Экипаж т\х Грузия. Белый пароход Круизный лайнер грузия


Высоцкий - третий справа, Марина Влади и моряки советских круизных судов на фоне теплохода "Грузия"

Сегодня о белом пароходе.
Редкий человек мечтательно не улыбнется, завидев на горизонте стремительный силуэт скользящего в ультрамарине большого пассажирского судна. Там - вкусная и беззаботная жизнь, там - свежий ветер странствий и приятные знакомства, там все хорошо по определению. Универсальный символ надежды на лучшее будущее. Таким герой сегодняшнего рассказа и остался для тысяч людей, в разное время ловивших взглядами линию горизонта с его палубы.

Судно, о котором ниже пойдет речь, перемещалось не только в пространстве, связывая континенты, но и оставило множество следов в истории, став свидетелем многих знаковых событий в "ревущие" 1940-е. Как и у всякого интересного героя, случилось у нашего персонажа две жизни: одна - зрелая черноморская советская, другая, как и у многих послевоенных наших круизных судов, - заграничная военная океанская молодость. Польско-датские родители, разбивая традиционную бутылку шампанского о борт построенного судна, не могли даже представить, через какие испытания придется пройти их детищу, торжественно нареченному MS Sobieski.

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ




Теплоход "Грузия". Кадры из фильма "Корона Российской империи" (1971)

Начнем с финала. В 1971 году на экраны страны вышло продолжение супер-блокбастера советских детей "Неуловимые мстители" под названием "Корона российской империи". Развязка лихо закрученного сюжета фильма произошла на борту белоснежного лайнера "Глория" в Черном море. Его роль исполнило советское круизное судно "Грузия". В 1950-70-х годах лайнер выполнял регулярные рейсы на Крымско-Кавказской линии в Черном море.
Среди его пассажиров бывал и Владимир Высоцкий. Он очень любил морские круизы, ежегодно ходил на теплоходах «Аджария», «Шота Руставели» и «Грузия», которые курсировали по маршруту Одесса-Батуми с заходом в Сухуми.


Романтическая идиллия на борту лайнера

МОЛОДОСТЬ

Теплоход, ставший "Грузией" попал в 1950 г. на Черное море из Польши, где носил имя польского "наше всё" Яна III Собеского, средневекового правителя Польши, при котором Речь Посполитая пережила свой ренессанс. Sobieski был построен перед войной в июне 1939 г британской верфью Swan, Hunter & Wigham Ричардсон в пригороде Ньюкасла Уолсенде. Полная вместимость лайнера составляла 11 030 брт. Длина корпуса - 155,9 м, ширина - 20,5 м, осадка - 7,72 м. Судно могло взять на борт 850 пассажиров.

Судно было заказано польско-датской судоходной компанией Gdynia-Ameryka Linie Żeglugowe SA и предназначалось для наиболее тогда прибыльных рейсов в Новый Свет. Самолеты тогда еще не летали через океан и добраться до Америки и обратно можно было только на судах специальной постройки различных пароходных компаний.
Польские суда вышли на трансатлантические линии в 1930 г. и их появление сопровождалось следующими текстами в местной прессе:

"Создание трансатлантического сообщения имеет крайне важное значение. С одной стороны, наше молодое судоходство демонстрирует флаг на ведущих трассах мира, с другой стороны - это первый шаг на пути разрыва с безразличием к главенствy иностранных судоходных компаний, в первую очередь немецких. Из Польши за океан отправляется один из самых больших контингентов европейских иммигрантов. До сих пор весьма внушительная выручка от перевозки полностью шла в иностранные карманы. Если учесть, что в прошлом году Польшу покинули более чем 60 000 иммигрантов, то иностранные компании заработали на этом около $ 6 млн. И это только плата за перевозку эмигрантов, без учета прибывших обратно."

Первое плаванье MS Sobieski состоялось 15 июня 1939 г из Гдыни в Бразилию и Аргентину. Это направление было популярно у эмигрантов из Европы в межвоенный период. В воспоминаниях они отмечают комфорт и изысканность внутреннего устройства судна и наличие кошерной кухни. Но всё это длилось недолго.

ВОЙНА
После начала 2-й Мировой в сентябре 1939, судно избежало германского плена и оказалось у британцев, где было мобилизовано на военную службу. В качестве военного транспорта Sobieski принял участие во многих знаковых событиях войны на море, упоминание о которых греют душу любителю морской истории.

НОРВЕГИЯ 1940


Военнослужащие 1/6-го батальона, полка герцога Веллингтона (West Riding), 147 бригады, 61-я дивизии беседуют с офицерами польского парохода MS Sobieski по пути в Норвегию, 20 апреля 1940 года.


Они же на борту лайнера MS Sobieski играют на палубе

В мае-июне 1940 г. эвакуирует союзные войска из Нарвика (Норвегия) во время операции Alphabet.

ФРАНЦИЯ 1940
В конце июля 1940 эвакуирует союзные войска из Западной Франции (операция Aerial).


Польские интернированные военнослужащие из лагеря под Тулузой, которых эвакуируют в том числе и на борту MS Sobieski во время одного из рейсов в Британию из Западной Франции. Июнь 1940 г. Всего спаслось 25 000 поляков


Генерал де Голль с представителем Черчилля генералом Спирсом на пути в Дакаре в сентябре 1940 года.

ЗАПАДНАЯ АФРИКА 1940
Уже в сентябре 1940 г теплоход участвует в Битве за Дакар (операция Menace) - неудачной попытке союзников отбить стратегически важный в Атлантике порт Дакар в Французской Западной Африке (ныне Сенегал) у вишистов. В операции приняло участие 8 000 десантников. Отрицательный результат на суше, выход из строя линкора HMS Resolution, уронили авторитет де Голля в глазах англичан надолго.


MS Sobieski, Атлантический океан, Сьерра Леоне, Фритаун - база британского флота в Западной Африке. 1940.

ЦЕННЫЙ ГРУЗ 1940

Далее в том же июле 1940 г. в составе конвоя перевозит около тысячи пленных немцев и итальянцев, а также часть польских ценностей в Канаду. Среди ценностей находились: Щербец - коронационный меч польских королей, Библия Гутенберга, 136 огромных гобелена 16 века, времен короля Сигизмунда из коллекции замка Вавель в Кракове, 36 рукописей Шопена, а также золотых слитков на несколько сотен миллионов долларов из Банка Англии. В этой связи нахождение пленных на борту как бы указывает на "живой щит", я правильно понимаю?
MS Sobieski идет в составе внушительного конвоя Royal Navy во главе линкора HMS Revenge под командованием адмирала сэра Эрнеста Рассела Арчера, который чуть позже станет старшим морским офицером в Северной России (с 1943 года) , а затем возглавит Joint Services Mission в Москве (с 1944 года).
По прибытию судна в Галифакс 13 июля 1940 ценности отправились в Оттаву.
Сразу после этого в составе конвоя MS Sobieski возвращается в Британию и привозит 8 077 канадских военнослужащих.


Рисунок солдата из 18-й дивизии, который следует на «Sobieski» в Галифакс в конце октября 1941 г.

1941
30 октября судно следует из базы британского флота в Шотландии в Галифакс в составе конвоя CT.5. На борту находились британские войска, которые должны были затем отправиться из Галифакса в Африку в составе первого американского конвоя WS-12x. Конвой прибыл в Кейптаун 8 декабря 1941 г. Через два дня Германия и Италия объявили войну США.

СИНГАПУР 1942


Освобожденные из печально знаменитого японского лагеря Changi, союзные военнослужащие прибыли в порт на госпитальные суда. 1945

В феврале начинается битва за Сингапур с японцами. Sobieski упоминается в связи с перевозкой на театр военных действий британской 18-ой пехотной дивизии, которая прибыв за несколько недель до финала, успела повоевать лишь короткое время, после чего попала в плен к японцам.
Sobieski вернется за ними в конце войны и заберет их на родину из печально известного в Британии лагеря Changi. Следуя на борту лайнера домой, британец James Bradley пишет книгу Towards the Setting Sun: An Escape from the Thailand-Burma Railway, 1943 о своем побеге из ужасного японского плена в джунглях. Там на строительстве ж/д дороги погибло более 100 000 пленных союзников.


Высадка на Мадагаскаре. Операция Ironclad. На заднем плане - транспорты.

МАДАГАСКАР 1942
В 1942 судно участвует в операции Ironclad, названной впоследствии Черчиллем "единственным эпизодом, который стал примером хорошего и умелого руководства войной". C 5 мая по 6 ноября 1942 года на Мадагаскар при поддержке крупного морского соединения высадились порядка 15 тысяч солдат союзников из Британии, Южно-Африканского Союза, Индии, Австралии, Таньганьики, Южной и Северной Родезий, а также из голландского добровольческого корпуса.


Британская корабельная эскадра на Diego Suarez, Мадагаскар после капитуляции французов. 1942 г. MS Sobieski - один из транспортов эскадры

Их целью было предотвращение захвата острова Японией. Здесь впервые были применены революционные для того времени средства и методы высадки морского десанта на необорудованное побережье(высадка на берег бронетехники, поддержка десанта авианосцами и др.). В дальнейшем опыт этой операции был так или иначе использован при разработке всех последующих морских десантов союзников, в том числе и для высадки в Нормандии в 1944 году. Стоит отметить, что силы де Голля после провала в Дакаре не были задействованы. Британцы на этот раз предпочли обойтись без них.
Интересно, если посчитать потерянные во время WW2 Францией корабли, то кто их потопил больше всех? Не удивлюсь, если англичане:)


Подписание капитуляции французами-вишистами на борту британского HMS Ramillies. Captain Howson, Chief of Staff to Rear Admiral Syfret with Colonel Claerbout, the Officer Commanding Diego Suarez

Союзникам противостояли силы вишистской Франции, представленные, в основном, колониальными войсками. Интересно, что 15 тыс. тонн топлива для операции доставили из Порт-Саида в порты Южной Африки два советских танкера - «Сахалин» и «Туапсе». Им было «по пути» помочь союзникам во время кругосветного перехода группы советских кораблей во главе с ледоколом «Микоян».
Что касается самого транспорта Sobieski, то после капитуляции гарнизонов острова британцы усердно тралили прибрежные воды и первым пустили в очищенный от мин район порта именно Sobieski, а уж затем туда зашли основные силы десанта. В Польше этим фактом очень гордятся. Скептики же понимающе улыбаются, подозревая британцев в практичности.
Далее, почему-то, описание активной жизни судна заканчиваются и судно мелькает лишь в списках различных конвоев союзников.

1943
В 1943 году Sobieski встречается в списке конвоя союзников WS 28, шедшего по африканскому маршруту Фритаун-Кейптаун-Аден.

1944
В 1944 году имя теплохода встречается в конвое, который вышел 25.12.1944 из Саутгемптона во Францию. На борту Sobieski находился 201st General Hospital. Дату можно связать с началом 16 декабря 1944 г. контрнаступления немцев в Арденнах.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ 1946-1950
По окончанию мировой бойни, MS Sobieski ходит под польским флагом по маршруту Генуя-Нью-Йорк и Неаполь-Галифакс. Но былые времена безвозвратно ушли - начиналась эра полетов через океан пассажирской авиации. В феврале 1950 г. Sobieski совершил свой последний 29-й североатлантический вояж. После чего был продан в СССР.


Учения по безопасности на борту MS Sobieski во время рейса с армянскими репатриантами


Открытка с борта теплохода, отправленная одним из репатриантов из Гибралтара

За это время теплоход "всплывает" в интересном эпизоде. В 1947 году группа американских армян решила вернуться в Армению. 162 человека плыли на Sobieski в январе 1949 года из США в Италию, где в Неаполе пересели на румынский теплоход, который шел на Батуми. Переселенцы отмечали в воспоминаниях, что были разочарованы, когда богатые интерьеры польского лайнера сменились суровыми отсеками румынского транспорта - "приземистого, некрасиво выглядящего грузового судна без каких-либо специальных помещений для пассажиров".

Вот, в общем, как-то так сложилась счастливая судьба польского довоенного судна с американских линий, ставшего свидетелем известных военных операций союзников на море, 20 лет возившего счастливчиков на советских черноморских круизах и ушедшего в свое последнее плаванье на разделку в конце 1970-х годов.

Польское видео, в котором под хронику якобы прибытия MS Sobieski в Америку замаскированы кадры из фильма "Корона российской империи"! Так рождаются фейковые сюжеты:)

Судьба тройки пассажирских судов германской судоходной компании «Seedienst Ostpreussen»: «Tannenberg», «Hansestadt Danzig» и «Preussen» в вихре исторических событий 1930-40-х гг.

Стихотворение Владимира Высоцкого Анатолию Гарагуле. Предлагаем вашему вниманию другое стихотворение Владимир Высоцкого — «Ну вот и всё! Закончен сон глубокий!»

Ну вот и всё! Закончен сон глубокий!
Никто и ничего не разрешает!
Я ухожу, отдельный, одинокий
По полю лётному, с которого взлетают!

Я посещу надводную обитель,
Что кораблём зовут другие люди.
Мой капитан, мой друг и мой спаситель!
Давай с тобой хоть что-нибудь забудем!

Забудем что-нибудь - мне нужно, можно!
Всё - женщину, с которою знакомы!
Всё помнить - это просто невозможно.
Да это просто и не нужно - что мы?

1969 г.

Интересные факты:

Гарагуля Анатолий Григорьевич (1922-2004 гг.) — капитан дальнего плавания, участник Великой Отечественной войны. Интересно, что воевал Анатолий Григорьевич в небе — был летчиком, а после войны решил покорить водную стихию — поступил и закончил Одесское высшее мореходное училище. С 1965 года — капитан теплохода «Грузия», а после его списания с 1975 года — капитан нового теплохода с тем же названием (правда, новый теплоход не обладал индивидуальностью и роскошью своего предшественника, что вызывало недовольство капитана).

Анатолий Гарагуля дружил с известнейшими деятелями культуры, которые путешествовали на теплоходе «Грузия», совершавшем круизы по Черному морю. Среди них Владимир Высоцкий, Марина Влади, Василий Аксенов, Константин Ваншенкин, Булат Окуджава, Петр Тодоровский и др.

Высоцкий и Влади отдыхали душой на теплоходе, скрываясь от любопытных глаз. Пара останавливалась в просторной каюте, питалась в личной столовой капитана. Вот как описан теплоход в воспоминаниях Марины Влади: «Каюты и салоны – необычайной роскоши. «Грузия» богато украшена коврами, чеканкой и росписью… Толя чудесно всё устроил: каюта уставлена цветами, на столе – фрукты, пироги и бутылка грузинского вина. Мы не знаем с чего начать…» Есть множество фотографий, на которых Высоцкий и Влади запечатлены вместе с Анатолием Гарагулей на капитанском мостике теплохода. Во время круиза на «Грузии» Высоцким было написано много замечательных стихотворений.

Анатолий Гарагуля снялся в кино — сыграл капитана теплохода «Глория» в фильме “Корона Российской Империи, или снова Неуловимые” в 1970 году. Анатолию Гарагуле Владимир Высоцкий посвящал стихотворения, из которых самое известное — «Человек за бортом».

50 лет назад в Мельбурне состоялись XVI Олимпийские игры. Интересно, что на их проведение претендовали 10 городов, причем 9 из них представляли американский континент, но МОК отдал предпочтение Мельбурну. Для спортсменов Северного полушария участие в ОИ-56 было связано со значительными трудностями: непривычные сроки проведения соревнований (ноябрь-декабрь), большие транспортные расходы. Тем не менее, атлеты СССР выступили на Играх блестяще, завоевав 37 золотых, 29 серебряных и 32 бронзовые медали. Достойный результат показал одесский стрелок Юрий Никандров: выступая на траншейном стенде, он занял высокое, 5-е место.

Но не только Ю. Никандров представлял наш город в Австралии. Задачу доставки спортсменов в Мельбурн и обратно (и советских, и из других социалистических стран) возложили на экипаж теплохода «Грузия». Среди тех, кто полвека назад совершил этот исторический рейс, был Николай Николаевич Янчев. Предлагаем читателям его воспоминания.

В 1956 ГОДУ Черноморское морское пароходство располагало лишь четырьмя дизель-электроходами: «Россия» (вместимость 500 человек), «Победа» (400), «Украина» (412) и «Грузия», которая могла принять на борт 800 пассажиров. Это обстоятельство оказалось решающим при выборе судна. Однако «Грузия» сошла со стапелей еще в 1939 году. Двигатели двойного действия системы «Бурмайстер и Вайн» были уникальными, и ЧМП не располагало запасными деталями, необходимыми для ремонта. Экипажу предстояло совершить невероятное: в кратчайший срок отремонтировать силовую установку и обеспечить ее надежную безаварийную работу. Я попал на судно в 1954 году и занимал должность второго механика. Именно меня стармех Григорий Васильевич Островидов назначил руководителем ремонтной бригады. Вопрос обеспечения надежной работы судовых механизмов решался на расширенном заседании с участием службы судового хозяйства. Механик-наставник пароходства С. Ф. Безрученко был настроен пессимистически. Его главный аргумент основывался на том, что рефрижераторная установка провизионных камер и системы кондиционирования не смогут работать при температуре забортной воды свыше 32 градусов. А в Красном море она достигает 34 и выше. Но мы справились и с этой проблемой. И капитан судна Ализар Шабанович Гогитидзе доложил лично А. И. Микояну: «Грузия» готова выполнить задание правительства. Анастас Иванович тогда занимал пост первого заместителя председателя Совета Министров - вот какое значение придавалось нашей миссии.

Конечно, наш теплоход по комфортабельности уступал нынешним современным лайнерам, но для середины 50-х выглядел вполне пристойно. Да и пассажиры не отличались излишней избалованностью. Вскоре стали прибывать первые делегации. Необходимо было не только разместить людей, но и загрузиться спортивным оборудованием - яхтами, каноэ, байдарками, велосипедами и так далее. Ряд команд - футболисты, ватерполисты, боксеры, волейболисты и другие - добирался в Мельбурн авиатранспортом, а обратно во Владивосток мы уже шли все вместе.

Наконец судно ошвартовалось от одесского причала и взяло курс к австралийским берегам. Не буду описывать красоты путешествия: нам, морякам, да и спортсменам тоже, тогда было не до них. Каждый выполнял свою работу. Обстановка на судне сложилась непростая. Шел 1956 год, в Венгрии происходили известные события. А ведь венгерские спортсмены находились рядом с советскими. Они ежечасно интересовались у наших радистов: что происходит на родине?

А. Ш. Гогитидзе решил швартоваться на следующий день - дабы избежать провокаций в связи с годовщиной Октября и восстанием в Венгрии. Однако все прошло спокойно. Нас встречали тысячи людей. В Австралии проживало множество выходцев из России и Украины, особенно Западной. Каждый хотел поговорить с земляками, расспросить о жизни, узнать, как изменились родные город, село, деревня. Заодно и мы просвещались относительно свободы личности, условий труда и заработной платы.

Спортсмены покинули борт судна и разместились в Олимпийской деревне. Ну а мы стали их ярыми болельщиками. У меня же произошла удивительная встреча - с другом юности Петей Бреусом. В 1948 году мы вместе окончили мореходное училище. Петр уже тогда отличался высокими результатами в плавании, но вскоре переключился на водное поло. При этом добился таких успехов, что его включили в состав сборной СССР. В Мельбурне он вместе с асами Б. Гойхманом, М. Рыхаком, П. Мшвениерадзе и другими спортсменами завоевал бронзовую медаль. А путь к «золоту» им преградила команда Венгрии. Эта дуэль превратилась в настоящее поле битвы. Спорт отошел на второй план. В ход шли недозволенные приемы. Рефери не скрывал своей предвзятости. Я впервые стал свидетелем того, как политика вмешивается в столь мирное явление, как спорт. Чтобы больше не возвращаться к этой теме, расскажу еще об одном случае. Один из руководителей венгерской делегации неожиданно вернулся на судно и попросил капитана предоставить ему каюту, так как опасался за свою жизнь. И основания у него были самые серьезные: вернувшись в свой номер, он почувствовал запах бытового газа.

Тем не менее, никакие политические события не могли заслонить главное - старты Олимпиады. Экипаж «Грузии» «болел» изо всех сил. Я был среди самых завзятых фанатов, старался посетить как можно больше соревнований. До сих пор незабываемыми «кадрами» стоят перед глазами великолепные победы несгибаемого Владимира Куца, обаятельной Ларисы Латыниной, элегантного Владимира Енгибаряна, его коллег по боксу Шаткова, Сафронова, Мухина. Но особое место, конечно же, занимал футбол. Как мы орали во время полуфинального матча с болгарами! Нас даже в Москве было слышно. Да-да, это не преувеличение, так как наша группа располагалась буквально рядом с комментаторской кабиной, из которой Николай Озеров вел репортаж. За 12 минут до конца игры нам забили гол. Все решило изумительное мастерство Эдуарда Стрельцова - он сначала сравнял счет, а затем забил победный мяч. А как не восхищаться мужеством Николая Тищенко! Он не ушел с поля, несмотря на то, что играл со сломанной ключицей! После этого матча я не просто охрип, но даже приболел, уже по-настоящему.

Возвращались мы через Владивосток. Расчет был таким: прибыть домой к 30 декабря, чтобы олимпийские герои смогли встретить Новый год в домашнем кругу. Настроение было замечательное. Петя Бреус познакомил меня с футболистами, ставшими олимпийскими чемпионами. Лев Яшин подарил мне книгу другого легендарного вратаря - Алексея Хомича, на которой оставили свои автографы все члены сборной. И, представьте себе, этот уникальный экземпляр я уступил судовому завпроду. В свое оправдание приведу две причины. Во-первых, мой коллега был более серьезным болельщиком, чем я, - регулярно ходил на Соборку, знал результаты всех матчей чемпионата страны. Во-вторых... Дело в том, что у футболистов наступал зимний перерыв, да и выигрыш Олимпийских игр настраивал на благодушный лад не только игроков, но и тренеров. И пошли «дни рождения» - один за одним. А тут без помощи завпрода не обойтись - за выдачу шампанского отвечал он.

Многое можно было бы еще порассказать об этом удивительном рейсе, однако пора закругляться. Подумать только, 50 лет прошло! Но в моей памяти навсегда останутся олимпийские будни Мельбурна, которые принесли нам столько радости.

Николай Янчев.

Член совета ветеранов флота ГСК ЧМП, 2-й механик т/х «Грузия» в 1956 году.

Теплоход «Грузия» - флагман Черноморского пассажирского флота.

На палубе - олимпийские чемпионы по футболу. Узнаете? Первый слева - Игорь Нетто, третий - Эдуард Стрельцов. Первый справа - Никита Симонян, впоследствии он работал в Одессе главным тренером «Черноморца»; пятый - Лев Яшин.

12 сентября 1941 года передовые части 11 Германской армии подошли к Перекопу, северной границе Крыма. С того момента бежать с полуострова стало возможным только по морю.

Все сухопутные трассы быстро были взяты под контроль немецкими войсками. Около миллиона человек мирного населения оказались в ловушке. Немецким подготовленным войскам противостояли разрозненные войска Красной Армии, которые не давали большого шанса на победу.

К началу ноября 1941 года бегство жителями Крымского полуострова приняло массовый характер. С приближением фашистских войск в городах началась паника. За посадку на любой транспорт шла настоящая борьба. Эвакуация мирного населения производилась по единственной схеме из Севастополя и Ялты в Туапсе на Кавказе.

Теплоход «Армения » пришвартовавшийся в начале ноября 1941 года в порту Севастополя как нельзя лучше подходил для этой цели.

Теплоход «Армения » был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в ноябре 1928 года и относился к типу пассажирских судов «Абхазия ». Всего было построено четыре однотипных корабля: «Абхазия », «Грузия », «Крым » и «Армения » для Черноморского морского пароходства. Теплоход «Армения » успешно совершал рейсы на Кавказ, перевозя более 10000 человек в год.

теплоход «Армения» фото

строительство теплохода «Армения»

теплоход «Абхазия»

теплоход «Грузия»

8 августа 1941 года двухпалубное грузопассажирское судно на период военных действий было переоборудовано в . Пассажирские каюты стали медицинскими палатами, а на бортах появились специальные символы - Красный крест.

Утром 6 ноября 1941 года началась посадка на теплоход «Армения ». Сначала судно не было пришвартовано к пирсу, во избежание давки и возможного штурма, пассажиров доставляли на борт в лодках. Внезапно поступил приказ из штаба Севастопольского оборонительного района об эвакуации из города всего медицинского персонала Черноморского флота. В результате лучшие врачи Крыма оказались на одном судне. Чтобы выполнить приказ капитану Владимиру Яковлевичу Плаушевскому пришлось теплоход «Армения » пришвартовать к причалу Корабельной бухте и сюда сразу хлынули огромные толпы ищущих спасение жители города. Каждый хотел попасть на судно. В панике пассажиры стали пробираться в технические помещения на самые нижние палубы. Теплоход с эвакуировавшимися людьми был заполнен сверх нормы. Люди стояли плотно прижавших друг к другу, но это был единственный шанс на спасение.

Переполненный напуганными людьми в 17:00 6 ноября 1941 года теплоход «Армения» отшвартовался от причальной стенки и вскоре скрылся за горизонтом и исчез не только из вида провожавших, а и советской истории.

У провожавших севастопольцев появилось чувство отчаяния за то, что они не использовали свой шанс. Но это стало бы реальностью, если бы взяло курс на установленный кавказский маршрут.
Из Севастополя теплоход «Армения » увозил медицинский персонал Черноморского флота, сотни тяжелораненых бойцов и тысячи мирных жителей. Война на море еще не началась, поэтому дорога была каждая минута. Кавказ был свободен и ничто не мешало спасти людей. Но капитан Плаушевский получил приказ от главного командования Черноморского флота зайти в Ялту и забрать еще нескольких пассажиров.

В 02:00 7 ноября теплоход «Армения » прибыл в порт Ялта. Во время этого перехода медицинское судно задержалось на 3 часа, прождав на рейде Балаклавы транспорт с неким грузом для доставки на борт. Погрузив несколько плотно запечатанных черных ящиков судно «Армения » снялось с якоря и продолжило свой рейс. Сопровождающие агенты НКВД остались на борту с целью обеспечения охраны груза.

В Ялте на переполненный теплоход «Армения » погрузилось еще сотни испуганных людей. Только в 08:00 7 ноября 1941 года медицинское судно смогло выйти и взять курс на Туапсе, потеряв бесценное время. Тем временем командующий Черноморским флотом адмирал Октябрьский отдал приказ не выходить из порта до темноты, т. е. 19:00, но капитан Плаушевский нарушил его. Всего в 10 км от Ялты в Гурзуфе уже бесчинствовали гитлеровские войска. Капитан принял самое главное в своей жизни решение, и он отдал приказ, чтобы спасти вверенных ему врачей, но было уже поздно.

Отойдя на расстояние около 25 миль от полуострова Крым «Армения » был атакован двумя торпедами немецкого бомбардировщика типа He-111H, который проигнорировал опознавательные знаки. В 11:29 судно с 7000 медицинского персонала и мирными жителями затонуло в Черном море на глубине 472 метра. В ужасной трагедии только 8 пассажирам на шлюпке удалось спастись.

Эта огромная цифра погибших на одном корабле кажется невероятной, но еще удивительнее тот факт, что в наше время никто не знает об одной из самых чудовищных морских катастроф в истории второй мировой войны. Ведь на борту теплохода «Армения » людей погибло больше чем на легендарных лайнерах « » и « ».

Информация об этой трагедии держалась в строжайшем секрете. Недавно украинским историкам удалось обнаружить эти подробности. Причиной гибели теплохода стали две незапланированные остановки, приведшие к потере времени. Командование Черноморского флота отдало приказ, который допустил целый ряд ошибок, а ведь врачи погибшего корабля могли спасти тысячи жизней солдат и офицеров, воевавших против нацистской Германии.

И только один человек Владимир Яковлевич Плаушевский взял на себя ответственность за недопустимые ошибки своего руководства. Нарушив приказ, он предпринял последнюю возможность спасти людей, предотвратить которую было уже невозможно.

9 мая 2010 года несколько ветеранов Великой отечественной войны возложат венки в районе, где предположительно произошло трагедия.

Технические данные пассажирского теплохода «Армения»:
Длина - 112,1 м;
Ширина - 15,5 м;
Высота борта - 7,7 м;
Водоизмещение - 5770 тонн;
Силовая установка - два дизельных двигателя мощностью 4000 л. с.;
Скорость - 14,5 узла;
Количество пассажиров - до 980 человек;
Экипаж - 96 человек;

Страница 4 из 7

В этом же году санитарный транспорт был расформирован и возвращен гражданскому ведомству. За годы войны "Львов" выполнил 35 эвакорейсов и доставил в тыл 12431 чел. На теплоходе 325 раз звучали сигналы "боевой тревоги" и он уклонился от атак более 900 самолетов противника. Вблизи его борта разорвалось свыше 700 авиабомб, в корпусе насчитали более 300 пробоин. По транспорту было выпущено 26 торпед, он дважды тонул. Семнадцать членов экипажа были убиты и сорок пять получили ранение. После ремонта 1946-1947 гг. судно вновь поставили на линию Одесса-Батуми. В 1950 г. - вновь ремонт и в 1952 г. теплоход перевели на линию Одесса-Жданов-Сочи.

В свой последний рейс "Львов" вышел из Одессы 11 октября 1964 года и прошел по всем портам Причерноморья, где в годы войны пролегали его маршруты. Потом судно было передано самым юным морякам - детской флотилии. Сначала теплоход стоял на якоре в Одессе, а затем его перевели в Херсон, где более двух десятилетий к нему приходили юные моряки. Коридоры и каюты теплохода заполняли будущие матросы, механики, радисты, капитаны. Многие из тех, кто плавал по морям и океанам планеты или трудился на мощнейших судостроительных заводах страны, начинали свою жизнь на палубах теплохода «Львов». Испанский лайнер-"интернационалист" честно отслужили своей второй Родине и достоин благодарной памяти потомков.

Неожиданным пополнением для Черноморского пассажирского флота после войны стали два бывших польских лайнера. В 1949 году из Польши прибыл паротурбоход "Ягелло", который был построен в 1939 г. в Германии для Турции под названием "Dogu", затем реквизированный самой Германией. Судно получило новое имя - "Duala". Захватившие после войны судно англичане дали ему имя "Empire Ock". Судно принимало участие в военных перевозках до 1946 года, когда было передано Советскому Союзу по репарациям, который временно переуступил паротурбоход Польше, где ему дали имя "Ягелло".

В 1949 году лайнер был возвращен СССР и получил название "Петр Великий". Судно имело полную вместимость 6261 брт. Длина корпуса лайнера составляла 125,1 м, ширина - 16,1 м, осадка - 6,63 м. Две паровых турбины с низким давлением пары позволяли судну развить скорость полного хода в 15 узлов.

"Петр Великий" брал на борт 610 пассажиров, но судно оказалось шатким, с изнурительной качкой, что пугало туристов.

В 1974 году лайнер был продан на сметаллолом в Испанию и его отбуксирован для разборки в порт Кастеллон.

Другим лайнером, который прибыл на Черное море из Польши, стал теплоход "Собески". Судно было построено в 1939 году на верфи в Ньюкасли (Великобритания). Полная вместимость лайнера составляла 11 030 брт. Длина корпуса - 155,9 м, ширина - 20,5 м, осадка - 7,72 м. Два восьмицилиндровых дизеля Кинкейд работали на два винты и обеспечивали скорость полного хода 16 узлов. Судно могло взять на борт 850 пассажиров. Лайнер в своё время специально строился для работы на линии Гдыня (Гданск) - Нью-Йорк. Во время войны "Собески", как военный транспорт, брал участие в десантных операциях у Нарвика, Мадагаскара, Сицилии, Салерно, Северной Африки и Нормандии. По завершении войны теплоход был возвращен в 1946 году на линию Гдыня - Нью-Йорк.

В 1950 году поляки передали судно Совторгфлоту (Одесскому Черноморскому пароходству). Теплоход получил новое название "Грузия", и начал регулярные рейсы на Крымско-Кавказской линии в Черном море. Безаварийно судно прослужило до апреля 1975 года, когда было исключено из состава Черноморского пароходства и продано на слом в итальянский порт Ла-Специя.

Как чистые трофеи после войны Черноморскому пароходству по репарациям были переданы от Румынии, союзника Германии, ещё некоторые суда. Первым реальным пополнением пассажирского флота на Черном море стал белоснежный красавец-лайнер с именем "Украина". Этот теплоход до войны принадлежал королевской Румынии и уже тогда полуофициально имел прозвище "Белый лебедь Черного моря". А Лайнеры "Бессарабия" и "Трансильвания" были спроектированы в Дании по румынским заказом в 1934 году. 26 июня 1938 года. к строю вошла "Трансильвания". Через три месяца закончилось и строительство "Бессарабии". Предусматривалось, что оба теплохода будут использоваться на линии Констанца - Стамбул - Пирей - Александрия - Яффа - Хайфа - Бейрут - Александрия - Пирей - Стамбул - Констанца. Но начало второй мировой войны перечеркнуло эти планы. До апреля 1940 года лайнеры перевозили польских беженцев-евреев из Констанцы в Бейрут. Дважды во время войны оба лайнера едва не стали мишенями советских субмарин, которые выходили на позиции к Босфору. Румынское правительство вынуждено было задержать возвращения теплоходов на родину и оставить их на рейде Стамбула, вплоть до окончания боевых действий. Ну а потом пути теплоходов разошлись: "Трансильвания" была оставлена Румынии, а "Бессарабию" передали СССР. Румынская "Трансильвания" вплоть до начала 70-х годов осуществлял пассажирские перевозки в Черном, Эгейском и Адриатическом морях, около побережья Северной Африки. Иногда она заходила в Одессу и судно из далека можно было принять за т/д "Украина"