Морские путешествия финикийцев. Путешествия финикийцев и карфагенян Успехи в мореплавании экспедиции китайцев плавания финикийцев

Около 4000 лет назад на Средиземноморье, а именно его восточной части, впервые появились племена, которым в Древней Греции дали особое имя - финикийцы. Они вошли в историю в первую очередь как самые известные мореплаватели прошлого.

Известно, что название страны - Финикия - дословно звучит как красивое прилагательное - «пурпурная». И возникла эта аналогия не просто так: племена добывали яркую краску для тканей - пурпур - который закрепился в качестве цвета царей. Но есть и второе значение - «фенеху», что в переводе означает кораблестроители. Оно тоже обосновано: финикийцы умели создавать настолько прочные корабли, что им были не страшны даже сильнейшие морские бури и штормы. Плавание обеспечивали рабы-гребцы, расположенные в два ряда. Заложив основы кораблестроения, эти отважные люди считались изобретателями первых галер - многоярусных весельных лодок.

Угроза исчезновения и Карфаген

Финикийские колонии занимали почти весь берег Средиземного море, в их владения также входила часть Атлантического побережья и Северная Африка. Там были основано много торговых городов, в частности, Карфаген , который имел выгодное географическое положение и стал крупнейшим торговым центром с другими странами, а также защитой финикийских колоний в ходе обострившейся борьбы с греками и тартесситами.

Путешествия знаменитых мореплавателей

За племенами, известными как талантливые торговцы, смышленые кредиторы и находчивые строители городов, также закрепилась слава лучших мореплавателей, которых знала не только Древняя Финикия, но и весь мир. Они плавали по Средиземноморью и Атлантике, у северных земель Европы и западных африканских берегов, первыми совершили путешествие вокруг всего Африканского континента, которое длилось 2,5 года. Это поистине грандиозное предприятие произошло по поручению египетского царя в 7 веке до н.э, за тысячелетие до Васко да Гамы, доказало, что море со всех сторон окружает Африку, исключая место соединения с Азией.

Было сообщение также и о солнце, которое находилось справа, а не слева, т.к. путешественники находились в другом полушарии Земли, что чуть ли не впервые дало основания предполагать об уникальной форме планеты - шаре, хотя в то время поверить в это было трудно. Также совершались редкие и недоступные в то время экспедиции на юг через Красное море в Индийский океан, об этом даже упоминается в Библии. Кроме того, эти моряки первыми увидели берега современной Великобритании и завезли туда олово и балтийский янтарь.

Около 500 г. до н. э. флот финикийцев проплыл на запад через Гибралтарский пролив и, основав несколько маленьких колоний на марокканском побережье, отправился немного южнее, достигнув Гвинейского залива. Путешествия финикийских мореплавателей весомо расшили древние географические познания, несмотря на то, что многие открытия финикийцы держали в тайне - и история тому подтверждение: вплоть до 15 века практически никто не рисковал плавать вдоль западной части африканского материка.

Прочие достижения финикийцев: несколько интересных фактов

Можно с уверенностью сказать, что столько открытий в древности не совершил больше ни один народ. И, даже несмотря на то, что далеко не во всех случаях именно финикийцы являются авторами изобретений, именно они внедрили их в жизнь, тем самым изменив ход цивилизации:

  • создали алфавит, который начал триумфальное путешествие по миру, вытеснив практически все другие формы письменности; занятно, что все буквы азбуки, количество которых насчитывало более двух десятков, были согласными;
  • первыми в мире додумались сохранять рыбу от порчи с помощью соли, снабжая продуктами самые дальние страны; кстати, именно соли, которая в то время ценилась без преувеличения на вес золота, финикийцы обязаны своим выдающимся богатством;
  • стали добывать краску из моллюсков, ставшую символом королевской роскоши, причем достижение такое произошло случайным образом: раковину случайно разгрызла собака;
  • опять-таки первыми в мире стали производить в печах стекло из обычного песка и соды; из получившегося стекла изготавливали маски, которыми накрывали лица тогдашних покойников;
  • завезли в Северную Африку виноград и оливки, которые затем попали в Испанию, где выращиваются до сих пор, перекупали у египтян папирус и изобретали боевые машины.

Таким образом, наследие этой цивилизации оказало огромнейшее влияние на дальнейшее развитие человечества.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё - спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»: Вы можете оставить комментарий к докладу.

Финикийские мореплаватели и их путешествия

Культура Древней Финикии

Так же на очень высоком уровне была развита культура и наука древних финикийцев: у них был собственный алфавит, который со временем был перенят греками. Пик расцвета финикийской цивилизации датируется примерно 1 тыс. до. н.э.

В Древней Финикии не было хороших плодородных земель, постоянные дожди, обусловленные климатом Средиземноморья, также не давали возможности финикийцам заниматься земледелием. Единственным выходом для жителей страны стало занятие мореплавательством, которое значительно расширяло торговые связи с другими народами, а обилие лесов позволяло им самостоятельно строить суда.

Мореплавательство и торговые связи

Финикийцы строили очень прочные суда, которым не были страшны ни штормы, ни бури. Именно финикийцы первые смоделировали и построили корабли с килем, оснащенные обшивкой на боках судна – это значительно увеличивало их скорость.

Также их суда были оснащены специальными отделениями для перевозки груза, которые располагались над палубой. Благодаря прочности своих кораблей финикийцы имели возможность выходить в Атлантический океан, что на то время было не доступно многим мореплавателям Средиземноморья.

Морская стратегия финикийцев поражала своей продуманностью: они строили специальные бухты, вдоль побережья, чтоб в случае шторма корабли могли бы оставаться в безопасности. С помощью мореплавательства, древние финикийцы смогли основать свои колонии в местах, куда могли дойти их корабли.

Одним из самых известных городов, колонизированных финикийскими мореплавателями, был Карфаген, который со временем стал центром, которому подчинялись все финикийские города-колонии.Естественно, звание лучших мореплавателей в то время было тождественно званию лучших торговцев.

Чем торговали Финикийцы?

Финикийцы продавали в других странах то, чем была богата их страна: это в первую очередь ткани красного цвета (красную краску финикийцы научились добывать из моллюсков, выброшенных штормом на берег), прозрачное стекло, производимое финикийскими ремесленниками, древесину ливанских кедров, виноградное вино и оливковое масло.

Возвращались домой финикийские мореплаватели так же не с пустыми руками: в Египте они покупали зерно и листы папируса, в Испании – серебро и медь.

Также, основным товаром финикийцев были рабы, которых они покупали в других странах и продавали дома для того, чтоб они строили новые суда. Также рабы, закованные в кандалы, использовались финикийскими мореплавателями для гребли.

Иногда мореплаватели Финикии не стеснялись разбойничать: как только предоставлялся удобный случай, они захватывали чужие корабли и грабили маленькие портовые города.

Вытесненные с моря Греками

Однако в результате внутренних междоусобиц и значительного дефицита материала для строения новых кораблей, финикийцев из торгово-морского дела вытеснили греки, которые также научились строить прочные и более совершенные суда.

Но не смотря на это, финикийцам удалось совершить настоящий переворот в судостроительном деле того времени. Ими были заложены главные основы судостроения, которые использовались вплоть до 19 века, когда парусные суда начали вытеснять первые пароходы.

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Верования древних египтян: особенности, формирование, каста жрецов
Следующая тема:   Древняя Палестина: Самсон, Саул, Давид, Соломон

Финикия - узкая полоса восточного побережья Средиземного моря, ограниченная на востоке Ливанского хребтом.

О финикийцах впервые рассказал Гомер. С конца II начала I тысячелетия до нашей эры финикийцы занимались морской торговлей, одновременно они основывали поселения по всему Средиземноморью (наиболее значительное из них Карфаген). Подобно всем мореплавателям древности они никогда по собственному желанию не отдалялись от берега за пределы его видимости, никогда не плавали зимой и по ночам.

Когда финикийское общество стало рабовладельческим, оно все больше стало нуждаться в притоке новых рабов, а это еще больше усиливало стремление плавать в заморские страны.

Итак, не позднее чем за 15 веков до нашей эры финикийцы начали посещать Крит. Продвигаясь оттуда на запад, они положили начало открытию Центрального бассейна Средиземного моря. От островов Эгейского моря финикийцы перешли к южным берегам Балканского полуострова, пересекли пролив Отранто и обогнули Апулию и Каламбрию. Одновременно с критянами или несколько позже открыли остров Сицилия, а затем обнаружили и в 8 веке до нашей эры колонизовали Мальту. Переправившись через Тунисский пролив, они двинулись на запад и проследили почти 2000 км береговой линии Северо-Западной Африки, открыв горную страну Атлас до Гибралтарского пролива. Выйдя к проливу, финикийцы впервые получили правильное представление о протяженности Великого моря заката (3700 км).

Одновременно с проникновением на запад финикийцы начали обследовать африканский берег и в восточном направлении. Они открыли заливы Хаммамет, Малый Сирт с островами Керкенна и Джерба и Большой Сирт.

Финикийские мореплаватели

Они открыли весь западный берег Пиренейского полуострова, заходили в устья таких рек как Гвадиана, Тежу, Дору, Миньо. Есть вероятность, что финикийцы ознакомились и с берегами Бискайского залива вплоть до полуострова Бретань.

Финикийцы строили корабли для экспедиций, которые организовывали их соседи, владевшие берегами Красного моря и Персидского залива, и поступали к ним на службу.

В 600 году до нашей эры египетский фараон Нехо приказал группе финикийских купцов отправиться в плавание вокруг Африки . Об этом плавании, спустя 150 лет, рассказал побывавший в Египте историк Геродот, причем с такими подробностями, которые он сам считал невероятными. Но именно эти подробности и подтверждают достоверность события. Так, Геродоту, не имевшему современного представления о земном шаре и солнечной системе, казалась неправдоподобной та часть рассказа, где говорилось о том, что когда финикийцы огибали с юга Африку, двигаясь при этом с востока на запад, они имели солнце с правой стороны, то есть на севере. Для нас же ясно, что именно это обстоятельство подтверждает, что финикийцы действительно пересекли экватор, плыли через воды Южного полушария и обогнули с юга Африку. Огибали они Африку в течение трех лет, что вполне правдоподобно, если учитывать, возможности судоходной техники того времени, а также то, что они останавливались на 2-3 месяца каждый год, чтобы засеять и собрать хлеб.

Около 850 года до нашей эры финикийцами был основан Карфаген - величайший торговый центр того времени. В 500 году до нашей эры Карфаген, возникнув как финикийская колония, уже сам стал искать колонии. С этой целью карфагенянами была организована большая морская экспедиция под руководством карфагенского адмирала Ганнона . Он повел флотилию, состоявшую из 60 судов, на которых находилось 30 тысяч колонистов.

По пути своего следования Ганнон основывал города и в каждом из них оставлял часть людей и кораблей.

Это путешествие карфагенян нашло отражение в “Перипле” (описании плавания) флотоводца Ганнона, из которого нам стало известно, что, пройдя через Гибралтарский пролив, они два дня следовали вдоль атлантического побережья Африки, основывая города по пути следования. Обогнули мыс Зеленый и вскоре вошли в устье реки Гамбия. Через несколько дней путешественники достигли залива, который назвали Западный Рог (вероятно, бухта Биссагос), затем - Южного Рога (теперь залив Шерборо в Сьерра-Леоне) и, наконец, высадились на побережье нынешней Либерии.

Таким образом, Ганнон добрался до Экваториальной Африки. Насколько известно, он первый из жителей Средиземноморья посетил Западную Африку и описал ее.

Результаты его выдающегося плавания были использованы лишь в минимальной степени: карфагенские торговцы прошли его путем до Керны и организовали “Золотую дорогу” (торговлю золотом) с глубинными районами Западной Африки.

Карфагенянам также приписывается открытие Азорских островов, но в литературных памятниках нет указаний на посещение ими этих островов. Зато в 1749 году швед Юхан Подолин сообщил о находке на острове Ковру клада древних монет, среди которых были и карфагенские.

Одновременно с Ганноном другой мореплаватель Карфагена - Гимилькон - совершил большое плавание вдоль западных берегов Европы и, по-видимому, достиг юго-западной оконечности Англии (островов Сцилли).

Таким образом, финикияне и карфагеняне были первыми народами древности, которые плавали в открытом море и океане без компаса. Несомненно, что их плавания должны были обогатить финикиян многими сведениями относительно физических свойств океана, но до нас не дошло ничего из области их знаний. По-видимому, они держались мнения, что Атлантический и Индийский океаны образуют одну сплошную водную поверхность.

Финикийские военные и торговые корабли. Ассирийский рельеф из дворца Синаххериба в Ниневии. VIII— VII вв. до н.э.

Опираясь на свои колонии, финикийские и карфагенские мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря.

В период расцвета финикийского и карфагенского мореходства море становится средством связи между тремя континентами Средиземноморья и далёкими странами, находившимися за пределами Гибралтара.

Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали олово.

Путём обмена они получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путём из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь.

Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский пролив, называемый ими «столпами Мелькарта» (верховного бога Тира), неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.


data-ad-slot="5810772814">

style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-0791478738819816"
data-ad-slot="5810772814">

Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей дошло до нас в греческом переводе.

Это так называемое путешествие Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.

Финикия — страна мореплавателей

Хотя описание экспедиции карфагенского морехода выглядит как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей, соответствуют действительности.

Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки.

Наряду с экспедициями на северо-запад и юго-запад финикийские города отправляли морские экспедиции и на юг, пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи.

Здесь финикийские корабли через Красное море достигали, вероятно, Индийского океана.

Об одном из подобных морских походов сообщает Библия, когда рассказывает об экспедиции в богатую золотом страну Офйр, организованной Хирамом, царём Тира, и Соломоном, царём Израиля.

Но самым грандиозным предприятием надлежит считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехао в конце VII в. до н. э.

В течение трёх лет они обогнули Африку и вернулись через «столпы Мелькарта», совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.

Сообщение-доклад «Путешествие финикийских мореплавателей» или «Плавание финикийцев» 5 класс

Финикийцы- это лучшие мореплаватели Древнего мира, неутомимые торговцы и исследователи. Большинство всех географических открытий, совершенных в Древнем мире, принадлежат именно финикийцам. Финикийские мореплаватели основали множество городов-колоний в Европе, Малой Азии и Северной Африке до самого Гибралтарского пролива. Хотя сама Финикия находилась именно в Малой Азии, на территории современного Ливана. Финикийцы избороздили все Средиземное море вдоль и поперек.

Я представил себя финикийским мореплавателем. Живу я тысячу лет до нашей эры, то есть три тысячи лет тому назад. Мы в плавании уже девять месяцев, добрались уже до берегов Испании. Свой родной город Тир, столицу нашей Финикии, я увижу лишь через год.

Корабль, на котором я плыву матросом, большой – равных таким кораблям не найти ни в одной стране. Он оснащен палубой, тараном на носу, построен из прочнейшего ливанского кедра. Хвост корабля вырезан из дерева в форме скорпионьего хвоста! Идем мы под парусом.

Если бы мы плыли на веслах, то до Испании не добрались бы и за год.

Нас 29 человек в команде. На корабле мы издалека привезли товар для продажи: овечью шерсть от бедуинов, посуду из меди со своей родины. Здесь нам нужно будет загрузиться оловом, которую везут из далеких холодных островов, с севера. И тогда уже вперед, в обратный путь. Дома мы продадим товар очень выгодно.

Здесь, в Испании, будет еще основана очередная новая колония моих земляков.

Финикия в I тысячелетии до н.э.
Морские путешествия финикийцев

Обогащаясь за счет своих колоний, финикийские, карфагенские мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря. В этот период расцвета финикийского и карфагенского мореходства морской путь становится средством связи между тремя континентами Средиземноморья и более отдаленными странами, которые находились за пределами Гибралтара.

Финикийцы первыми из народов Средиземноморья достигли берегов нынешней Англии и здесь получали очень ценное в то время олово. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь.

Карфагенские мореходы, выходя в океан через Гибралтарский пролив, который называли они “столпами Мелькарта” (верховного бога Тира), неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.

Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки.

Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи, финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг.

В данном случае финикийские корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана.

Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля.

Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.

Всемирная история" Том 1.

под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953.


Финикия

Древняя Финикия занимала полосу приморья вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу. Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест. Так, например, название города Библ (по-финикийски звучит как Гебал) означает “гора”, города Тира (по-финикийски - Цур) - “скала”. Возможность заниматься пахотным земледелием из-за недостатка хороших земель была ограничена, но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград. Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа. Неслучайно название одного из финикийских городов - Сидон, что означает “место рыбной ловли”. Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами.

Название “финикиец” встречается уже в египетских иероглифических надписях середины III тысячелетии до н.э. в форме “фенех”. Позднее древние греки применяли слово “фойникес”, что означало “красноватые”, “смуглые”. Отсюда и пошло название страны. В семитских источниках особого наименования для Финикии и финикийцев не встречается. Название Кинаххи, или соответственно греческому тексту Библии, Ханаан, которое отдельные ученые объясняют как “страна пурпурной краски”, имеет гораздо более широкое значение, поскольку подразумевает также Палестину и частично Сирию. Аналогичные же общие обозначения для этих стран употребляли и египтяне.

Серединой II тысячелетия до н.э. датируется бурный расцвет финикийских городов и их превращение в торговую метрополию тогдашнего рабовладельческого мира. Финикийские пузатые корабли стали подвижным мостом между странами. Суда шли в направлении всех четырех сторон света и возвращались назад, тяжело нагруженные сокровищами.

Финикийцев интересовали в первую очередь рынки сбыта и источники сырья. Громадные богатства, которые чернобородые и багроволицые купцы извлекали из морской торговли, делали их все решительнее и храбрее. Нередко они находились в пути по три года, а порой и дольше. Время от времени кораблекрушения заносили финикийцев на чужие берега. Возможно, именно так был основан столь далекий от Передней Азии Карфаген, который в начале именовался Карт-Хадаштом, что в переводе с финикийского означает Новый Город. финикия морской путешествие колонизация

Финикийцы были людьми склонными постоянно жестикулировать, любящими петь и много говорить. Так же они были очень безжалостными античными охотниками за людьми. Гомер в своих стихах характеризовал их так: «Мужи, которые славятся своими судами, и изворотливостью, и коварством, и корыстолюбием, запомнившие черные парусники бесчисленными множеством сверкающих безделушек». Народы постоянно попадали впросак с этой блестящей мишурой независимо от того, были ли это флажки, бусы или колокольчики. Собираясь отплыть на родину и не задолго до подъема якорей, заманивали на борт корабля местных жителей, с тем чтобы позднее продать их как живой товар на рынках рабов.

Финикийская колонизация Средиземноморья

В первой половине I тысячелетия до н.э. финикийские государства устанавливают и повсеместно укрепляют свое фактическое могущество и господство на Средиземном море. Средиземное море - обширное внутреннее море, которое находится между тремя крупнейшими материками Восточного полушария: Европой - на севере и западе, Азией - на востоке и Африкой - на юге. Своему географическому положению оно обязано своим названием. На западе Средиземное море через узкий Гибралтарский пролив соединяется с Атлантическим океаном. На северо-востоке его залив - Эгейское море - сообщается узким Дарданелльским проливом с Мраморным морем, через него и пролив Босфор - с Черным морем, а через Черное море и Керченский пролив - с Азовским морем. Длинный и узкий Апеннинский полуостров (Италия) на севере и выступ африканского берега в районе современного Туниса на юге делят Средиземное море на восточную и западную части. Западное Средиземноморье оканчивается Пиренейским полуостровом. В восточной части Средиземного моря господствующее положение занимает Балканский полуостров (Греция), который отделяется от Апеннинского полуострова Ионическим и Адриатическим морями, а от Малой Азии - Эгейским и Мраморными морями.

На всем протяжении Средиземного моря разбросаны многочисленные большие и малые острова. В Западном Средиземноморье расположены самые большие острова Корсика и Сардиния, а также Сицилия, которые являются продолжением Апеннинского полуострова. У берегов Пиренейского полуострова расположены Балеарские острова. Балканский полуостров с его изрезанными берегами окружен многочисленным островным миром. Изрезанность берегов, обилие заливов и бухт, островов наряду с благоприятными климатическими условиями способствовали раннему развитию мореплавания. Благоприятные климатические условия Средиземноморья способствуют выращиванию самых разнообразных культурных растений, в том числе различных хлебных злаков и садовых культур. Из садовых культур в древности, как и в настоящее время, повсеместно выращивался виноград и оливковые деревья. Жаркий и влажный климат Средиземноморья, как нельзя лучше способствовал выращиванию этих культур. Три-четыре тысячи лет тому назад развитию садоводства способствовало и то, что климат был более влажным, чем сейчас. Средиземноморье в то время изобиловало обширными лесами, которые впоследствии были вырублены. Страны Средиземноморья были богаты полезными ископаемыми. Еще в древности медную руду получали с островов Кипр и Сардиния и с Пиренейского полуострова (Испания); железную руду из Малой Азии, с острова Эльба и из Испании; серебро добывалось в Малой Азии, Греции, Испании. Развитие производства бронзы требовало добычи олова, и его завозили из Испании или с Британских островов. Прекрасный многоцветный мрамор имелся в Греции и Италии. Во многих местах были большие залежи высококачественной глины, что благоприятствует расцвету гончарного производства.

Большое значение для Передней Азии имели связи со странами Восточного и Западного Средиземноморья. Возрастали потребности в меди, олове, железе. Для стран Средиземноморья связи с передовыми областями культуры в Передней Азии имели не меньшее значение. В начале I тысячелетия до н.э. эта связь осуществлялась преимущественно финикийскими мореходами. Не ограничиваясь обменом, они, как уже указывалось, занимались и работорговлей, превращая таким образом побережья Средиземного моря в дополнительный источник, откуда поступали рабы для древних рабовладельческих государств. Создание на Средиземноморских побережьях финикийских колоний также относится к этому времени. Главной их целью была организация обмена, однако, в некоторых случаях они преобразовываются в совершенно самостоятельные земледельческие рабовладельческие государства. Господствующий класс финикийских государств, опасаясь восстания рабов и бедноты, стремился к тому, чтобы в подчиненных им городах не скоплялось сразу большого количества “беспокойных элементов”. Из сочинений греческого ученого и философа Аристотеля (IV в. до н.э.) нам известно о тех мерах, которые применяла знать с этой целью в Карфагене: “Хотя строй Карфагенского государства и отмечен характером господства имущих, однако карфагеняне удачно спасаются от возмущения со стороны народа тем, что дают ему возможность разбогатеть. А именно, они постоянно высылают определенные части народа в подвластные Карфагену города и области.

Этим карфагеняне врачуют свой государственный строй и придают ему стойкость”. Таким образом, карфагеняне научились искусству врачевать свой государственный строй у метрополии - Тира, которая время от времени (может быть еще с конца II тысячелетия до н.э. и, во всяком случае, с начала I тысячелетия) неоднократно высылала, как, впрочем, и другие финикийские города-государства, по несколько тысяч граждан, чтобы они создавали свои колонии на побережьях Средиземного моря. Такие финикийские колонии, целью которых было обеспечение части Средиземного моря, в первую очередь на острове Кипр, где финикийцы прочно закрепились еще во II тысячелетии до н.э. Но в северной части Восточного Средиземноморья важную роль играли местные мореходы - греки, ликийцы, карийцы. В VIII - VI вв. до н.э. греки начинают развивать собственную колонизационную политику. Главное внимание финикийцы обращают поэтому на побережья, господствовавшие над главными морскими путями из Восточного в Западное Средиземноморье, в особенности на побережье Африки, финикийцы проникли также в Сицилию и на остров Мальта. Были образованы финикийские колонии и отдельные пункты на побережье Испании, а также и на побережье Атлантического океана (Гадес, ныне Кадис). С VIII - VII вв. до н.э. неоднократно встречаются упоминания о далекой и тогда мало известной стране Таршиш - очевидно, Тартессе в Испании, за Гибралтарским проливом.

Морские путешествия финикийцев

Известно, что фараон Нэхо (612-576 гг. до н.э.), для организации внешней торговли и мореплавания, обращался к услугам финикийцев, государство которых находилось на богатой лесом территории современных Ливана и Сирии, а многочисленный флот которых служил опорой также и для египетских фараонов.

Финикия имела очень благоприятные природные условия для строительства флота: удобные бухты и устья рек на морском побережье, которые могли служить убежищем для флота в штормовую погоду; изобилие корабельной древесины – леса росли вблизи средиземноморского побережья на склонах Ливанских гор, и в них преобладали знаменитые ливанские кедр и дуб, а также другие ценные породы деревьев. Расцвет кораблестроения и морской славы Финикии отмечается в истории средиземноморья периодом 1200-700 гг. до нашей эры. По очень многим историческим свидетельствам, финикийская морская империя опиралась на развитую прибрежную инфраструктуру своих морских портов и баз снабжения флота, а курсировавшие между ними военные и торговые корабли имели неограниченный район плавания. О финикийцах по праву можно судить как о великих мореплавателях – они имели колонии по всему побережью Средиземного моря, их знали далеко за пределами Гибралтарского пролива, в том числе на английских островах и даже за мысом Доброй Надежды..

Финикийское морское торговое судно. Подобно ладьям викингов, более полные суда финикийцев также были способны удерживаться лагом к штормовой волне в пассивном режиме плавания. В этом режиме килевая качка демпфируется развалом шпангоутов в оконечностях, а большая поперечная остойчивость корпуса позволяет отслеживать поверхность волны при очень резкой бортовой качке, чем обеспечивается незаливаемость в средней части корпуса

При ближнем плавании финикийцы использовали преимущественно легкие торговые суда, имевшие весла и прямой рейковый парус. Значительно внушительнее выглядели суда, предназначенные для дальнего плавания, и военные корабли. Крупные торговые суда имели водонепроницаемые палубы.

На военных кораблях финикийцев отмечалось использование носового подводного бульба, что свидетельствовало о способности этих кораблей держать ход без всхожести на волну, при повышенной заливаемости носовых палуб. Величина быстроходных кораблей – галер – иногда допускала использование двух-трех рядов весел (биремы и триремы), что делало военно-морской флот поистине всепогодным и способным к активному маневрированию на опасных прибрежных фарватерах. С тех времен во всех языках средиземноморских народов закрепилось обобщенное определение быстроходного гребного судна как галера.

Морская слава финикийцев говорит о хорошей мореходности их кораблей и торговых судов, вполне достаточной для дальнего плавания. Обогащаясь за счет своих колоний, финикийские, карфагенские мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря. В этот период расцвета финикийского и карфагенского мореходства морской путь становится средством связи между тремя континентами Средиземноморья и более отдаленными странами, которые находились за пределами Гибралтара.

Исключительное мужество требовалось в те времена, чтобы, миновав Гергулесовы Столбы, как называли в древности Гибралтарский пролив, выйти из Средиземного моря в Атлантический океан, подняться в бурный Бискайский залив, и плыть от туда дальше на север. Необходимо иметь в виду то, что через Гибралтарский пролив, глубина которого превышает 300 м, из Атлантического океана в Средиземное море идет сильное поверхностное течение, поскольку из-за более интенсивного испарения воды уровень Средиземного моря постоянно понижается, так что лишь приток воды из Атлантики позволяет его стабилизировать его. Дело обстоит сложнее. В Гибралтарском проливе существует также глубинное течение, направлено в океан. Как поражены были племена, заселявшие тогда западноевропейское побережье, когда корабли невиданных доселе размеров, убрав свои пурпурные паруса, стали на якорь вблизи их поселений. С них сошли люди, торговавшие такими предметами роскоши, которые заставляли учащенно биться сердца не одних только женщин. Взамен они просили очень ценное в то время олово, провиант и юных блондинок, поскольку, помимо прочего, эти люди пополняли гаремы своих торговых партнеров с Востока. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь. Карфагенские мореходы неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.

Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки. Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи, финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг. В данном случае финикийские корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана. Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля. Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.



Около 4000 лет назад на Средиземноморье, а именно его восточной части, впервые появились племена, которым в Древней Греции дали особое имя - финикийцы. Они вошли в историю в первую очередь как самые известные мореплаватели прошлого.

История названия

Известно, что название страны - Финикия - дословно звучит как красивое прилагательное - «пурпурная». И возникла эта аналогия не просто так: племена добывали яркую краску для тканей - пурпур - который закрепился в качестве цвета царей. Но есть и второе значение - «фенеху», что в переводе означает кораблестроители. Оно тоже обосновано: финикийцы умели создавать настолько прочные корабли, что им были не страшны даже сильнейшие морские бури и штормы. Плавание обеспечивали рабы-гребцы, расположенные в два ряда. Заложив основы кораблестроения, эти отважные люди считались изобретателями первых галер - многоярусных весельных лодок.

Угроза исчезновения и Карфаген

Финикийские колонии занимали почти весь берег Средиземного море, в их владения также входила часть Атлантического побережья и Северная Африка. Там были основано много торговых городов, в частности, Карфаген , который имел выгодное географическое положение и стал крупнейшим торговым центром с другими странами, а также защитой финикийских колоний в ходе обострившейся борьбы с греками и тартесситами.

Путешествия знаменитых мореплавателей

За племенами, известными как талантливые торговцы, смышленые кредиторы и находчивые строители городов, также закрепилась слава лучших мореплавателей, которых знала не только Древняя Финикия, но и весь мир. Они плавали по Средиземноморью и Атлантике, у северных земель Европы и западных африканских берегов, первыми совершили путешествие вокруг всего Африканского континента, которое длилось 2,5 года. Это поистине грандиозное предприятие произошло по поручению египетского царя в 7 веке до н.э, за тысячелетие до Васко да Гамы, доказало, что море со всех сторон окружает Африку, исключая место соединения с Азией.

Было сообщение также и о солнце, которое находилось справа, а не слева, т.к. путешественники находились в другом полушарии Земли, что чуть ли не впервые дало основания предполагать об уникальной форме планеты - шаре, хотя в то время поверить в это было трудно. Также совершались редкие и недоступные в то время экспедиции на юг через Красное море в Индийский океан, об этом даже упоминается в Библии. Кроме того, эти моряки первыми увидели берега современной Великобритании и завезли туда олово и балтийский янтарь.

Около 500 г. до н. э. флот финикийцев проплыл на запад через Гибралтарский пролив и, основав несколько маленьких колоний на марокканском побережье, отправился немного южнее, достигнув Гвинейского залива. Путешествия финикийских мореплавателей весомо расшили древние географические познания, несмотря на то, что многие открытия финикийцы держали в тайне - и история тому подтверждение: вплоть до 15 века практически никто не рисковал плавать вдоль западной части африканского материка.

Прочие достижения финикийцев: несколько интересных фактов

Можно с уверенностью сказать, что столько открытий в древности не совершил больше ни один народ. И, даже несмотря на то, что далеко не во всех случаях именно финикийцы являются авторами изобретений, именно они внедрили их в жизнь, тем самым изменив ход цивилизации:

  • создали алфавит, который начал триумфальное путешествие по миру, вытеснив практически все другие формы письменности; занятно, что все буквы азбуки, количество которых насчитывало более двух десятков, были согласными;
  • первыми в мире додумались сохранять рыбу от порчи с помощью соли, снабжая продуктами самые дальние страны; кстати, именно соли, которая в то время ценилась без преувеличения на вес золота, финикийцы обязаны своим выдающимся богатством;
  • стали добывать краску из моллюсков, ставшую символом королевской роскоши, причем достижение такое произошло случайным образом: раковину случайно разгрызла собака;
  • опять-таки первыми в мире стали производить в печах стекло из обычного песка и соды; из получившегося стекла изготавливали маски, которыми накрывали лица тогдашних покойников;
  • завезли в Северную Африку виноград и оливки, которые затем попали в Испанию, где выращиваются до сих пор, перекупали у египтян папирус и изобретали боевые машины.

Таким образом, наследие этой цивилизации оказало огромнейшее влияние на дальнейшее развитие человечества.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Месторасположение Финикии не подходило для земледелия, но способствовало развитию других сфер. Одна из таких, принесшая финикийцам мировую славу, – кораблестроение. Без него не возможно было бы мореплавание.

Основным материалом для строительства кораблей был ливанский кедр, который рос на территории Финикии. Древесина отличалась отличным качеством, что делало корабли очень прочными и устойчивыми к сильным штормам. Кроме того финикийцы первыми из древних народов применили в кораблестроении новые принципы:

  • корпус составляли толстые доски, кромки которых скреплялись крупными дубовыми шипами;
  • поперечные ребра корпуса стали покрывать обшивкой;
  • большое внимание уделяли качеству киля (корабли не были плоскодонными);
  • грузовые отделения были ограждены.

С 12 века до н. э. финикийцы создавали вместительные торговые суда с хорошей грузоподъемностью. На бортах закрепляли ограждающие решетки, защищающие груз, на корме - два крупных весла для маневров. Прямой парус (обычно пурпурной окраски) крепили к мачте, снабженной реями. Гребцами часто были рабы.

Финикийцы строили у своих берегов прочные укрытия для кораблей, защищающие суда во время штормов.

Рис. 1. Финикийский торговый корабль.

Финикийцы считаются создателями триремы. Это военный (боевой) корабль с тремя рядами весел, распространенный в Средиземноморье с 8 века до н. э. Весла размещали в шахматном порядке, а ряды друг над другом. Корабли могли достигать 40 метров в длину, снабжались железным тараном (реже деревянным).

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Финикийский флот активно использовали в своих завоеваниях египетский правители, так как триремы были очень маневренными.

Рис. 2. Финикийская трирема.

Достижения мореплавателей

Изначально финикийцы использовали корабли для рыбной ловли. Позже главной целью мореплавания стало развитие торговли: нужно было сбывать свои товары и максимально дешево приобретать другие для собственного использования и на продажу. Большой популярностью пользовались финикийские изделия из металла, черного дерева, слоновой кости и ценные ткани, особенно пурпурного цвета (такую краску в Финикии изготавливали из моллюсков).

Государство имело свободный доступ к Средиземному морю, а качественные корабли позволяли осваивать Атлантический океан. Поэтому финикийские мореплаватели получили возможность исследовать разные направления. Они проплыли все Средиземное море, на островах которого основали свои колонии (Сицилия, Мальта, Сардиния, Кипр, Крит); достигали Атлантического побережья Англии, Испании и Канарских островов.

Самым знаменитым мореплавателем считается Ганнон. Он возглавлял экспедицию на триреме к берегам Африки. По требованию египетского правителя Нехо ΙΙ в 6 веке до н. э. финикийцы вышли в Красное море, затем достигли Гибралтарского пролива и вернулись в Египет, обойдя таким образом вдоль всего побережья Африки. Это путешествие продлилось около трех лет.

Известно, что фараон Нэхо (612-576 гг. до н.э.), для организации внешней торговли и мореплавания, обращался к услугам финикийцев, государство которых находилось на богатой лесом территории современных Ливана и Сирии, а многочисленный флот которых служил опорой также и для египетских фараонов.

Финикия имела очень благоприятные природные условия для строительства флота: удобные бухты и устья рек на морском побережье, которые могли служить убежищем для флота в штормовую погоду; изобилие корабельной древесины - леса росли вблизи средиземноморского побережья на склонах Ливанских гор, и в них преобладали знаменитые ливанские кедр и дуб, а также другие ценные породы деревьев. Расцвет кораблестроения и морской славы Финикии отмечается в истории средиземноморья периодом 1200-700 гг. до нашей эры. По очень многим историческим свидетельствам, финикийская морская империя опиралась на развитую прибрежную инфраструктуру своих морских портов и баз снабжения флота, а курсировавшие между ними военные и торговые корабли имели неограниченный район плавания. О финикийцах по праву можно судить как о великих мореплавателях - они имели колонии по всему побережью Средиземного моря, их знали далеко за пределами Гибралтарского пролива, в том числе на английских островах и даже за мысом Доброй Надежды. [Курти, 1977].

Финикийское морское торговое судно. Подобно ладьям викингов, более полные суда финикийцев также были способны удерживаться лагом к штормовой волне в пассивном режиме плавания. В этом режиме килевая качка демпфируется развалом шпангоутов в оконечностях, а большая поперечная остойчивость корпуса позволяет отслеживать поверхность волны при очень резкой бортовой качке, чем обеспечивается незаливаемость в средней части корпуса

При ближнем плавании финикийцы использовали преимущественно легкие торговые суда, имевшие весла и прямой рейковый парус. Значительно внушительнее выглядели суда, предназначенные для дальнего плавания, и военные корабли. Крупные торговые суда имели водонепроницаемые палубы.

На военных кораблях финикийцев отмечалось использование носового подводного бульба, что свидетельствовало о способности этих кораблей держать ход без всхожести на волну, при повышенной заливаемости носовых палуб. Величина быстроходных кораблей - галер - иногда допускала использование двух-трех рядов весел (биремы и триремы), что делало военно-морской флот поистине всепогодным и способным к активному маневрированию на опасных прибрежных фарватерах. С тех времен во всех языках средиземноморских народов закрепилось обобщенное определение быстроходного гребного судна как галера.

Морская слава финикийцев говорит о хорошей мореходности их кораблей и торговых судов, вполне достаточной для дальнего плавания. Обогащаясь за счет своих колоний, финикийские, карфагенские мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря. В этот период расцвета финикийского и карфагенского мореходства морской путь становится средством связи между тремя континентами Средиземноморья и более отдаленными странами, которые находились за пределами Гибралтара.

Исключительное мужество требовалось в те времена, чтобы, миновав Гергулесовы Столбы, как называли в древности Гибралтарский пролив, выйти из Средиземного моря в Атлантический океан, подняться в бурный Бискайский залив, и плыть от туда дальше на север. Необходимо иметь в виду то, что через Гибралтарский пролив, глубина которого превышает 300 м, из Атлантического океана в Средиземное море идет сильное поверхностное течение, поскольку из-за более интенсивного испарения воды уровень Средиземного моря постоянно понижается, так что лишь приток воды из Атлантики позволяет его стабилизировать его. Дело обстоит сложнее. В Гибралтарском проливе существует также глубинное течение, направлено в океан. Как поражены были племена, заселявшие тогда западноевропейское побережье, когда корабли невиданных доселе размеров, убрав свои пурпурные паруса, стали на якорь вблизи их поселений. С них сошли люди, торговавшие такими предметами роскоши, которые заставляли учащенно биться сердца не одних только женщин. Взамен они просили очень ценное в то время олово, провиант и юных блондинок, поскольку, помимо прочего, эти люди пополняли гаремы своих торговых партнеров с Востока. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь. Карфагенские мореходы неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки. Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки. Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи, финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг. В данном случае финикийские корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана. Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля. Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.