные вагоны. Пассажирские вагоны делятся на жёсткие (некупейные и купейные), мягкие, мягко-жёсткие и с сидячими местами (межобластные).
Скорые поезда формируются из вагонов повышенной комфортабельности, имеют меньшую массу и населённость поезда, следуют с более высокими скоростями, безостановочно 200-300 км с минимальной затратой времени на остановки. Фирменные скорые поезда обычно следуют между столичными городами, крупными промышленными и курортными центрами. Пассажирские поезда формируются из вагонов меньшей комфортности, чем скорые, имеют большую массу и меньшую маршрутную скорость, более частые остановки. Пригородные поезда имеют меньшую массу, чем дальние и местные, и, как правило, большую населённость и частые остановки в пригородных зонах.
Туристско-экскурсионные поезда формируются из вагонов одной категории и могут следовать в любом сообщении. Грузопассажирские поезда формируются из вагонов пассажирского и грузового парка на малодеятельных участках с незначительными пассажиропотоками. Почтово-багажные поезда формируются из почтовых и багажных вагонов. Людские поезда предназначаются для перевозки пассажиров в грузовых крытых вагонах, имеющих для этого необходимое оборудование.
В составе пассажирских поездов вагоны располагаются в строго определенном порядке: почтовый и багажный вагоны всегда следуют в голове поезда и обычно не имеют порядкового номера; вагоны-рестораны, купейные вагоны и вагоны с радиоузлом, вагоны высшей категории располагаются в середине состава. Группы купейных, плацкартных и общих вагонов могут находиться как в головной, так и в хвостовой частях поезда. Пассажирские поезда международного пассажирского сообщения формируются по специальным схемам. Нумерация вагонов в составе обычно идёт от локомотива к хвостовой части поезда. Счёт мест в вагоне ведётся от служебного отделения проводника. Нижние спальные места имеют нечётные, а верхние - чётные номера. В составе поезда могут выделяться вагоны, предназначаются для отдельных категорий пассажиров (например, военнослужащих, пассажиров с детьми). В вагонах также отводятся места для отдыха проводников, работников вагона-ресторана и электромеханика поезда.
Организация пассажирских перевозки осуществляется на основе прогнозирования и статистических законов изменения пассажиропотоков во времени. В эксплуатационной работе руководствуются перспективными, годовыми и оперативными планами пассажирских перевозок, в которых устанавливаются объёмы пассажирских перевозок по числу отправленных пассажиров по видам сообщений, числу перевезённых пассажиров, пассажирообороту и средней дальности поездки одного пассажира. Существенную роль в пассажирских перевозках играют специальные обследования потока пассажиров по отдельным узлам и направлениям.

О фирменных поездах

Фирменные поезда - это поезда высоким уровнем сервиса, дизайном, комфортом, дополнительными услугами.
Вагоны каждого фирменного поезда должны окрашиваться в цвет отличающий поезд от другого. Некоторые фирменные поезда одной железной дороги могут иметь общую цветовую окраску, но отличаться надписями - наименованием поезда. Примером могут служить поезда "Жигули" и "Ульяновск" Куйбышевской железной дороги. Кроме внешнего оформления фирменный поезд имеет свой внутренний дизайн. На полу должны быть постелены ковровые дорожки, на окнах – занавеси-шторы с фирменной символикой.
Каждый поезд имеет индивидуальное название. Некоторые из них знакомы не один десяток лет. Это "Красная Стрела" (Санкт-Петербург - Москва), "Россия" (Москва-Владивосток). Название пишется на боковых стенках вагона или маршрутном указателе, и занавесях-шторах купе. Бригада фирменного поезда состоит из лучших проводников дороги, прошедших аттестацию на право работы в фирменных поездах.
На железных дорогах имеется давняя традиция провожать свой фирменный поезд под музыку. Так в Самаре фирменный поезд № 9/10 "Жигули" в сообщении Самара - Москва отправляется с вокзала под гимн города.


Фирменный поезд «Енисей» № 55/56 сообщением Красноярск-Москва формирования Красноярского вагонного депо. Расстояние в 4044 км преодолевает за 65 часов 22 минуты со скоростью до 120 км/час. В начале 20 века поездка от Москвы до Красноярска занимала 11 суток.
Состав фирменного поезда сформирован из комфортабельных вагонов – это 4 купейных вагона, 4 плацкартных, 3 вагона повышенной комфортности экономического класса, 1 вагон СВ бизнес-класса, 1 вагон-ресторан и штабной вагон.
Вагоны бизнес-класса – это купейные пассажирские вагоны с кондиционерами и видеодвойками. Мест в купе – 2. В стоимость проезда включены: Предоставление комплектов постельного белья улучшенного качества, питание: холодные закуски, первое блюдо, второе блюдо, десерт, напитки на выбор коньяк, водка, пиво, безалкогольные напитки, минеральная вода, печатная продукция, предметы личной гигиены.
Вагоны эконом-класса с 4-х местными купе с кондиционерами. В стоимость проезда включены: предоставление комплектов постельного белья улучшенного качества, питание: холодные закуски, первое блюдо, второе блюдо, десерт, напитки на выбор /чай, кофе, безалкогольные напитки, минеральная вода/, печатная продукция, предметы личной гигиены
В каждом вагоне радушный проводник предложит Вам постельное белье, горячий чай или кофе, кондитерские изделия. В пути Вас ждут интересные встречи, веселые попутчики, яркие впечатления и, конечно же, внимательный сервис. К Вашим услугам – удобные купе, вагон-ресторан с оригинальной сибирской кухней, свежая пресса.


>Фирменный скорый поезд «Саяны» № 65/66 сообщением Абакан - Москва формирования Абаканского вагонного депо назначен в августе 2003 г. Отправление из Абакана 1 раз в неделю по четвергам. Время в пути следования 73 часа 30 минут. В составе 4 вагона повышенной комфортности экономического класса. Поездная бригада имеет высокий уровень аттестации, что гарантирует Вам качественное обслуживание.
В пути следования Вам будет предложено чистое белье, кофе, чай и чайная продукция в любое время суток, прохладительные напитки, журналы, газеты и книги. В вагоне-ресторане Вам предложат горячий завтрак, обед или ужин. В каждом купе имеется информация, где подробно указано, какие услуги пассажир оплатил в билетной кассе при приобретении проездного документа, что он может приобрести за дополнительную плату и чем может воспользоваться бесплатно в пути следования.

Для учёта особенностей различных групп пассажиров и наиболее рациональной организации перевозок пассажирские поезда делятся на ряд категорий. Категории поездов утверждены приказом министерства транспорта Российской Федерации "Критерии определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования". Согласно этому приказу градация производится следующим образом:

1. По расстоянию следования и условиям проезда поезда, предназначенные для перевозки пассажиров, подразделяются на:

а) дальние ‑ следующие на расстояние свыше 150 км, в составы которых включаются вагоны с местами для сидения и лежания и которые отвечают требованиям, предъявляемым к проезду в дальнем следовании;

б) пригородные ‑ следующие на расстояние не более 200 км, состоящие из вагонов с местами для сидения.

Дальние пассажирские поезда в свою очередь делятся также по подборке вагонов в составе - на одногруппные и включающие беспересадочные вагоны разных назначений; по регулярности обращения - на ежедневные, периодические, например, по четным или нечетным дням, и дополнительные.

Пригородные поезда обеспечивают перевозки пассажиров в районах, прилегающих к крупным городам и промышленным центрам, а также выполняют такую важную социальную функцию, как перевозка городского населения в сельскую местность, на дачные участки.

2. Определение категорий поездов в зависимости от скорости их движения производится исходя из маршрутной скорости движения поездов, которая определяется как средняя скорость движения поездов от начальной до конечной станции маршрута следования.

Величина маршрутной скорости определяется делением общей протяженности маршрута следования поезда (в километрах) на общее время нахождения поезда в пути следования (в часах) с учетом времени всех остановок на железнодорожных станциях для посадки и высадки пассажиров.

Скорость сообщения является весьма значимым фактором для пассажиров, поэтому перевозки пассажиров с высокими скоростями следует рассматривать как транспортную продукцию повышенного качества. По скорости движения поезда подразделяются на:

а) скоростные ‑ маршрутная скорость движения которых составляет более 91 км/час и ходовая до 200км/час;

б) скорые ‑ маршрутная скорость движения которых от 50 до 91 км/час;

в) пассажирские ‑ маршрутная скорость движения которых не превышает 50 км/час.

При этом маршрутная скорость скорого поезда должна быть не менее чем на 5-км/час выше маршрутной скорости самого быстрого пассажирского поезда постоянного обращения, следующего в том же сообщении по одному и тому же маршруту.

Скоростные и скорые поезда имеют более удобное время отправления с начальных железнодорожных станций и прибытия на конечные, более комфортабельные вагоны и условия проезда пассажиров. Все фирменные поезда относятся либо к скоростным, либо к скорым. Пассажирские поезда имеют меньшую скорость движения и большее количество остановок для посадки и высадки пассажиров, что предопределяет их более значительное, по сравнению со скоростными и скорыми поездами, время нахождения в пути.

Наряду со скоростными, скорыми и пассажирскими поездами по железным дорогам обращаются высокоскоростные, грузопассажирские и почтово-багажные поезда. Высокоскоростные это пассажирские поезда, которые по участку (отдельным участкам) следования движутся со скоростью более 200 км/ч; грузопассажирские поезда формируются на малодеятельных линиях (участках) из грузовых и пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров на небольшие расстояния.

Почтово-багажные поезда формируются из пассажирских вагонов, предназначенных в основном для перевозки почты, багажа и грузобагажа, а также отдельных вагонов для перевозки пассажиров.

В связи с неравномерностью пассажирских перевозок (в теплый период времени осуществляет поездки по железным дорогам значительно большее количество людей) примерно половина поездов дальнего следования курсирует не круглый год, сроки введения или отмены этих поездов определяются при разработке графика движения.

Пассажирские поезда обслуживают переменные пассажиропотоки, поэтому в графике предусмотрены остановки на промежуточных станциях. В нумерации пассажирских поездов закреплено их различие: дальние пассажирские 301 – 450, местные 601 – 698.

Скорые поезда обслуживают постоянные пассажиропотоки между крупными станциями, поэтому останавливаются только для выполнения технологических операций по смене локомотива или локомотивной бригады, технического осмотра и экипировки пассажирских вагонов и т.п. Для скорых поездов предназначены номера 1 – 150.

Скоростные поезда назначают с номерами 701-750, на линиях Петербург – Москва и Петербург – Хельсинки курсируют высокоскоростные поезда с номерами 751 – 798. Если в дальнем сообщении пассажиропотоки обслуживают поезда моторвагонной тяги, то им присваивают номера 801 – 898.

При следовании составов из пассажирских вагонов на пассажирские технические станции или обратно в пункты посадки пассажиров в графике движения используют номера 5001 – 5398. Если такой поезд следует на другую станцию для межоперационного перестоя до следующего отправления, то применяют номера 5401 – 5498.

Для передачи вагонов пассажирского парка между станциями Петербургского и Московского железнодорожных узлов выделены номера 941 – 970.

Практически все пассажиры знают, что бывают скорые и ускоренные поезда, фирменные и пассажирские состава, но чем они отличаются, известно не многим. Предлагаем устранить этот пробел в знаниях.

Какими бывают поезда?

Сначала следует разобраться в классификации железнодорожных составов. Критерием классификации выступает маршрутная скорость, то есть время преодоления расстояния от одного пункта до другого. Подробнее о том, какими бывают поезда в зависимости от скорости, далее.

Высокоскоростные

Самыми быстрыми считаются высокоскоростные поезда. Они способны двигаться со скоростью 200−400 км/ч. Главная их особенность заключается в том, что они не могут передвигаться по обычным рельсам. Для них строят специальное полотно, способное выдержать большие нагрузки. Высокоскоростная магистраль появилась еще в 2000-х годах и продолжает активно развиваться. Сейчас самые быстрые составы курсируют из столицы в другие города, а также позволяют из России добраться в европейские города.

К примеру, самым известным высокоскоростным составом выступает «Сапсан», который курсирует между столицей и Санкт-Петербургом и позволяет преодолеть расстояние между этими городами в два раза быстрее. «Аллегро» является международным высокоскоростным поездом, так как курсирует из Северной столицы в Хельсинки.

Сейчас РЖД занимается возведением высокоскоростной магистрали, длина которой составляет около 1500 км. По ней смогут ездить поезда со скоростью около 400 км/ч. Она соединит Москву с Поволжьем и Сибирью. Курсировать состав будет двигаться из столицы через Казань в Екатеринбург. В перспективе запланировано строительство подобной магистрали из Москвы в Сочи.

Скоростные

Маршрутная скорость таких поездов немного ниже – около 140 км/ч, хотя на ровных участках дороги они могут разгоняться до 200 км/ч. В обычной жизни разделения между скоростными и высокоскоростными составами не делают, так как для передвижения обоих категорий необходимо специальное полотно.

  • «Ласточку» − поезд, который передвигается со средней скоростью 140-160 км/ч. Ездят такие составы из столицы и Санкт-Петербурга в Нижний Новгород, а также по Краснодарскому краю.
  • «Стриж» - ездит со скоростью до 200 км/ч по маршруту из Москвы до Нижнего Новгорода и обратно.

Скорые

Техническая скорость скорых составов не отличается от пассажирских, но благодаря тому, что они делают мало остановок (только на крупных станциях и вокзалах) расстояние они преодолевают значительно быстрее. Маршрутная скорость таких поездов колеблется от 50 до 90 км/ч. Стоимость билета в немного дороже. На просторах государства ездят сотни таки поездов, причем в разных направлениях.

К примеру, поезд под названием «Сура» курсирует из Москвы в Пензу, а «Лотос» соединят столицу с Астраханью. Между Москвой и Челябинском курсирует также скорый поезд «Южный Урал». Существуют и другие поезда такого же типа на других маршрутах. Обычно они не имеют специального названия, а просто нумеруются. Скорые поезда отправляются из Москвы практически во все регионы.

Ускоренные

Официально такого названия нет. К этой категории относятся грузовые составы, которые передвигаются быстрее обычных поездов. Используются они для перевозки быстропортящихся грузов. Не применяются для перевозки пассажиров.

Фирменные

По скорости фирменные поезда относятся к скорым, так как они передвигаются со скоростью 50-90 км/ч. Но это единственное их сходство. Особенностью фирменных составов выступает высокий уровень комфорта и обслуживания. Пассажиры в них могут рассчитывать на набор дополнительных услуг, которые делают поездку максимально комфортной. Базовый уровень обслуживания также установлен на высоком уровне. Проводники, работающие в таких поездах, обязательно проходят специальную подготовку.

Все фирменные поезда имеют свое название. К примеру, состав, курсирующий из столицы в Пермь, называется «Кама», а из Москвы в Томск – «Томич», из столицы в Киров – «Вятка» и так далее. При покупке билетов следует обращать внимание, имеется ли в проездном документе пометка «скорый». При ее отсутствии поезд будет передвигаться, как обычный пассажирский, но будет иметь комфортные условия и набор услуг для удобства пассажиров.

Пассажирские

Преодолевают маршрут такие поезда со скоростью до 50 км/ч, хотя технически они могут ездить не медленнее составов, относящихся к категории «скорые». Главное отличие заключается в том, что они останавливаются на каждой остановке, что существенно замедляет его движение по маршруту. Такие составы пользуются большим спросом, несмотря на то, что двигаются медленно.

Служит тому две причины:

  1. Стоимость проезда довольно низкая, особенно по сравнению с другими категориями.
  2. На пассажирском поезде можно добраться до небольшой станции или некрупного населенного пункта. Скорые составы на таких станциях просто не останавливаются.

Пассажирские поезда бывают фирменными, то есть в них улучшенный сервис обслуживания, имеются дополнительные услуги. Примером такого поезда можно назвать «Белые ночи» - состав, который курсирует из Москвы в Вологду. Если в билете нет обозначения «скорый», значит, он по умолчанию пассажирский.

Количество пассажирских поездов с каждым годом становится все меньше. Им на смену приходят составы, способные передвигаться быстрее.

Современные поезда в России предлагают огромный выбор удобств, сервисов и вариантов поездки - от стандартных сидячих вагонов и до комфортабельных купе класса «люкс», в которых есть все необходимое для комфортной дальней дороги. В зависимости от категории поезда и типа купе пассажир может рассчитывать на определенный набор сервисов и время пути. О том, чем отличаются российские поезда и какой перечень услуг они предоставляют, мы расскажем вам в этой статье.

Итак, какие существуют типы пассажирских поездов.

Фирменные

Фирменные поезда - это составы с повышенным комфортом и прекрасным обслуживанием, например - расширенным меню в ресторане, повышенным комфортом спальных мест, люксовыми купе и многими другими услугами, которые высоко оценивают пассажиры, привыкшие к комфорту. Особенностью фирменных поездов можно смело назвать уникальный дизайн интерьера и собственную униформу персонала, не похожую на стандартную форму РЖД. В основном в состав такого поезда входят купе, плацкарты, СВ и, конечно же, вагон-ресторан. Сегодня в России действует около ста фирменных поездов, в их числе и один из первых поездов маршрута Санкт-Петербург - Москва под названием «Красная стрела».

Скоростные

Скоростным поездом в России считается состав, способный развивать скорость до 140 километров в час. В среднем такие поезда позволяют добраться до пункта назначения в 2-3 раза быстрее, чем на составах других типов - например, если из Санкт-Петербурга в Москву стандартный пассажирский поезд едет 10-11 часов, то скоростной - всего около 4 часов. Одними из самых известных в России скоростных поездов являются «Аллегро », «Ласточка», «Невский экспресс » и « ».

Скорые

Пассажирский скорый поезд отличается от обычного тем, что делает остановки только на крупных станциях, минуя небольшие населенные пункты. Как правило, скорые поезда пускают по длинным маршрутам, благодаря чему они пользуются особой популярностью у туристов, приехавших познакомиться со всеми красотами России. В составе скорого поезда есть купейные вагоны, плацкарты, СВ-вагоны и один вагон-ресторан. В среднем поездка на таком поезде занимает на треть меньше времени, чем на обычном пассажирском, а стоит всего на 10-15% дороже. Кстати, именно для скорых поездов подбирают самое удобное для пассажиров время прибытия.

Пассажирские


Пассажирский поезд останавливается на каждой станции на всем пути следования, поэтому пользуется просто огромной популярностью - множество пассажиров едут из крупных городов в малые населенные пункты, до которых другим видом транспорта добраться крайне проблематично (как и скорым поездом, который такие станции зачастую просто проезжает). По комплектации вагонов и уровню комфорта пассажирский поезд не отличается от скорого.

Виды и особенности вагонов с точки зрения размещения пассажиров


  • Люкс.

Вагоны VIP-класса с раскладным диваном-кроватью шириной около 120 см, верхней полкой шириной 90 см, столом, креслом, отделением для багажа, душем и биотуалетом. Также для удобства пассажира в купе установлен кондиционер, есть ТВ и DVD-проигрыватель, а также бесплатный Wi-Fi. В стоимость билета в люкс-купе входит чистое белье, туалетные и санитарные принадлежности, закуски, напитки и развлекательная литература (газеты, журналы). Забронировать можно только целое купе, но ехать могут как один, так и два взрослых пассажира.

Купе класса СВ рассчитано на двух взрослых человек, при этом спальные места могут располагаться внизу друг напротив друга или в два уровня по одной стороне для экономии пространства. В каждом купе СВ есть складной столик, отделение для багажа, замок на двери, радиоточка и спальный комплект. Туалетные комнаты расположены в начале и в конце вагона.

  • Купе.

Стандартное купе рассчитано на 4 пассажиров (двое на нижних спальных местах, двое - на верхних), места для хранения багажа располагаются под нижними спальными местами. В купе также есть складной столик, радиоточка, постельное белье и полотенца, а туалеты располагаются в обоих концах вагона. Важно знать, что верхние места всегда четные, а нижние - нечетные (это важно при бронировании или покупке билетов).

  • Плацкарт.

В плацкарте пассажирские отсеки частично разделены перегородками без дверей. Каждый отсек имеет шесть спальных мест, два из которых располагаются друг над другом с одной стороны сквозного прохода (причем нижнее место трансформируется в столик с двумя креслами), еще четыре с отдельным откидным столиком - по другую сторону от прохода (расположены попарно друг напротив друга в два яруса). Места для багажа располагаются под нижними полками, туалеты находятся в обоих концах вагона. Важный момент при бронировании: в плацкартном вагоне все четные места - верхние, а нечетные - нижние.

  • Сидячий.

В сидячем вагоне, как правило, сидения располагаются по четыре в ряд (по два с обеих сторон сквозного прохода). Как и в самолете, в поезде сидячие места могут быть первого и второго класса. В вагонах первого класса между сидениями большие промежутки (что удобно при долгой дороге) и пассажирам предлагаются питание, напитки, пресса и санитарно-гигиенические наборы. В вагонах второго класса расстояние между сидениями меньше, однако есть кондиционирование и за дополнительную плату можно заказать холодные закуски, напитки, прессу.

Рассмотрим все существующие категории российских поездов и типы вагонов, а также узнаем, чем отличается четный номер поезда от нечетного, зачем ставят букву в номер состава, какие самые комфортабельные вагоны курсируют по отечественным железным дорогам.

Назначение и категории пассажирских поездов

Поезд пассажирский - состав из пассажирских вагонов, служащий для перевозки людей, а также багажа, почты и некоторых грузов. Кроме междугородних, существуют также пригородные пассажирские поезда (электрички, экспрессы) и внутригородские (метрополитен, трамваи).

Классификаций категорий пассажирских составов несколько:

  1. По частоте движения:
  • по требованию;
  • сезонные;
  • круглогодичные.

2. По периодичности:

  • каждодневные;
  • следующие по четным или нечетным числам ;
  • следующие по определенным дням недели;
  • следующие по конкретным числам.

3. По дальности:

  • пригородные (до 200 км);
  • дальние.

4. По скорости:

  • пассажирские: до 50 км/ч;
  • скорые: не менее 50 км/ч;
  • скоростные: 100-200 км/ч, в зависимости от участка.

5. По уровню сервиса:

  • фирменные (фирменным называется скоростной пассажирский поезд, имеющий свой стиль, свое название);
  • повышенной комфортности;
  • без дополнительных услуг.

Нумерация поездов

Поезд пассажирский нумеруется, в зависимости от своей категории:

Многим, наверное, в голову приходил вопрос о том, почему поезд пассажирский в одну сторону идет под нечетным номером, а в другую - наоборот? Объясняется все просто - если состав движется с севера на юг или с востока на запад - он нечетный, а если с запада на восток или с юга на север - четный. Если весь маршрут не выстраивается целиком по этим нормам, тогда его нумерация меняется по пути в соответствии с преодолениями этих направлений. Под это правило не попадают только составы из российской северной столицы - из города следуют в основном нечетные поезда.

Можно также заметить, что к трехциферному номеру состава прибавляют еще и букву. Делается это лишь оттого, что комбинаций из трех цифр на все курсирующие поезда не хватает. Притом, чтобы избежать путаницы и неразберихи среди пассажиров, поездам, встречающимся друг с другом на пути, не дают обозначения, различные только в одной букве, к примеру, 222а и 222г.

Типы пассажирских вагонов

Самая большая и важная часть пассажирского поезда - это вагоны. Они тоже имеют свою классификацию:


Мы будем рады, если статья помогла вам освежить свои знания, или, если вы с ее помощью узнали про поезд пассажирский что-то новое для себя.